Открытое занятие по развитию речи "«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лимаренко Светлана Валерьевна

Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе Составила: воспитатель Лимаренко С.В. МКДОУ детский сад «Малыш» Цель: формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. Задачи: Обучающие: • Формирование грамматического строя речи; • Обогащение и активизации словаря; • Работа над смысловой стороной слова; • Формирование связной речи. Развивающие: • Развивать культуру речевого общения; • Развивать познавательную сферу; • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку; • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях. • Показать мудрость и красоту сказок. Воспитывающие: • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. • Воспитывать умение работать коллективно. Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Рассматривание иллюстраций, выставка книг. Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_po_skazkam_k.i.chukovskogo.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе

Составила: воспитатель Лимаренко С.В.

МКДОУ детский сад «Малыш»

Цель: формирование различных сторон речи и  нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование грамматического строя речи;
  • Обогащение и активизации словаря;
  • Работа над смысловой стороной слова;
  • Формирование связной речи.

Развивающие:

  • Развивать культуру речевого общения;
  • Развивать познавательную сферу;
  • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;
  • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
  • Показать мудрость и красоту сказок.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
  • Воспитывать умение работать коллективно.

Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево».

Рассматривание иллюстраций, выставка книг.

Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.

Ход занятия:

Психологический настрой:

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Сюрпризный момент

Ребята, вот у меня в руке письмо, я вам его сейчас прочитаю:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки!

Вот я и решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Великий сказочник К.И. Чуковский.

Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!

Вос-ль: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского. Слайд 1

К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил». Слайд 2

Вос-ль: Ну что, ребята поиграем? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте! Игра «Доскажи словечко».

Вос-ль: А потом позвонили цапли:

            - Пришлите, пожалуйста, (капли)

              Мы лягушками нынче объелись,

              И у нас животы (разболелись!) (слайд 3)

Дети: Телефон.

Вос-ль: "Я кровожадный,

               Я беспощадный,

              Я злой разбойник (Бармалей!)

              И мне не надо

              Ни  (мармелада,)

              Ни (шоколада,)

             А только маленьких

             Да, очень маленьких!  (Детей!") (слайд 4)

Дети: Бармалей.

Вос-ль: Вдруг из подворотни

             Страшный великан,

             Рыжий и усатый (Та-ра-кан!)

            Таракан, таракан,

             (Тараканище!)                           (слайд 5)

Дети: Тараканище.

Вос-ль: Свинки замяукали:

             (Мяу, мяу!)

             Кошечки захрюкали:

             (Хрю, хрю, хрю!)

            Уточки заквакали:

            (Ква, ква, ква!)

            Курочки закрякали:

            (Кря, кря, кря!)                          (слайд 6)

Дети: Путаница.

Вос-ль: Как у наших у ворот

             Чудо-дерево (растёт).

             Чудо, чудо, чудо, чудо

              Расчудесное!

              Не листочки на нём,

              Не цветочки на нём,

             А чулки да башмаки,

             Словно (яблоки!)                     (слайд 7)

Дети: «Чудо-дерево»

Вос-ль: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились.

Вос-ль:  - Много сказок есть на свете,

                 Сказки очень любят дети,

                 Все хотят в них побывать

                 И немножко поиграть.

- Ребята предлагаю  вам поиграть в следующую игру «Сколько?».

2 тарелки, 5 тарелок.           (слайд 8, 9)

2 стакана, 5 стаканов.         (слайд 10, 11)

2 кастрюли, 5 кастрюль.     (слайд 12, 13)

2 кувшина, 5 кувшинов.     (слайд 14, 15)

2 ложки, 5 ложек.               (слайд 16, 17)

2 ножа, 5 ножей.                 (слайд 18, 19)

Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь посмотрите на экран. Что на нём изображено?

Дети: Дерево. (слайд 20)

Воспитатель: Правильно! Но это дерево  непростое, а волшебное «ни листочка на нём, ни цветочка на нём, а чулки и башмаки, словно ягоды». Сейчас на экране будут появляться предметы, вы их будите называть и превращать в ласковые слова. Игра «Ласковые слова».  

Туфли – туфельки;

Кофта – кофточка;

Сапоги – сапожки;

Тапки – тапочки;

Шапка – шапочка;

Шорты – шортики;

Носки – носочки;

Юбка – юбочка.

Вос-ль: Молодцы ребята! А теперь немного разомнёмся.

Физминутка

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

 По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.

- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

Вос-ль: Ребята, наш знакомый Бармалей просит помощи. Он  придумал предложения по картинкам, но всё перепутал. Давайте ему  поможем исправить ошибки.

