проект "Говорящие пальчики"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

проект "Говорящие пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Говорящие пальчики"151.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                          Структура проекта

Введение

1.   Анализ внешней среды

2.  Анализ внутренней среды

3.Актуальность проблемы

II.Мониторинг

III.Цель, задачи проекта

1V.Этапы реализации проекта

VIII.Заключение

IX.Приложение

.   Анализ внешней среды

Одним из важных аспектов развития дошкольника  является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Руке посвящаются стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: все дело в его руках; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

                               Анализ внутренней среды

В детском саду и группе созданы все условия для развития мелкой моторики  пальцев рук.

В группе подобран материал :

1. Картотека пальчиковых игр;

2. Дидактические игры;

3. В группе в свободном доступе находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике. Это разнообразные мозаики; пазлы»; игры «Собери бусы»; « Выложи узор»( из семян); «Волшебные пуговицы»; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.); рамки-вкладыши; матрешки; пирамидки;  трафареты;  раскраски;  материал по различным видам продуктивной деятельности( лепке, рисованию, конструированию; методическая литература.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые  пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

 Также в группе есть такие предметы, как:

-кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

-прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

-клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития

дифференцированных движений пальцев рук;

-кастаньеты для отстукивания ритма;

-шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

-игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна

-сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

-«молоточки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений; -игры типа «китайских шариков»; -грецкие орехи для массажа.

Все эти пособия и игры  находятся в свободном доступе для  дет

                   Актуальность проблемы

   

  Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

 У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Cледовательно,  целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста,  способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».  « Пальчиковые игры» положительно влияют на эмоциональное развитие ребёнка – радуют, учат общаться.  Они увлекательны .   Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроты реакций.

 «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

                           

                           Мониторинг

Для целенаправленной и продуктивной работы с детьми по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры, необходима диагностика исходного уровня детей для дальнейшей работы по данной проблеме. Исследование уровня мелкой моторики детей  в 1 младшей  группе проводилось на основе диагностики авторской разработки воспитателя Филипповой Е. В. по методике Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В.,   Кабановой Т.В. и Доминой О.В.

В диагностике участвовало 10 детей. Результаты представлены на рисунке 1.

Уровень развития мелкой моторики

В ходе диагностики я выявила 2 группы детей:

1 группа - дети со средним уровнем развития мелкой моторики

(3 ребенка)

 2 группа - дети с низким уровнем развития мелкой моторики

(7 детей)

                                 СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ

развития навыков  мелкой моторики с помощью         пальчиковых игр  детей 1 младшей группе .

 

Раздел

Содержание

Методика обследования

Оборудование

                                                             Пальчиковые игры

+трализованная игра

Сжимание пальчиков в кулачок

Упражнение «Сожми кулачек»

Соединение двух пальчиков в колечко

Упражнение «Очки»

Сгибание пальчиков по очереди

Упражнение «Детки кашу варили» (используем имя ребенка)

Повторение за воспитателем логоритмических движений

Упражнение «Снегирек»

Сел на веку снегирек.

Брызнул дождик-он промок

Ветерок подуй слегка

Обсуши нам снегирька.

Умение повторить за взрослым фигуры, составленные из пальчиков (стол, стул)

Упражнение из ладошек «Стул», «Стол»

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  • Умение  владеть навыками активной речи
  • Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • Проявление интереса к пальчиковым играм

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР .

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок с удовольствием включается в игру. Повторяет за взрослым движения. Самостоятельно может выполнить упражнение.

 СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Проявляет интерес к игре, самостоятельно выполняет упражнение с трудом  или с помощью взрослого.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Принимает участие в игре, но не может выполнить самостоятельно упражнение. С трудом выполняет при помощи взрослого.

 

Ф. И. ребенка

Упражнение

“Сожми кулачок”.

Упражнение

“Очки”.

Упражнение

“Детки кашу варили”.

Упражнение

“Снегирек”.

Упражнение

“Стул”,

“Стол”.

Критерии

1.Бажан Артем.

с

н

н

н

н

н

2.Евмененков Максим.

с

с

с

н

н

с

3.

Журавлев

 Олег.

с

н

н

н

н

н

4. Зоркина Софья.

с

н

н

н

н

н

5. Иевлев Сергей.

с

с

н

н

н

н

6.Камзалова Кристина.

