Главные вкладки

    Открытое занятие по развитию речи "«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Лимаренко Светлана Валерьевна

    Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе Составила: воспитатель Лимаренко С.В. МКДОУ детский сад «Малыш» Цель: формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. Задачи: Обучающие: • Формирование грамматического строя речи; • Обогащение и активизации словаря; • Работа над смысловой стороной слова; • Формирование связной речи. Развивающие: • Развивать культуру речевого общения; • Развивать познавательную сферу; • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку; • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях. • Показать мудрость и красоту сказок. Воспитывающие: • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. • Воспитывать умение работать коллективно. Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Рассматривание иллюстраций, выставка книг. Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_puteshestvie_po_skazkam_k.i.chukovskogo.docx35.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе

    Составила: воспитатель Лимаренко С.В.

    МКДОУ детский сад «Малыш»

    Цель: формирование различных сторон речи и  нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

    Задачи:

    Обучающие:

    • Формирование грамматического строя речи;
    • Обогащение и активизации словаря;
    • Работа над смысловой стороной слова;
    • Формирование связной речи.

    Развивающие:

    • Развивать культуру речевого общения;
    • Развивать познавательную сферу;
    • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;
    • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
    • Показать мудрость и красоту сказок.

    Воспитывающие:

    • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
    • Воспитывать умение работать коллективно.

    Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево».

    Рассматривание иллюстраций, выставка книг.

    Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.

    Ход занятия:

    Психологический настрой:

    - Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться – доброе утро!

    Доброе утро солнцу и птицам,

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    - Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

    Сюрпризный момент

    Ребята, вот у меня в руке письмо, я вам его сейчас прочитаю:

    «Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки!

    Вот я и решил сделать вам подарок.

    Подарок мой лежит на дне

    В моём волшебном сундуке

    Открыть сундук поможет, дети,

    Великий сказочник К.И. Чуковский.

    Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!

    Вос-ль: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского. Слайд 1

    К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил». Слайд 2

    Вос-ль: Ну что, ребята поиграем? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте! Игра «Доскажи словечко».

    Вос-ль: А потом позвонили цапли:

                - Пришлите, пожалуйста, (капли)

                  Мы лягушками нынче объелись,

                  И у нас животы (разболелись!) (слайд 3)

    Дети: Телефон.

    Вос-ль: "Я кровожадный,

                   Я беспощадный,

                  Я злой разбойник (Бармалей!)

                  И мне не надо

                  Ни  (мармелада,)

                  Ни (шоколада,)

                 А только маленьких

                 Да, очень маленьких!  (Детей!") (слайд 4)

    Дети: Бармалей.

    Вос-ль: Вдруг из подворотни

                 Страшный великан,

                 Рыжий и усатый (Та-ра-кан!)

                Таракан, таракан,

                 (Тараканище!)                           (слайд 5)

    Дети: Тараканище.

    Вос-ль: Свинки замяукали:

                 (Мяу, мяу!)

                 Кошечки захрюкали:

                 (Хрю, хрю, хрю!)

                Уточки заквакали:

                (Ква, ква, ква!)

                Курочки закрякали:

                (Кря, кря, кря!)                          (слайд 6)

    Дети: Путаница.

    Вос-ль: Как у наших у ворот

                 Чудо-дерево (растёт).

                 Чудо, чудо, чудо, чудо

                  Расчудесное!

                  Не листочки на нём,

                  Не цветочки на нём,

                 А чулки да башмаки,

                 Словно (яблоки!)                     (слайд 7)

    Дети: «Чудо-дерево»

    Вос-ль: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились.

    Вос-ль:  - Много сказок есть на свете,

                     Сказки очень любят дети,

                     Все хотят в них побывать

                     И немножко поиграть.

    - Ребята предлагаю  вам поиграть в следующую игру «Сколько?».

    2 тарелки, 5 тарелок.           (слайд 8, 9)

    2 стакана, 5 стаканов.         (слайд 10, 11)

    2 кастрюли, 5 кастрюль.     (слайд 12, 13)

    2 кувшина, 5 кувшинов.     (слайд 14, 15)

    2 ложки, 5 ложек.               (слайд 16, 17)

    2 ножа, 5 ножей.                 (слайд 18, 19)

    Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь посмотрите на экран. Что на нём изображено?

    Дети: Дерево. (слайд 20)

    Воспитатель: Правильно! Но это дерево  непростое, а волшебное «ни листочка на нём, ни цветочка на нём, а чулки и башмаки, словно ягоды». Сейчас на экране будут появляться предметы, вы их будите называть и превращать в ласковые слова. Игра «Ласковые слова».  

    Туфли – туфельки;

    Кофта – кофточка;

    Сапоги – сапожки;

    Тапки – тапочки;

    Шапка – шапочка;

    Шорты – шортики;

    Носки – носочки;

    Юбка – юбочка.

    Вос-ль: Молодцы ребята! А теперь немного разомнёмся.

    Физминутка

    Будем бегать и шагать,

    Будем силы набирать.

    Не болят у нас животики,

    Как у бедных бегемотиков.

    К солнцу руки мы потянем,

    А потом к траве присядем.

    Как орлы летим, парим,

    Во все стороны глядим,

    Где же Африка – страна?

    Может, помощь там нужна?

    Вместе с Читой мы поскачем,

    Как веселый звонкий мячик.

    Скок-поскок, скок-поскок,

    Не цепляйся за сучок.

    Дружно к бедным страусятам

     По траве пройдут ребята.

