Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие речи детей"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Лапина Наталья Владимировна

Педагогом подобран материал для обучения детей рассказыванию.Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕТО

(методическая разработка для родителей).

Цель. Формировать умение  у детей дошкольного возраста составлять связный рассказ.

Летние месяцы — июнь, июль, август — самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные, теплые. Густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая.

Прозрачен и красив  месяц июнь: самый светлый. 22 июня – самый длинный день в году. На север приходит полярный день, когда солнце целые сутки не скрывается за горизонтом.

Кто из зверей имел зимние шубки, сменяли на летние. В летних нарядах их сразу не заметишь. Лес  бережет своих жителей. Пока нет опасности, резвятся вовсю волчата и лисята. Быстро бегут от шума лосята, хотя им от роду всего три недели.

Зайчата родились сразу  зрячими, покрытыми шерстью. Мама покормила их молоком – жирным, как сметана, - и побежала по своим делам. Такого молока зайчатам хватит на четыре дня. Ещё раза два их молочком покормят, и всё! У них самих зубки прорезаются. И любят зайчата молодую травку жевать.

У рыб тоже появляются детки – мальки. Будешь со взрослыми у реки, посмотри внимательно в воду. Какие маленькие рыбки у берега плавают. Здесь и теплее, от крупных рыб подальше, мошек побольше.

Много забот у зверей и птиц. Гуси сбрасывают перья и отращивают новые. В это время они обычно не могут летать. Днем скрываются в зарослях, а ночью выплывают или выходят на поиск корма.

Июль – «макушка лета» - это самый жаркий месяц. Обитатели лесов прячутся в тенистые чащи и ближе к воде. Иногда стоят в ней по шею, даже окунаются медведи лоси,  спасаясь от слепней.

В августе начинает холодать. В лесах много грибов и ягод. Заметно подросли в реках маленькие рыбки. Трудяги-муравьи все в заботах о зимовке: ремонтируют и утепляют свои муравейники. Птицы с выросшими птенцами как бы приумолкли: пора собираться в дальнюю дорогу.

Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики, васильки. В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника, ежевика.

 Появляются первые грибы: волнушки, рыжики, грузди, белые (боровики). в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах — морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов.

 Порхают над лугом бабочки,  стрекозы, пчелы и шмели.Звери и птицы заботятся о подрастающих малышах, учат их тому, что умеют сами.

 Летом у людей немало дел: на полях и в огородах прополоть, окучить и полить гряды, скосить сено в лугах. Собирают урожай зерновых культур (рожь, пшеница, гречиха…).

 Лето — чудесная пора для ребятишек! Можно вдоволь накупаться в речке, позагорать на теплом песочке, поудить рыбу, поиграть в веселые игры, собирать грибы и ягоды.

Вопросы.

Какой день в году самый длинный?

Какие изменения происходят у обитателей леса в июне?

Почему июль называют «макушкой лета»?

Какую погоду вы наблюдали в июле?

Какие растения цветут летом?

Какие летом заботы у лесных птиц и зверей?

Каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу летом?

Какие ягоды и грибы появляются в лесу летом?

Чем люди занимаются летом?

Объясните пословицы:

Летний день – год кормит.

Ранний день озолотит, а поздний разорит.

Дождливое лето – хуже осени.

В народе говорят:

В цвету трава – косить пора.

Сильная роса – к вёдру, сухорос  - к дождю.

Лето дождливое – зима снежная, морозная.

Стихи о лете.

Летний дождь

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

                                                                        А.Н. Майков

Почему капли дождя А.Н. Майков сравнивает с золотом?

Вам приходилось наблюдать в теплый солнечный день дождь? Такой дождь называют в народе грибным. Капли дождя, пронизанные солнечными лучами, блестят, как золотые.

Почему поэт в последних строчках говорит о будущем урожае?

Расскажите, каким бывает летний дождь. Как меняется всё вокруг перед дождём?

Тихой ночью, поздним летом...

Тихой ночью, поздним летом,

Ка́к на небе звезды рдеют,

Ка́к под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют...

Усыпительно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убеленные луной...

                                                                    Ф. И. Тютчев

Какие слова поэт использует для передачи умиротворительной тишины, спокойствия в природе?

Вы наблюдали ночное небо в середине лета? Какое оно?

Какие слова подобрал поэт для передачи картины звёздного неба?

Представьте поздний летний вечер. Расскажите о нём.

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

                                                                            Ф.И. Тютчев

Какой летний вечер описал поэт?

Какие слова нашёл Ф.И. Тютчев  для одушевления природы?

Как предает поэт прохладу воздуха?

Вспомните летний вечер. Расскажите о нём.

Загадки о лете:

 ***

 Солнце печёт,

 Липа цветёт,

 Рожь поспевает.

 Когда это бывает?(Летом)

 ***

 Ну-ка, кто из вас ответит:

 Не огонь, а больно жжет,

 Не фонарь, а ярко светит,

 И не пекарь, а печет? (Солнце)

 ***

 Я соткано из зноя,

 Несу тепло с собою.

 Я реки согреваю.

 «Купайтесь!» — приглашаю.

 И любите за это

 Вы все меня. Я — ... (Лето)

 ***

 Зеленеют луга,

 В небе - радуга-дуга.

 Солнцем озеро согрето:

 Всех зовёт купаться ...(Лето)

 ***

 Хочешь в воду ты ныряй,

 Хочешь на песке играй.

 Сколько замков здесь создашь!

 Что за место это? ...(Пляж)

 ***

 То фиолетовый, то голубой,

 Он на опушке встречался с тобой.

 Названье ему очень звонкое дали,

 Но только звенеть он сумеет едва ли.(Колокольчик)

 ***

 Шёл я лугом по тропинке,

 Видел солнце на травинке.

 Но совсем не горячи

 солнца белые лучи.(Ромашка)

Литература и интернет - ресурсы.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

http://www.razvitierebenka.com/2012/07/vremya-godaleto.html#.V2d8e49OLIU 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»       Скригонюк  Галина Ивановна. ГБДОУ компенсируещего...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема:"Мы любим сказки"

Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема: «Мы любим сказки»...

Методическая разработка. Мастер класс "Играя развиваем речь детей" (для конкурса)

В работе раскрывается значение использования  игр  в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочета...

Методическая разработка "пальчиковые игры" для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для развития речи детей младшего  дошкольного возраста....

Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...

Методическая разработка для педагогов на тему" Обучение детей старшего дошкольного возраста связанным высказываниям типа рассуждения"

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на воп...