с

с

с

с

н

с

7. Кузавов Кирилл.

с

н

н

н

н

н

8. Лозовская Марина.

с

с

с

с

н

с

9. Редкач Ангелина.

с

н

н

н

н

н

Уровни развития мелкой моторики детей  младшей группы

(конец года)        

 

                         

Повысить уровень  развития мелкой моторики через пальчиковые игры.

                        Ожидаемый результат

Дети

-  к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

- повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут  овладевать сложными упражнениями;

- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;

-  станут  больше говорить   со взрослыми, общаться со сверстниками.

Педагоги

-Разработанная система помогает повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком

-Стремление взаимодействовать с родителями

                       Участники проекта

1. Педагоги группы

3.Воспитанники  1-ой младшей группе .

                       Пути реализации проекта

1. Беседы

2.Анкетирование

3.Пополнение материала

4.Консультации

5.Использование пальчиковых игр во всех воспитательно-образовательных блоках

              Этапы реализации проекта

Направления

Мероприятия

Срок

1. Повышение своей профессиональной  компетентности

1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.

и.

2.Разработать перспективный план.

Сентябрь

2. Изучение уровня развития, мелкой моторики рук детей.

 Диагностическое обследование по мелкой моторике до начало учебного года.

Сентябрь

3. Создание картотеки пальчиковых игр.

1.Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. 2. Подбор пальчиковых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики.

Сентябрь – Октябрь.

4. Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики рук у детей.

В течение года

5. Изучение уровня развития, мелкой моторики рук детей.

Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук, на конец года.

Май.

Перспективный план пальчиковых игр во 1-ой младшей группе.

       Тема

Программное содержание

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

1.«Сорока-сорока»

1. Активизировать движения  

    пальцев рук, развивать речь.

2. Побуждать проговаривать  

    окончание строчки.  

 3. Доставить удовольствие детям.

2. «Колкие иголки»

1. Формировать положительный эмоциональный настрой детей  на совместную работу.

 2. Развивать ощущение  

    собственных движений.  

3. Развивать мелкую моторику  пальцев рук.

3. «Детки»

  1. Активизировать движения

 пальцев рук.

  1. Активно развивать речевой запас слов

 3.Формировать у ребенка  

  положительный  

 эмоциональный настрой

4.«Кулак и ладошка»

1. Развивать моторику пальцев рук.                                       2.Сочетать игру и упражнения  для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей

5.«Апельсин»

1.Учить ребенка совершать

 действия руками, в

соответствии со стихотворным  текстом.

2.Развивать мелкую моторику  

рук.

6. «Братцы»

  1. Развивать моторику

рук, повышать интерес  

малышей к упражнениям.

2.Сочетать игру и упражнения  для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

7.«Кулак – ладошка»

1. Развивать моторику рук,

выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Обогащать словарь ребенка, развивать память.

8.«Трик – трак»

  1. Развивать мелкую моторику обеих рук.

 2.Активизировать словарь детей, развивать память.

9.«Семья»

  1. Развивать моторику

 рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Развивать речь детей, активизировать словарь.

10.«Тук – тук я стучу».

  1. Развивать мелкую моторику рук.  

2.Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполняя имитационные движения в

сопровождении стихотворного текста.

11.«Сидит белка на тележке».

1.Развивать мелкую моторику обеих рук.

2.Закрепить умение четко и правильно произносить текст.

12.«Свинки»

  1. Развивать моторику обеих рук.
  2. Учить ребенка совершать

 действия руками.

 3.Формировать у ребенка  

  положительный эмоциональный

  настрой.

Декабрь, январь, февраль.

1.«Аист».

  1. Учить выполнять игровые

 задания с использованием тактильных дорожек.

2.Развивать мелкую моторику рук.

2.«Прятки».

  1. Формировать у детей контроль над мышечными ощущениями.
  2. Развивать моторику рук.

 3.Вызывать эмоционально-

 положительный настрой.

3.«Гости»

  1. Продолжать формировать

 контроль над мышечными ощущениями.

2.   Вызывать эмоционально-положительный настрой.

4.«Снег идет», пальчиковая гимнастика: «Дружба».

  1. Учить детей рвать бумагу на  мелкие кусочки свободной формы.
  2. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок.
  3. Развивать мелку моторику рук.

 4.Развивать речевое дыхание, силу  потока воздуха.

