Речевое развитие дошкольников средствами ЛЕГО технологии
статья по развитию речи по теме

Редько Анна Васильевна

В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Нами была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в условиях интеграции образовательных областей средствами ЛЕГО технологии

Ребёнок учится мыслить, учась говорить,

но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

                                               

         В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности  данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком,  рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. «Родное слово является основой  всякого умственного развития  и сокровищницей всех знаний», утверждал  К.Д.Ушинский. При этом связной речи отводится одно из ведущих мест.  Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

     Но на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.  Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое  обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

        В данной ситуации нам, педагогам, на помощь должна прийти правильная организация обучения детей. Учитывая, что современные  дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей.

        Стараясь шагать в ногу со временем, понимая выдвигаемые требования, и мы в детском саду тоже пытаемся  подбирать, внедрять, совершенствовать педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность деятельного общения с окружающими, умение налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации, то есть создать условия, обеспечивающие полноценное речевое развитие.

        По словам В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и эффективно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

        Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией «GROUP LEGO DACTA». Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии      Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают — и так исследуют мир вокруг себя. Использование в работе с детьми LEGO конструкторов позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов развития мелкой моторики, психических процессов, фантазии, творчества.

    Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повысит их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

Таким образом, нами была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить теоретическую основу речевого развития дошкольников и методику применения LEGO технологии. 

 

  1. разработать систему занимательной деятельности с использованием LEGO технологии, способствующую речевому развитию дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.

  1. определить эффективность использования разработанной системы занимательной деятельности с применением  LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников.

        Сегодня мы представляем вашему вниманию опыт речевого развития дошкольников в условиях интеграции образовательных областей путём использования современной многофункциональной педагогической LEGO технологии. Изначально внедрение  LEGO технологии планировалось через дополнительные образовательные услуги. Нами была составлена своя обучающая система кружковых занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO и  LEGO DACTA», на основе разработок преподавателя дополнительного образования Прогимназии Юго-Западного управления образования города Москвы, Людмилы Георгиевны Комаровой. Наша  система была  рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет и включена в регламент дополнительной образовательной деятельности.

       Увидев результаты кружковой работы, мы решили более широко и активно внедрять LEGO технологию в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения эффективности речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Для того, чтобы проверить целесообразность наших решений, мы сопоставили задачи, решаемые LEGO технологией с задачами образовательной области «Коммуникация». Общий процент соответствия составил более 80% (Приложение 1). Далее, определив % соответствия задач , решаемых  LEGO технологией  с образовательными областями, что составило 63%, мы убедились в правильности наших решений и возможности интеграции LEGO технологии с образовательными областями. (Приложение 2).

        Таким образом, всё вышеизложенное позволяет констатировать:  LEGO технология, с теоретической точки зрения,  является эффективным средством речевого развития дошкольников во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни, так как:

  • задачи, решаемые с помощью LEGO технологии, соотносятся с основными задачами речевого развития  дошкольников.

Приступив к решению второй задачи, нами было составлено перспективное тематическое планирование по применению LEGO в разных  возрастных группах, ведущей формой которого являются:

  • Совместная образовательная деятельность педагогов, родителей и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей. (Приложение 3, 4)

              На примере технологической карты «Путешествие в космос» можно чётко спроектировать совместную и самостоятельную деятельность, определить её содержание, конечный продукт, проследить активность коммуникативно-речевой деятельности детей.

       Итак, сначала возникает идея, которая изучается с помощью метода учебных исследований, а потом начинается трудовая деятельность по воплощению данной идеи в жизнь. Дети совместно с родителями и воспитателями при помощи LEGO конструктора создают развивающую среду в соответствии с темой: космодром, космические корабли, ракеты, луноходы из крупного конструктора LEGO DUPLO, фигурки космонавтов, атрибуты жизнедеятельности космонавтов из мелкого конструктора LEGO DACTA. В процессе конструирования из LEGO, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, дети учатся активно составлять рассказы из личного опыта, развивается монологическая речь. Получая информацию через другие образовательные области, дети, постоянно дополняют, видоизменяют развивающую среду. Это становится возможным, благодаря универсальности LEGO материала. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное, так как с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому сюжетно-ролевые игры, подводящие  итог совместной деятельности, не ограничиваются во времени и являются бесконечным  источником  речевого развития детей.  

