Занятие по развитию речи на звук [Р] в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Муравьёва Елена Николаевна

Задачи:

- закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «звонкий звук»;

- учить выделять звук [Р] из ряда звуков, слогов и слов;

- учить определять место звука [Р] в словах;

- соотнесение звука [Р] с буквой «Р».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrrrrrr.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на звук [Р] в старшей группе

Задачи:

- закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «звонкий звук»;

- учить выделять звук [Р] из ряда звуков, слогов и слов;

- учить определять место звука [Р] в словах;

- соотнесение звука [Р] с буквой «Р».

Материал:

- демонстрационный: набор картинок с изображением предметов, содержащих звук [Р];

- счётные палочки, пластилин.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

У Реки кипит Работа:
Притащил веревку кто-то,
Распилил бревно бобер,
Рак зажал в клешнях топор!
В небе Радуга цветет:
- Ах, какой красивый плот!
Роза в капельках Росы
Прошептала: - Молодцы!
Рыбки тоже помогают,
Плот от берега толкают.

Ребята, какой звук в этом стихотворении мы слышим чаще всего? (Р)

А звук [Р] какой? (согласный, звонкий, твердый)

Давайте, поиграем с вами в игру «Поймай звук»: когда я буду называть звук

[Р], слоги или слова с этим звуком, вы хлопайте в ладошки. Готовы?

Р…Н…С…А…Р…З…К…П…Р… и т.д.

Ра – ка – на – ар – па – ро – ор -  са – ир – ва – зо и т.д.

Рак, лак, нога, рука, рога, кот, рот, рама, лама, коса, роса.

Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем: я вам буду говорить фразу и показывать картинку, а вы мне будете называть слово (игра «Назови слово»):

Ра – ра – ра, ра -  ра – ра – вот высокая …(гора).

Ро – ро – ро, ро – ро – ро – у Ромы новое …(ведро).

Ру – ру – ру, ру – ру - ру – зайка спрятался в …(нору).

Ры – ры – ры, ры – ры  - ры – кусают Иру … (комары).

Ор – ор – ор, ор - ор – ор – у Ромы острый …(топор).

Ур – ур – ур, ур – ур – ур – Рая гонит …(кур).

Молодцы! Предлагаю отдохнуть (физкультминутка):

На болоте две лягушки, две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ноженьками топали, рученьками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Ква – ква – ква – немного слов.

Всем желаем: «Будь здоров!»

Молодцы, ребята. А теперь давайте будем определять, где спрятался звук [Р] – в начале, середине или в конце слова (игра «Назови место в слове»):

Рыба, сыр, рысь, друг, забор, гора, гром,  рынок, мир, рот, кукуруза, радуга, марка, радость, ручей, правда, ракушка, карман, кефир, шар, робот, ветер.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!

Кто сказал "тр-тр-тр", тот сумеет "пр-пр-пр", 
А потом и "бр-бр-бр", "гр-гр-гр" и просто "Рррррр!".

Предлагаю вам послушать стихотворение

Буква, как Раскаты гРома,
Львиный Рык в пустыне словно.
Изучаю эту букву,
Но сказать её мне тРудно.
Я учился у воРоны
«КаР-Р-Р-Р!!!» кРичать сегодня дома.
А потом, когда писал,
«Р-Р-Р» всё вРемя повтоРял.
Целый день в кваРтиРе Рык,
КаРканье стоит и кРик.
К вечеРу «эР-Р-Р» смог сказать,
Спеть, а также пРочитать.

О чём это стихотворение? (о букве «Эр» и звуке «Р»).

А чем звук [Р] отличается от буквы «Р»? (звук мы произносим и слышим, а букву – читаем и пишем).

Ребята, я хочу познакомить вас с буквой «Р»: посмотрите на неё, какая она. Попробуйте «обрисовать» её пальчиком в воздухе… А теперь выложите её из счётных палочек… А теперь из пластилина.

Все запомнили, как выглядит буква «Р»? Произнесите звук [Р].

Давайте вместе выучим скороговорку:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак его за руку – цап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с элементами драматизации в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе.Тема: "Продукты питания. Драматизация сказки "Колобок""...

Занятие по развитию речи "Осеннее путешествие в лес" (старшая группа)

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».- Активизация словаря определений.- Упражнение в определение слов – антонимов.- Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательны...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе детского сада тема: «Бабушкины петухи»

Знакомство детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....

Презентация к занятию по развитию речи - Дифференциация звуков С-Ц, старшая группа

Презентация к занятию по развитию речи - Дифференциация звуков С-Ц, старшая группа...