Развитие связной речи в ДОУ
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

В ФГОС развитие речи выделено самостоятельной образовательной областью.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является связная речь.

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Этому направлению в своей работе  педагоги уделяют особое внимание.

Связная речь - развернутое, законченное, композиционно, грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

О великий, богатый…русский язык!

Учитель-логопед ГБДОУ №17 Петродворрцового г. Санкт-Петербурга

Онегова Татьяна Леонидовна

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - так сказал о нашем родном языке И. С. Тургенев.

Русский язык входит в число мировых (глобальных) языков. В 90-х годах 20 века русским языком владело 350 млн. человек.

По данным исследования 2006 года русский язык остается родным для 130 млн. граждан России; примерно 30 млн. граждан СНГ; 114 млн. владеют русским языком, как вторым или иностранным. Количество людей  владеющих русским языком сокращается по демографическим причинам.

Прогнозируется ослабление позиций русского языка к 2020 году до 215 млн., к 2050 до 130 млн.

Нас педагогов тревожит, что в последнее время русский язык становится посредником, на котором читается западная литература, смотрятся иностранные фильмы.

В 2011 году на правительственном уровне вышел указ «О дне русского языка» в целях сохранения, развития русского языка как национального достояния, средства международного общения и части великой культуры и духовного наследия  мировой цивилизации.

Русский язык это великий язык, на котором писали А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Многие шедевры мировой литературы созданы именно на русском языке.

И чтобы язык оставался великим и могучим, он должен обладать, способностью откликаться на современные явления, не стоять на месте. Необходимо продолжать создавать свою культуру, научные знания высочайшего качества.

И уже сегодня на первой ступени образования педагоги развивая речь дошкольников, вносят вклад в развитие и процветание русского языка.

Именно, нашим детям, мы передаем наш великий и могучий русский язык, который необходимо сохранять, развивать, сделать его полифункциональным, динамично развивающимся коммуникативным инструментом общения на мировом уровне.

Развитие связной речи является актуальной проблемой нашего общества.

Снижение уровня бытовой культуры, бедное «говорение», реклама с экранов телевизоров, западные боевики, мультфильмы, компьютерные игры, бульварная литература – создают предпосылки и прямую угрозу русскому языку.

Огромная ответственность по формированию речи лежит на педагогах.

В ФГОС развитие речи выделено самостоятельной образовательной областью.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является связная речь.

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Этому направлению в своей работе  педагоги уделяют особое внимание.

Связная речь - развернутое, законченное, композиционно, грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Можно выделить основные этапы по формированию связной речи

 (деление чисто условное, на практике,  все этапы тесно связаны, происходит их взаимопроникновение)

I. Подготовительный этап:  

Интеллектуальное развитие, особенно, по развитию мышления; и связанных с мышлением других познавательных процессов восприятия, представления, памяти, внимания.

Особое место на данном этапе занимает развитие мелкой моторики.  Оказывающее благоприятное влияние на речевое развитие, психическое развитие, укреплению нервной системы.

Речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических   категорий, формирование произношения

На данном этапе нежелательно ритмизированное проговаривание потешек, стихов. Чтобы не формировать трудно преодолимую монотонность, невыразительность, скандированность речи.

II. Начальный этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии процессов: развития мышления и речи

III. Основной этап – формирование монологической речи: обучению рассказыванию (пересказов, составлению рассказов).

Педагоги нашего учреждения по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников используют в собственной речи разнообразную богатую лексику.

Поощряют правильную  и красивую речь детей (хвалить за правильные высказывания, за использование новых и редких слов, за употребление «волшебных слов» и т. д.)

Расширяют, уточняют и активизируют словарь детей за счет расширения знаний об окружающем  в рамках лексических тем.

Обогащают словарь  прилагательными, наречиями, причастиями, родственными словами, синонимами, антонимами.

Совершенствуют  навыки словообразования, словоизменения, различных видов согласования.

Активно используют неорганизованные виды деятельности: режимные моменты, прогулку,  игровую и другие виды деятельности

Основными направления речевого развития на подготовительном этапе являются:

Развитие восприятия, понимания речи. Понимание постепенно усложняющихся инструкций: бытовых, игровых ситуаций. Грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов. Расширение пассивного словаря.

Развитие экспрессивной речи. Главная задача - побудить у детей желание речевого общения.

Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения: развитие артикуляторной моторики; формирование фонематического восприятия; формирование фразы, предложения.

Завершение подготовительного этапа определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении.

Совершенствование фразы, предложения продолжается в последующей работе по формированию связной речи: преобразование деформированной фразы; составление предложений по опорным словам; составление предложений с данным словом; распространение предложений по вопросам и путём наращивания слов по цепочке;  преобразование предложений путём изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.

Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно приступить к работе над диалогической речью.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, сменяющийся вопросами и ответами.