    Ноги будут поднимать,

    По густой траве шагать.

    Всем мы помощь оказали,

    Сами сильными мы стали.

    - Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

    Вос-ль: Ребята, наш знакомый Бармалей просит помощи. Он  придумал предложения по картинкам, но всё перепутал. Давайте ему  поможем исправить ошибки.

    • Коза кормит девочку – Девочка кормит козу;                 (слайд 21)
    • Мяч играет с мальчиком – Мальчик играет с мячом;     (слайд 22)
    • Дорога едет по машине – Машина едет по дороге;         (слайд 23)
    • Чашка разбила девочку – Девочка разбила чашку;         (слайд 24)
    • Вова разбил стеклом мяч – Вова разил мячом стекло.   (слайд 25)
    • Книга читает девочку – Девочка читает книгу.               (слайд 26)

     Вос-ль: Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.

    «Перед вами поляна цветов, но цветы непростые, а сказочные. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».

     (Каждый ребенок по очереди берет цветок и передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки).

    1.     Вдруг из маминой, из спальни    (слайд 27)

     Кривоногий и хромой,

    Выбегает умывальник

     И качает головой.                (Мойдодыр)

    1.      Десять ночей подряд                (слайд 28)

     Он лечит несчастных зверят

     И ставит и ставит им градусники.  (Айболит)

    1.     Солнце по небу гуляло                 (слайд 29)

    И за тучу забежало.

    Глянул заинька в окно,

     Стало заиньке темно.        (Краденое солнце)  

    1.    Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,   (слайд 30)

    И в руке его горит маленький фонарик.

    «Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»

    Подлетает к Пауку, саблю вынимает

    И ему на всём скаку голову срубает!              (Муха – Цокотуха)

    \

    1.      А за ними вдоль забора              (слайд 31)

     Скачет бабушка Федора

    «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

     Воротитесь домой!»          (Федорино горе) 

    Воспитатель: Молодцы справились с заданиями! Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Слова – наоборот» (слайд 32). Я называю слово, а вы называете ему противоположное.                                      

    Чистый – грязный;

    Храбрый – трусливый;

    Добрый – злой;

    Трудолюбивый -  ленивый;

    Хороший – плохой;

    Здоровый – больной;

    Радовать – огорчать;

    Тепло – холодно;

    День – ночь;

    Весёлый – грустный;

    Холодный – горячий;

    Умный – глупый.

    Вос-ль; Молодцы справились с заданиями. А теперь внимание на экран. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К.И.Чуковского.

    33 слайд «Мойдодыр»

    Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.

    34 слайд «Тараканище»

    Вос-ль: Скажите, ребята, кого боялись звери?

    Дети: Звери боялись таракана.

    Вос-ль: Почему звери боялись таракана?

    Дети: Потому,  что пугал зверей.

    Вос-ль: А стоило ли бояться?

    Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.

    Вос-ль: Чем закончилась сказка?

    Дети: Воробей проглотил таракана.

    Вос-ль: Чему нас учит эта сказка?

    Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.

    35 слайд «Путаница»

    Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.

    36 слайд «Айболит»

    Вос-ль: Каким был в сказке Айболит?

    Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.

    Вос-ль: Кого он лечил?

    Дети: Доктор Айболит лечил зверей.

    Вос-ль: Чем закончилась сказка?

    Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.

    Вос-ль: Чему учит эта сказка?

    Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.

    37слайд «Бармалей»

    Вос-ль: Каким был Бармалей?

    Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.

    Вос-ль: Как наказали Бармалея?

    Дети: Бармалея проглотил крокодил.

    Вос-ль: Чем закончилась сказка?

    Дети: Крокодил отпустил Бармалея и он исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.

    Вос-ль: Чему учит эта сказка?

    Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.

    38 слайд «Телефон»

    Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.

    39 слайд «Краденое солнце»

    Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.

    40 слайд «Федорино горе»

    Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.

    41 слайд «Муха-Цокотуха»

    Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.

    Вос-ль: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?

    Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.

    Вос-ль: Чему нас учат сказки?

    Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.

    Воспитатель: Молодцы, ребята все сказки К.И.Чуковского отгадали.

                                                 Хорошие сказки писал дед  КОРНЕЙ-

                                        Воспитывал взрослых и детей.

                                        Будут и внуки наши  и дети.

                                        Сказки читать весёлые эти.

    Сундучок мы открываем (слайд 42)

    И подарки получаем

    Спасибо домовёнку за подарки!        

    Вос-ль: Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Посуда для Федоры».

    Порядок выполнения работы

    Предложить детям:

    1. Расположить лист горизонтально;
    2. Перевести трафареты посуды на лист – основу;
    3. Подобрать цвета бумаги для украения посуды;
    4. Нарвать цветную бумагу на мелкие кусочки произвольной формы;
    5. Наклеить их на силуэт посуды, заполняя все промежутки.

    Итог занятия.

    Вос-ль: Ребята, любите и читайте сказки. Они учат нас доброте и верности, смелости и трудолюбию. (Выставка детских работ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку"

    Представлен Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку" в средней группе....

    Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

    Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"...

    Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в ясельной группе

    Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм (сказок), закрепить знания детей о сказках....

    Открытое занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам" 2 младшая группа

    Закреплять знание сказок, умение включаться в беседу по их содержанию. Побуждать участвовать в рассказывании сказок. Формировать диалогическую речь. Развивать интонационную выразительность речи, зрите...

    Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в сказку".

    Данное занятие поможет детям окунуться в мир сказки, вспомнить  сказочных героев....