  • Коза кормит девочку – Девочка кормит козу;                 (слайд 21)
  • Мяч играет с мальчиком – Мальчик играет с мячом;     (слайд 22)
  • Дорога едет по машине – Машина едет по дороге;         (слайд 23)
  • Чашка разбила девочку – Девочка разбила чашку;         (слайд 24)
  • Вова разбил стеклом мяч – Вова разил мячом стекло.   (слайд 25)
  • Книга читает девочку – Девочка читает книгу.               (слайд 26)

 Вос-ль: Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.

«Перед вами поляна цветов, но цветы непростые, а сказочные. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».

 (Каждый ребенок по очереди берет цветок и передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки).

  1.     Вдруг из маминой, из спальни    (слайд 27)

 Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

 И качает головой.                (Мойдодыр)

  1.      Десять ночей подряд                (слайд 28)

 Он лечит несчастных зверят

 И ставит и ставит им градусники.  (Айболит)

  1.     Солнце по небу гуляло                 (слайд 29)

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

 Стало заиньке темно.        (Краденое солнце)  

  1.    Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,   (слайд 30)

И в руке его горит маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку, саблю вынимает

И ему на всём скаку голову срубает!              (Муха – Цокотуха)

\

  1.      А за ними вдоль забора              (слайд 31)

 Скачет бабушка Федора

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

 Воротитесь домой!»          (Федорино горе) 

Воспитатель: Молодцы справились с заданиями! Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Слова – наоборот» (слайд 32). Я называю слово, а вы называете ему противоположное.                                      

Чистый – грязный;

Храбрый – трусливый;

Добрый – злой;

Трудолюбивый -  ленивый;

Хороший – плохой;

Здоровый – больной;

Радовать – огорчать;

Тепло – холодно;

День – ночь;

Весёлый – грустный;

Холодный – горячий;

Умный – глупый.

Вос-ль; Молодцы справились с заданиями. А теперь внимание на экран. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К.И.Чуковского.

33 слайд «Мойдодыр»

Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.

34 слайд «Тараканище»

Вос-ль: Скажите, ребята, кого боялись звери?

Дети: Звери боялись таракана.

Вос-ль: Почему звери боялись таракана?

Дети: Потому,  что пугал зверей.

Вос-ль: А стоило ли бояться?

Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Воробей проглотил таракана.

Вос-ль: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.

35 слайд «Путаница»

Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.

36 слайд «Айболит»

Вос-ль: Каким был в сказке Айболит?

Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.

Вос-ль: Кого он лечил?

Дети: Доктор Айболит лечил зверей.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.

Вос-ль: Чему учит эта сказка?

Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.

37слайд «Бармалей»

Вос-ль: Каким был Бармалей?

Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.

Вос-ль: Как наказали Бармалея?

Дети: Бармалея проглотил крокодил.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Крокодил отпустил Бармалея и он исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.

Вос-ль: Чему учит эта сказка?

Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.

38 слайд «Телефон»

Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.

39 слайд «Краденое солнце»

Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.

40 слайд «Федорино горе»

Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.

41 слайд «Муха-Цокотуха»

Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.

Вос-ль: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?

Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.

Вос-ль: Чему нас учат сказки?

Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.

Воспитатель: Молодцы, ребята все сказки К.И.Чуковского отгадали.

                                             Хорошие сказки писал дед  КОРНЕЙ-

                                    Воспитывал взрослых и детей.

                                    Будут и внуки наши  и дети.

                                    Сказки читать весёлые эти.

Сундучок мы открываем (слайд 42)

И подарки получаем

Спасибо домовёнку за подарки!        

Вос-ль: Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Посуда для Федоры».

Порядок выполнения работы

Предложить детям:

  1. Расположить лист горизонтально;
  2. Перевести трафареты посуды на лист – основу;
  3. Подобрать цвета бумаги для украения посуды;
  4. Нарвать цветную бумагу на мелкие кусочки произвольной формы;
  5. Наклеить их на силуэт посуды, заполняя все промежутки.

Итог занятия.

Вос-ль: Ребята, любите и читайте сказки. Они учат нас доброте и верности, смелости и трудолюбию. (Выставка детских работ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку"

Представлен Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку" в средней группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в ясельной группе

Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм (сказок), закрепить знания детей о сказках....

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам" 2 младшая группа

Закреплять знание сказок, умение включаться в беседу по их содержанию. Побуждать участвовать в рассказывании сказок. Формировать диалогическую речь. Развивать интонационную выразительность речи, зрите...

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам, 7 козлят» в старшей группе

Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам.ЗадачиОбучающие: Расширить кругозор детей; Тренировать память; Развивать устную речь; Развивать логическое мышление, со...

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группе

Открытое занятиепо развитию речи«Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группеЦель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка (произношение,...