Главные вкладки

    План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Узорина Наталья Вячеславна

    Конспект  открытого интегрированного занятия

    по  развитию лексико-грамматических  средств  языка

     по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе»

     в  средней  группе с  детьми  с  ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fedorino_gore_dlya_sayta.docx44.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  открытого интегрированного занятия

    по  развитию лексико-грамматических  средств  языка

     по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе»

     в  средней  группе с  детьми  с  ОНР.

    Москва 2015

    Цели:

    Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит;  расширение активизация словаря по теме: «Посуда»;  совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными  мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

    Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции;  координации  речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

    Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.

    Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок,  презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.

    Предварительная работа:

    • чтение сказок К. Чуковского,
    • дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
    • разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
    • экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
    • ИЗО деятельность « Раскрась тарелочку»
    • Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
    • развивающая игра: «Собери картинку»,
    • совместная деятельность в уголке экспериментирования.

    Ход занятия.

    Логопед: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!

    Дети: Доброе утро!

    Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Начинаем колдовать. пальцы соединили

    Двери в сказку открывать, пальцы разъединили

    Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук

    Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,

    Мы его сперва покрутим, от себя, на себя

    А потом три раза дунем. дуем

    Покачаем: раз – два – три. покачиваем

    Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.

    Логопед: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

    (на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

    Логопед:. Ребята, назовите какие  сказки К. Чуковского вы знаете?

    (дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

    Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

    2. Развитие слухового внимания. (за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .

    Логопед: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).

    Вы, догадались из какой сказки эти звуки?

    Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)

    Логопед: какое горе случилось у Федоры?

    Дети: посуда убежала от нее.

    Логопед: почему она убежала?

    Дети: потому что она её не мыла, закоптила.

    3. Активизация словаря

    Логопед: какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки.(перед логопедом стоит сундук с посудой, когда дети отгадывают загадку, логопед показывает предмет посуды, который дети отгадали).

    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

    Больше греться не хочу.

    Крышка громко зазвенела:

    «Пейте чай, вода вскипела!»

    (Чайник.)

    Сама не ем, а людей кормлю.

    (Ложка.)

    И в столовой, и на кухне,

    В ресторане и везде:

    Если варят – то в…

    (кастрюле),

    Жарят на… (сковороде).

    Молодцы! Правильно отгадали!

    Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).

    Логопед: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.

    Выходят дети с эмблемами посуды (сценка). 

    4. Инсценировка.

    Логопед: А вот и она… Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,

    Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.(Стёпа П.)

    Посуда дружила с едой (Миша Ф.), посуда дружила с водой (Настя Я.)

    И с человеком дружила (Прохор Б.), она его вкусно кормила! (все вместе).

    Федора: поёт песню « Ой, вы бедные сиротки мои..» (отмывает посуду)

    Логопед: Вот,  это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.

    Федора: Ребята, расскажите нашим гостям из  чего сделана посуда. Какая она?

    5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан), фарфоровая (чашка и блюдце), металлическая (кастрюля и чайник), пластмассовая(вилка и нож), деревянная (стакан и миска), бумажная (тарелка и стакан).

    Федора: ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.

    6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду). 

    7.Физкультминутка

    Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

    Вот большой стеклянный

    чайник:

    Дети надувают животик.

    Очень важный, как начальник!

    Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

    Вот фарфоровые чашки:

    Очень хрупкие бедняжки!

    Приседают, одна рука на поясе.

    Вот фарфоровые блюдца:

    Только стукни – разобьются!

    Кружатся, рисуя руками круг.

    Вот серебряные ложки:

    Голова на тонкой ножке.

    Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.

    Вот пластмассовый поднос:

    Он посуду нам принес!

    Федора:  Когда посуда разбежалась,

    Она разбилась, и сломалась,

    Вы, друзья, мне помогите

    И посуду соберите.

    8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду.(Две команды по пять человек  на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)

    Федора: Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь.. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?

       9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника. Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: « Чайник без носика. Чайник без ручки и т.д.

    Федора: Ребята, какие же вы молодцы!!!  Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!

    10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».

    Логопед: Чайник мы  Федоре сделали  осталось только вскипятить и порадовать её.

    Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

    Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.

    Логопед: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?

    Дети: Может утром, днем и вечером.

    Логопед: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?

    (завтрак, обед, ужин)

    Федора: Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. « Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»

    Логопед: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.

    11.Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)

    Чашка – чашечка

    Ложка –ложечка

    Тарелка –тарелочка

    Кастрюля –кастрюлька

    Нож –ножик

    Кружка-кружечка

    Вилка-вилочка

    Чайник-чайничек

    Самовар –самоварчик

    Стакан-стаканчик.

    12.Итог занятия

    Логопед: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).

    Сказка учит добро понимать

    О поступках людей рассуждать

    Коль плохой, то его осуждать

    Ну, а слабый – его защищать.

      Федора: За свое плохое обращение
    Я попрошу у посуды прощение! 
    (Делает поклон)
    И хочу отблагодарить.

    Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).

    Чаем вкусным угостить. 
    С мятой, лимоном, вареньем.
    С сухарями и печеньем.

    Логопед:

    Спасибо за приглашение Федорушка, 
    Но вот и пришла пора прощаться.
    Мы благодарны всем гостям,
    Что вы пришли сегодня к нам.

    Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

    Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....

    Конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

    "Животные жарких стран". Подготовительная группа....

    Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»

    Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...

    Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

    Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

    Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...