5.«Мостик»,  Пальчиковая гимнастика:  «По грибы».

  1. Учить детей работать, по

образцу,  выкладывая фасоль.

  1. Развивать мелку моторику

 пальцев рук.

3.Активизировать речь детей,  

  побуждая проговаривать все слова игры.

6.«Улитка, улитка».

1.Учить детей четко проговаривать потешку.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Активизировать речь детей.

7.«Мышка».

  1. Учить детей выполнять

 упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.

  2.Развивать моторику рук.

8.«Ежата в корзине».  Пальчиковая гимнастика:  «Кукушка».

  1. Формировать пространственно –

 образное мышление чувственного восприятия.

  1. Развивать мелку моторику пальцев рук.

 3.Активизировать речь детей.

9.«Как у нашего кота».

  1. Учить детей выполнять

 движения рук, сопровождая чтением потешки.

  1. Развивать моторику пальцев рук.

3.Создать радостное настроение.

10.«Змейка», пальчиковая гимнастика:  «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

1.Учить выкладывать пуговицу по размеру.

2.Расширять словарный запасдетей.

3.Развивать моторику пальцев рук.

11.«Сделаем матрешке бусы», пальчиковая гимнастика:  «Бусинки-горошинки».

  1. Учить детей нанизывать

 деревянные бусы на нити.

2.Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

3.Развивать моторику пальцев рук.

12.«В гостях у Шептунчика».

1.Учить детей группировать

 однородные предметы, различающиеся по величине.

2.Стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев.

3. Развивать мелкую моторику.

Март, апрель, май.

1.«Поможем зайке», пальчиковая гимнастика:  «Зайчик».

1.Учить выкладывать дорожку из фасоли.

 2.Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

 3.Развивать мелкую

моторику пальцев рук.

4.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

2.«Покормим птичек», пальчиковая гимнастика:

«Птенчики в гнезде».

  1. Учить детей рисовать

 указательным пальчиком на крупе.

  1. Способствовать формированию

 умения рисовать способом примакивания.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.«Светит солнышко в окошко», пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.

2.Продолжать закрепление формы (круг).

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.Активизировать речь детей.

4.«Поможем Незнайке»,

пальчиковая гимнастика:  «Шнуровка».

1.Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

5.«Бабочки», пальчиковая гимнастика:  «Бабочка».

1.Продолжать учить детей шнуровке.

2.Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие.

3.Формировать умение правильно проговаривать слова игры.

4.Развивать моторику пальцев рук.

6.«Зонтик для зайки», пальчиковая гимнастика:  «Зайчик».

1.Учить детей выкладывать спички по образцу.

2.Развивать моторику пальцев

 рук.

 3.Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.

7.«Домик для ежика», пальчиковая гимнастика:  

«Ежик».

  1. Продолжать учить детей

 работать со спичками, выкладывать домик по образцу.

  1. Закрепить названия

 геометрических фигур.

 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

8.«Разноцветные крышки»,

пальчиковая гимнастика:  «Пальчики».

1.Учить детей строить постройки

 из крышек, закреплять цвет крышек.

 2.Формировать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

9.«Бусинки рассыпались», пальчиковая гимнастика:

 «На работу».

  1. Учить детей перебирать

 предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название цветов.

  1. Развивать мелкую моторику

 пальцев рук.

3.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

10.«Поиграем с пальчиками».

1.Закрепить умение детей сочетать

 пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Отчет о проделанной работе с сентября по май.

  • Мною была подобрана и изучена методическая литература.
  • Разработан перспективный план пальчиковых игр.
  • Проведено диагностическое обследование по уровню развития мелкой моторики пальцев рук.
  • Создана картотека пальчиковых игр и упражнений , способствующих развитию мелкой моторики.
  • У детей  повысился уровень развития мелкой моторики
  •  Разучены с детьми пальчиковые игры
  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как  мышление,  память, внимание,  речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
  • Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, принимают  участие в совместной деятельности
  • Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни

Перспектива

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.

Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.

Накопить материал по данной теме.

      Литература

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

 2.   Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.

 3. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001

 4. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина, Т.С.   Михальчин,  Н.Ф.  Пронина и  др;  Под ред.   М.В.  Гамезо - М.: «Просвещение», 1994.        

5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.

7. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 64 с.: ИЛ.

8.И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...