Открытое занятие по развитию речи "Дикие животные весной" с детьми второй младшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Харитонова Светлана Викторовна

В занятии представлены разнообразные методы и приемы развития всех компонентов устной речи детей. Кроме этого, занятие способствует развитию слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой мототрики. Игровая форма проведения позволяет поддерживать интерес и работоспособность  детей на протяжении всего занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дикие животные весной» с детьми второй младшей группы

Цель занятия:  развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о диких животных.

Образовательные задачи: закреплять характерные признаки весны, представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных. Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные»,  умение образовывать слова, обозначающие детенышей животных с помощью суффикса «онок», согласовывать существительные с прилагательными, правильно употреблять предлоги «в, на, под», отвечать на вопросы полным предложением. Формировать умение составлять небольшое описание-рассказ о диком животном по предложенному плану. Повышать речевую активность через использование слайдовой презентации и игровую деятельность (игры-загадки, игры-беседы, игру-путешествие в весенний лес, дидактические игры).

Развивающие задачи: развивать  слуховое и зрительное восприятие, мышление, память, любознательность, диалоговую и связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости; воспитывать бережное отношение к животным.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, беседа об их среде обитания, работа с разрезными картинками, загадывание загадок про диких животных, раскрашивание раскрасок по теме, чтение художественной литературы: «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок»; просмотр мультфильмов «Доктор Айболит», «Теремок» и др.; настольные игры «Чей детеныш», «Чей домик»; этюды «Изобрази животное»; подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький»; беседы о правилах поведения на природе.

Словарная работа:

Существительные:  медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, хвост, лапы, уши, дупло, нора, берлога, медвежата, волчата, лисята, ежата, бельчата, зайчата.

Признаки: узкая, широкая, длинный, короткий, маленький, пушистый, трусливый, серенький, быстрый, зубастый, серый, злой, большой, неуклюжий, косолапый, мохнатый, колючий, быстрый, хитрая, рыжая, ловкая.

Действия:  прыгать, скакать, ловить, ухаживать, охранять, любить.

 Оборудование:  шапочка для ребенка: ободок с изображением паровоза, сюжетная картина «Весна», сундучок, разрезные картинки с изображениями диких животных, две дорожки (широкая и узкая), презентация «Дикие животные», картина с изображением животных и их жилищ, карандаш, мяч, пороговый коврик «травка», картинки с изображением продуктов, игрушки-животные (заяц, белка, волк, лиса, медведь, еж), украшенная фольгой палочка, аудиозапись веселой музыки.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Организация детей на занятие.

- Ребята, сделаем круг, повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся (Дети встают в круг).

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли низко поклонились!

Ниже, ниже – не ленись, поклонись,  встань  и улыбнись!

Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые!

Игра-загадка.

- Скажите, о каком времени года эта загадка:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- А почему я вам загадала загадку о весне? (Потому что на улице время года – весна).

Игра «Что перепутал художник?»

Педагог демонстрирует детям сюжетную картинку «Весна» (на картине кроме весенних примет изображены приметы других времён года). Дети рассказывают о приметах весны и называют приметы, нехарактерные для этого времени года.

- Я сегодня пришла в детский сад, а на столе стоит сундучок. Хотите узнать, что там?

Игра «Сложи и расскажи»

- Посмотрите, здесь лежат картинки, но они разрезаны на части, давайте их сложим и посмотрим: кто там нарисован?

Дети садятся за стол, педагог раздает им тарелочки с разрезными картинками с изображением диких животных: лисы, зайца, медведя, белки, волка.

 - Кто же у вас получился? (Медведь). Что он делает? (Лежит).

- Кто это (Лиса). Что она делает? (Бежит).

- Кто это (Зайчик). Что он делает? (Сидит).

- Кто это (Волк). Что он делает? (Стоит).

- Кто это (Белка). Что она делает? (Прыгает).

- А как можно назвать лису, медведя, волка, зайца и белку одним словом? (Дикие животные). Как вы думаете, почему их назвали дикими? (Они живут в лесу).

- Правильно, в лесу. Дикие животные приглашают нас в гости, а вы хотите отправиться в весенний лес? Тогда выходите быстрей ко мне.

Дети выходят к педагогу.

- Дорога туда не близка, как вы думаете, на чем можно доехать до леса? (Варианты детей). Давайте поедем на паровозике.

Один ребенок – паровозик, надеть на него ободок с изображением паровозика. Оставшиеся дети – вагончики кладут друг другу руки на плечи.

- Сколько у нас получилась вагончиков (Много)

- А сколько паровозов? (Один)

- Правильно.

Как я весело качу!

Я колесами стучу,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Вас я к лесу привезу! 

  - Вот мы и приехали с вами в весенний лес.  

Педагог предлагает посмотреть на экран проектора (на слайде картина «Весенний лес»).

Здравствуй, лес, прекрасный лес,      (широко развести руки в стороны).

Полный сказок и чудес!      (повороты вправо-влево с вытянутыми руками).

- Давайте пойдем в гости к животным по узкой дорожке. По какой дорожке мы пойдем? А чтобы вы узнали, к кому мы придем, отгадайте загадки.

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку?

После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется изображение белки.

- Что можно еще сказать про белку, какая она? (Ловкая, шустрая, быстрая, пушистая, рыжая).

Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго
.

- Кто это? (Дети отгадывают. На экране - еж). Какой еж? (Маленький, колючий).

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?

Дети отгадывают, на экране появляется заяц.

- Какой заяц? (Маленький, пушистый, трусливый, серенький)

- А теперь мы пойдем в гости к зверям по широкой дороге. По какой дороге пойдем? К кому в гости придем, отгадайте.