 Итогом,  в зависимости от темы, также могут быть:

  • выставки детского творчества; (Приложение 5).
  • панно-коллажи;
  • литературно-музыкальные и поэтические вечера; (Приложение 6).
  • выставки-презентации книжек-малышек, иллюстрированных и сделанных руками детей и их родителей;
  • игры-соревнования; (Приложение 7).
  • кукольные настольные театры, когда LEGO конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала  дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Поправляя речь детей, мы  указываем на ошибки их героев, а не на ошибки детей, что позволяет некоторым воспитанникам  преодолеть страх совершить ошибку и быстрее овладеть грамотной связной диалогической и монологической речью. (Приложение 8)

        Рассматривая возможность использования LEGO при  обучении грамоте,  можно рекомендовать  следующие  задания:

  • составь образ  буквы  из кирпичиков LEGO;              
  • построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
  • выложи столько кирпичиков LEGO  на наборное полотно, сколько ты слышишь слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове) и многие другие упражнения. (Приложение 9).

     
         Наша работа была бы менее  эффективной без понимания и активного участия родителей в процессе обучения и воспитания детей. Поэтому мы включили  в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников. Через анкетирование и индивидуальные беседы мы определили отношение родителей к  речевому развитию  детей и к LEGO конструированию. Результат получился печальным - всего 20% родителей проявили инициативу и заинтересованность.

        В соответствии с результатами анкетирования, была спланирована работа по взаимодействию педагогов и родителей, основными направлениями и формами которой являются:

  • Взаимопознание:  встречи-знакомства, анкетирование;
  • Взаимоинформирование: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, общение через сайт, организация детских выставок;
  • Образование родителей: работа «LEGO школы для родителей», проведение мастер-классов, работа библиотеки для родителей;
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейного театра, к участию в детской проектной и исследовательской деятельности, организация совместных выставок.

В результате таких встреч, улучшилось понимание межу родителями и педагогами. Становясь  непосредственными участниками  творческого процесса, родители приобрели возможность не только помочь детям, но и реализовать свои способности и таланты. Данная работа актуализировала в жизни семьи  познавательно-речевое  направление  развития детей с помощью использования LEGO конструктора,  а также – обогатила воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Таким образом, подводя итоги решения второй задачи, мы можем констатировать: использование LEGO технологии во всех образовательных областях в комплексе с основной формой организации образовательного процесса при непосредственном участии родителей даёт конкретные положительные результаты речевого развития дошкольников.

        Для определения эффективности использования разработанной системы занимательной деятельности с применением  LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников, нами был использован диагностический материал по программе "От рождения до школы" составленный с учетом ФГТ по образовательным областям, в том числе и по образовательной области «Коммуникация» для всех возрастных групп. Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности О.А.Сафоновой. Тесты для детей М.И.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой. 

Сравнительное диагностическое обследование воспитанников проводилось в двух группах: экспериментальной группе, где используется LEGO технология и контрольной, не использующей LEGO. Анализ,  полученных результатов позволил констатировать: уровень речевого развития детей дошкольного возраста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. (Приложение 10).

Таким образом, всё выше изложенное, позволяет сделать вывод: применение LEGO технологии в условиях интеграции образовательных областей способствует речевому развитию дошкольников.

Литература:

  • Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей / Т.  Анисимова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 252 с.: ил. – (Психологический практикум).
  • Артамонова, Е. Ребенок должен быть счастливым: родителям о проблемах подготовки детей к школе / Е. Артамонова // Народное образование. – 2007. - № 1. – С. 221 – 225.
  • Головнева, Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.: ил.
  • Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г. Доман,  Д. Доман. – М.: Аквариум, 1995. – 400 с.
  • Ильина, М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе: тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г., Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб: Дельта, 1997. – 384 с., ил. – (Страна чудес).
  • Кабанова, М. Н. Готовимся к школе: практические задания, тесты, советы психолога. – СПб: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. – 224 с.: ил. – (Золотая коллекция начальной школы).
  • Матвеева, Л. Игры для подготовки к школе / Л.  Матвеева // Обруч. – 2004. - № 1. – С. 13 – 14.
  • Мельникова, Е. К школе готов / Е. Мельникова // Мой кроха и я. – 2006. - № 4. – С. 92 – 93.
  • Мирская, Н. Знания и навыки, необходимые первокласснику / Н. Мирская // Здоровье детей. – 2004. – 16-30 сент. – С. 36 – 39.
  • Мягкова, Т. Идеальный ученик / Т. Мягкова // Мой кроха и я. - 2006. - № 8. - С. 66 - 69
  • Ухорская, Я. Первый раз – не в первый класс / Я. Ухорская // Няня. – 2006. - № 4. – С. 64 – 66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. в младшей группе по реализации образовательных областей«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»с инновационными технологиями"мнемотехника"ТЕМА"Теремок"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие « с инновационны...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....