Игровые методы активизации коммуникативной деятельности дошкольников среднего возраста со взрослыми и детьми.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна

В данном материале предоставлены методические рекомендации и подборка игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые методы активизации коммуникативной деятельности дошкольников среднего возраста со взрослыми и детьми.

Формирование коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста, своеобразное понимание мира, принятие или неприятие их педагогических установок происходит у дошкольников среднего возраста в процессе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

В работе успешно можно использовать сюжетно-ролевые, творческие и дидактические игры. Они помогают ребенку не только слушать и наблюдать, но и активно действовать, включаясь в коммуникативно-игровой процесс.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети, это – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.  В игре ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам,  при этом именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение дошкольника среднего возраста осмысленным и осознанным.

В процессе разработки сценария игры, направленного на активизирующее общение, решаются важные задачи:  коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной коммуникативной активности дошкольника, его речевых игр, диалогов между детьми, т.е. детской речевой и коммуникативной самодеятельности. В качестве эффективных в этом направлении рекомендуется использовать разные виды игр, так  как именно в игре развивается речь ребенка, он учится планировать и регулировать  свои действия, а также действия партнеров по игре, в игре у ребенка формируются нравственные нормы.

В процессе организации игровой деятельности с целью развития коммуникативных навыков значительное внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми. Дети должны чувствовать доброжелательность, то, что взрослый заинтересован его деятельностью, особенно это важно для стеснительных и малоактивных детей, которые бояться проявить свою индивидуальность, тяжело идут на контакт и с детьми и со взрослыми.

Ниже приведены примеры игр, направленных на развитие коммуникативной деятельности.

Игра « Красная Шапочка и серый волк».

Цель. Развивать коммуникативные навыки в процессе игрового общения.

Ход игры.

Большой мяч – это серый волк, а маленький мячик – это Красная Шапочка. Задача детей – передавать мяч по кругу так, чтобы серый волк не смог догнать Красную Шапочку.

Игра «В кругу симпатий».

Цель. Развивать коммуникативную деятельность в процессе игрового общения.

Ход игры.

Участники игры встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, которому адресуется мяч. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. Повторять комплимент нельзя . Никакой строгой последовательности в перебрасывании мяча нет: он может посылаться через весь круг любому участнику. Воспитатель может пронаблюдать симпатии и антипатии участников игры. Единственное, что педагог должен держать в поле своего внимания, так это то, чтобы никто из участников не остался без внимания.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Цель. Развивать коммуникативную деятельность в процессе игрового общения.

Информационная часть игры: рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти). Обратить внимание детей на проблему мусора ( в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть …). Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

Оборудование: контейнер с измельчителем мусора; специальный шампунь для животных; специальные расчески для собак…

Сюжетно-ролевая игра «Баюшки-баю».

Цель. Развивать коммуникативную деятельность в процессе игрового общения.

Ход игры.

  1. Запеленать куклу.
  2. Погладить, обнять ее.
  3. Побаюкать на руках.
  4. Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.
  5. Спеть колыбельную песенку или прочитать стихи, например, такие:

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Игра «Три желания».

Цель. Развивать коммуникативную деятельность в процессе игрового общения.

Ход игры.

Вступительное слово воспитателя:

Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.

Он силой страшной обладал,

И джинн мне крикнул вдруг:

«Что хочешь повелитель мой?

Исполню приговор любой.

Лишь пожелай – я сотворю,

Изменим вмиг судьбу твою!»

И тут мне стало страшно: джинн беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется дурной человек?  (ответы детей). а что, если амфора со всемогущим джинном попадет в руки к  нам? Что мы попросим его сделать? Каких три желания ты попросишь  выполнить его? Что желаем своим родителям? Своим друзьям? Лично себе?

Дети садятся в круг и, поочередно передавая из рук в руки символический предмет-носитель, произносят три своих желания.

Игра «Паровоз».

Цель. Развивать коммуникативную деятельность в процессе игрового общения.

Ход игры.

Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего «депо». Водящий идет от одного депо к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все «вагоны». «Паровоз» неожиданно свистит, и все бегут к «депо». Водящий старается обогнать кого-нибудь из игроков и занять пустое «депо». Игрок, оставшийся без места, становится водящим – «паровозом».

Игра «Заказ мебели по телефону».

Цель. Развивать коммуникативные навыки, развивать связную речь; закреплять представления о качествах и свойствах мебели.

Материал: фото или картинки предметов мебели, игрушечный телефон.

Игровые действия: описывать предмет мебели, не называя его, имитировать разговор по телефону.

Ход игры.

Дети делятся на пары: «продавцы» и «покупатели». Имитируют  разговор по телефону покупателя с продавцом и в форме загадки описывают предмет мебели, который хотели бы купить в магазине. «Продавец» по названным свойствам угадывает предмет.

Можно опираться на схему для описания предметов мебели.

После окончания разговора дети меняются ролями.

Вариант 1. С опорой на картинки и схему для описания.

Вариант 2. С опорой на картинку, без схемы.

Вариант 3. Без зрительной опоры – по представлению.

Таким образом, игровая деятельность ребенка дошкольного возраста – это поле активного продуктивного коммуникативного взаимодействия дошкольника, педагога, родителей и создаваемого представления на основе особой среды между ними, в которой коллективный опыт благотворно влияет на субъективный опыт каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

Конструктор «Изобретатель» - конструктивно-игровое средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Статья для педагогов и родителей

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности дошкольников

Призинтация,  о методах и приемах используемых на занятиях....