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

- Кто это? (Волк. На экране – волк). Что еще можете о нем рассказать? (Серый, злой, зубастый).

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

После отгадки изображение лисы появляется на экране.

- Что вы расскажете о лисе, какая она? (Хитрая, рыжая, ловкая).

Кто в берлогу спать ложится:

Волк, медведь или лисица?

Дети отгадывают, на экране – изображение медведя.

- Что можете сказать о медведе, какой он? (Большой, неуклюжий, косолапый, мохнатый).

- Как назовем этих животных одним словом? Почему? (Дикими животными, потому что они живут в лесу). 

Физминутка:  «Звериная зарядка»

Как зайчата    –   делают ушки на голове

Раз, два, три      -   прыжки на носочках

Как бельчата     -   руки перед грудью

Раз, два, три     -    прыжки на носочках

И как мишка    - топают правой, левой ногой

И как ёжик быстро – приседают

Раз      -           приседают

Не откроем больше глаз – закрывают глаза.

Игра «Вот  какие   разные»

 - Увидели, как вы делаете зарядку, и пришли на полянку животные (на «полянке» – мягкие игрушки – заяц, лиса, медведь). Кто пришел на полянку?      

И все они разные. Сравните хвосты зайца и лисы. Какой хвост у лисы и какой хвост у зайца? (У зайца короткий хвост, а у лисы – длинный). Сравните уши зайца и лисы. (У зайца уши длинные, а у лисы – короткие). Сравните лапы зайца и медведя.  медведя лапы большие, а у зайца – маленькие).

Игра «Кто где живет?»

- У каждого дикого животного есть свое жилье, где ему тепло и уютно. Но вот беда: звери перепутали дома, где они живут. Помогите им  найти свое   жилье.

На доске - картина с изображениями животных и жилищ, причем напротив животного нарисовано не его жилье, а другого животного.

- Расскажите, где живет медведь, и проведите карандашом дорожку от медведя к его домику (Медведь живет в берлоге). Где живет белка? (Белка живет на дереве в дупле). Где живет волк? (Волк живет в логове под деревом). Где живут еж и лиса? (Еж и лиса живут в норках). Где живет заяц? (Заяц живет под кустом).

- Молодцы, ребята  помогли животным найти свои домики.

- Ребята, я слышу чей-то плач. Это зайка плачет. Он забыл, кто его мама. Давайте расскажем зайчику, как называются детеныши у диких животных.

Игра с мячом «Назови детенышей» 

Дети встают в круг, в центр круга сажают зайчика. Педагог бросает детям мячик и называет животное. Ребенок ловит мяч и называет его детенышей.

- У мамы – медведицы есть маленькие … (медвежата), у мамы – лисы … (лисята), у мамы – волчицы – (волчата), у мамы – ежихи … (ежата), у мамы – белки … (бельчата), у мамы – зайчихи … (зайчата). Теперь ты знаешь, зайчик, кто твоя мама.

Зайка благодарит детей и приглашает их поиграть на полянке.

Пальчиковая игра «Полянка»

 - Весной так хорошо поиграть, порезвиться после холодной зимы под теплым весенним солнышком. Давайте изобразим пальчиками, как весело играют животные на полянке.

Перед детьми – квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Обеими руками дети делают движения на нем соответственно тексту.

На полянке, на лужайке      

Целый день скакали зайки.        (прыгают всеми пальцами по коврику).

И катались на траве      (прокатывают ладони от основания

От хвоста и к голове.      к кончикам пальцев).

Долго зайцы так скакали,      («прыгают» и «ложатся»

Но напрыгались, устали.     ладонями на коврик).

Стала гладить и ласкать      (ладони поочередно

Всех зайчат зайчиха-мать.      гладят коврик).

Шла медведица спросонок,      («переступают» ребром ладони,

А за нею – медвежонок.     как косолапый мишка).

А потом пришли ребятки      (2 и 3 пальцы «идут»).

С угощеньем для зверяток.

Игра «Кто что ест»

- Вы хотите угостить животных? А вы знаете, чем они питаются? Давайте поможем им найти еду.

Посадить в разных местах комнаты игрушки (зайца, белку, медведя, лису, ежика). На полу и на столе – картинки с изображением морковки, орехов, меда, рыбы, яблока. Дети расходятся по группе, отыскивают все картинки и раскладывают соответственно возле каждого зверька. Затем каждый ребенок рассказывает, чем он покормил животного (Я покормил зайца морковкой. Я покормила лису рыбой и т.д.)

Зайчик снова прибегает к детям. Он благодарит за то, что они покормили его вкусной морковкой.

- Дети, зайка хочет услышать ваши рассказы о животных леса.

Игра «Волшебная палочка»

Педагог дает одному из детей палочку. Под звуки веселой музыки дети передают палочку друг другу. Музыка останавливается, и ребенок, у которого в этот момент оказалась палочка, рассказывает о животном по предложенному плану. (Это белка. Она маленькая, ловкая, быстрая, рыжая, пушистая. У белки длинный пушистый хвост, уши кисточкой, острые, маленькие. Белка живет в дупле. Питается орешками). Так дети рассказывают и о других зверях. 

- Молодцы, ребята. Зайке понравились ваши рассказы.

- А теперь нам пора возвращаться. Попрощайтесь с лесными животными и поедем на паровозике домой.

Как я весело качу!

Я колесами стучу!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Вас домой я увезу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Да здравствует мыло душистое!»Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культурно-гигиенические навыки...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических способностей во второй младшей группе

- Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определятьсовокупности словами один, много, ни ...

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». .

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Легковой и грузовой транспорт»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Легковой и грузовой транспорт»...

Проект "Домашние животные" с детьми второй младшей группой

Краткосрочный проект«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Во второй младшей группе...