Диалогическая речь значительно легче монологической речи. В ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

Владение диалогической речью означает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.

Начальный этап формирования связной речи - овладение диалогической речью. Педагоги решают основные задачи в работе над диалогической речью: научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы); учить постановке вопросов; воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу.

Обучают умению отвечать на вопросы: репродуктивные, поисковые, проблемные.

Репродуктивные вопросы наиболее легкие, доступные, с простыми ответами  на вопросы: кто, кто это, что, что это, что делает? Ответы, на них, как правило,  однословные (односоставные предложения и неполные) Кто это? Кот.  Вопросы усложняются, переход к двухсловным предложениям, помогая детям, подсказывая начинать ответ с последнего слова: Что делает кот? Кот (подлежащее) спит. Вопрос: Что кот делает? нежелателен.

Репродуктивные вопросы и ответы на них помогают удерживать последовательность высказывания, повествования, развивают память.

Поисковые вопросы где, куда, откуда, как, когда, сколько, какой?

более  сложные и в ответах используются полные распространенные предложения. Вопросы ставятся также по принципу подсказывающего начала ответа на вопрос.

Из 2 вариантов: Где спит кот?  Где кот спит? (используем 1)

Поисковые вопросы,  как и репродуктивные,  помогают удерживать последовательность высказывания, повествования, развивают память  и также развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы  почему, зачем? более сложные. Требуют мотивации, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций. Ответы на проблемные вопросы, это сложноподчиненные предложения, с придаточными причины или цели.

Проблемные, помогают устанавливать причинно-следственные связи, смысловые ассоциации, развивают логическое мышление, выстраивают смысловые связи между отдельными предложениями и объединяют их.

Более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение детей постановке вопросов.

Педагоги постепенно формируют у дошкольников умения постановки вопросов:

Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке или предмету: по данному взрослым образцу, без образца.

Постановка вопросов Что делает?: по демонстрации действия, по элементарной 1-фигурной картинке, закрепление проводится с образцом и без образца.

Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам (противопоставления действий). Работа с парными картинками. ( Утка летит. Гусь  плывет.)  Педагог дает образец вопросов к картинке: Кто это? Кто летит? Что делает утка?  Дети по образцу, задают вопросы по 2 картинке.

Далее усложнение вопросов их трансформация по образцу:

Кто летит, а кто плывет?

Что делает утка и что делает гусь?

Модель отрабатывается с другими парами картинок.

Постановка серии репродуктивных вопросов (группа усложнённых сюжетных картинок предмет – действие - объект)

Постановка репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке (несколько субъектов - несколько действий - несколько объектов)

Усложнение сюжетных картинок элементами пейзажа, добавляются вопросы поискового характера сколько? Где? Куда? Откуда? Как? Какой? Сколько?

Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие

Прослушав предложение: Кошка ловит мышку. Дети называют в предложении предметы (кошка, мышка) и действие (ловит).

Выставляются на доске предметные картинки и символы-заменители.

Кошка (картинка)   ловит (символ===)     мышка (картинка)

Карточки убежали (переворачиваются). И вернутся тогда, когда вы зададите вопрос к каждой убежавшей картинке, карточке.

Кто ловит мышку? – Кошка.  (Картинка открывается и т.д.)

Кого ловит кошка? – Мышка.

Что делает кошка? – Ловит.

Заканчивается работа повторным «чтением» предложения по наглядной  (схеме) модели.

Работа по постановке вопросов к трём предложениям.

Проводится беседа по содержанию литературного произведения, по картине со сложным сюжетом, по пейзажу.

Беседа носит тематическую направленность, продолжительна по времени, требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального, эмоционального развития детей и большой подготовительной работы педагога.

Сформированность диалогической речи дает возможность сделать следующий решающий шаг в овладении связной речи. И перейти к основному, завершающему этапу – формированию монологической речи.

Формирование монологической речи  ведется интенсивно с детьми старшего, подготовительного возраста.  

Основные функции связной речи значимы для развития дошкольников.

Коммуникативная: сообщения (информативная); побуждение к действию (регулирующая).

Средство выражения мыслей, образования и их развития.

Задача формирования монологической речи, на данном этапе,

научить детей связно и последовательно, логически стройно и закончено, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание.

Формы монологической речи: описание, повествование, рассуждение  (школьный возраст)

Направления по формированию связной монологической речи

Обучение рассказыванию по 2 направлениям:

Обучение пересказу, воспроизведение просушенного текста.

Обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.

Выбор текста для пересказа, педагогами определяется на этапе планирования. Выбор тексты определяется  критериям: небольшой объём; доступность содержания с учётом возраста и речевого развития; чёткость композиции; простота сюжета; доступность языка; высокая нравственность содержания; высокая  художественность текста.

С дошкольниками проводится подготовительная работа, знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа.

Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме, наблюдение в природе и окружающей жизни; рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа, лексико – грамматические упражнения, материальное обеспечение (оборудование) к занятию; заучивание потешек, чисто- , скороговорок, пословиц, стихов и т.д. , способствующих пониманию содержания рассказу.

Непосредственное обучение пересказу

- Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Цель-целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми

- Второе чтение с установкой на запоминание и пересказ

- Беседа по содержанию. Цель-усвоение содержания произведения. Вопросы репродуктивные, поисковые помогают установить, запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, развивают внимание и память.

- Вопросы проблемные – устанавливают причинно-следственные связи, зависимость между событиями, понимание смысла произведения, замысла автора, логического мышления

Приёмы работы над текстом произведения: это рассмотрение иллюстраций, картинок. Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок. Придумывание дополнительной, недостающей (пропущенной) картинки к фрагменту текста. Выделение из текста фраз к каждой картинке. Выделение, проговаривание, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор, повторов, зачинов, прямой речи героев).

Лексико-грамматические упражнения по тексту распространение и преобразование предложений, обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных вариантов

Третье чтение текста после беседы и работы над текстом.  Цель - расставление смысловых акцентов (отрывков), деление текста на части и последующее составление плана.

План, в соответствии с задачами,   предлагается педагогом, как  готовый план, его пункты соотносятся с частями (отрывками) текста. Коллективный план в соответствии со смысловыми отрывками произведения, картинный план (картинки, символы, пиктограммы).

Плана оформляется, как цитатный, ключевые, значимые фразы из текста, Вопросительный, вопросительные предложения. Повествовательный, простые двухсоставные повествовательные предложения. Назывной, односоставные назывные предложения.

Пересказ осуществляется по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.  Пересказ с опорой легче для детей. Используются виды зрительной опоры: иллюстрации, серии сюжетных картинок, набор предметных картинок к тексту, символы, пиктограммы.

Виды вербальной опоры: восстановление деформированного текста (нелитературного), подсказка первой фразы или приём договаривания предложений детьми, опорные слова, опорные фразы

Пересказ проводится как коллективный,  выборочный, по цепочке, с  элементами драматизации, с  изменением лица.

Значение пересказа в формировании монологической речи значимо.

Это качественное и количественное обогащение словаря. Употребление обогащенной лексики в активной речи; формирование грамматического строя речи; усвоение структуры связных высказываний, способности их построения, планирующей функции речи; развитие речевого самоконтроля. Воспитание внимания к слову, языкового чутья, грамматическому, синтаксическому оформлению речи. Усвоение художественных приемов  и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества. Активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти, мышления, особенно логического. Закрепление правильного звукопроизношения слов.

Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста. По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные, рассказы – рассуждения  (школьная программа)

Работа по составлению повествовательных и описательных рассказов имеет свои особенности. Некоторые характерные черты, свойственные повествованию и описанию, представлены в таблице.

Повествовательный рассказ

Описательный рассказ

1.Имеет сюжет и фабулу

2.Передает события в определенной временной последовательности

3.Примерная структура рассказа:

Начало (экспозиция) – знакомство с героями, обстановкой;

Завязка – с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа;

Развитие действия – изложение последовательности событий, эпизодов;

Кульминация – момент наивысшего напряжения;

Окончание – развязка, итог повествования

1.не имеет

2.Отсутствует временная последовательность

3. Примерная структура рассказа:

Название предмета или явления, описываемого в рассказе;

Характерные признаки предмета или явления (внешние, внутренние);

Назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

Какую приносит пользу;

Отношение к данному предмету или явлению

В работе с детьми используются виды рассказов (по познавательной деятельности, преобладающему психическому процессу)  по восприятию, воображению, представлению.  

Рассказы по восприятию. Значительно легче, благодаря, непосредственной зрительной, наглядной опоре. Это повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок;  повествовательные рассказы по сюжетной картинке; описательные рассказы по предметным картинкам, предметам;  описательные рассказы по несложным пейзажным картинам.

По представлению рассказы из личного опыта детей, прошлые восприятия, рассказы-миниатюры из жизни детей по событиям в детском саду, в семье, во дворе и т.д.

По воображению. Это придуманные рассказы, результат детской фантазии, развитого воображения, образного мышления, литературного творчества.

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности: придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа или сказки по аналогии, по предложенному (готовому) сюжету, по заданной теме.

Сохранение великого русского языка, это задача каждого педагога. Приобщение детей к сокровищнице русской литературы, к устному народному творчеству, к богатому, яркому, выразительному языку наших предков.

Сбережение русского языка является насущной необходимостью для сохранения история народа, развития пути цивилизации и культуры.

Литература:

  1. В. В. , С. В. Коноваленко. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., «Гном и Д», 2001
  2. Н. В. Нищева. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 -7 лет).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...