Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Домашние животные «Как щенок узнал, кто всех важнее»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».

Задачи:

·        Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притяжательных прилагательных);

·        Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового слухового анализа слов;

·        Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи);

·        Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, игра «Пастушки», игра «Кого чем угостим?», игра «Кто за забором?», карточки со словами, слогами, схемами слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Домашние животные «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Цель: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».

Задачи:

  • Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притяжательных прилагательных);
  • Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового слухового анализа слов;
  • Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи);
  • Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, игра «Пастушки», игра «Кого чем угостим?», игра «Кто за забором?», карточки со словами, слогами, схемами слов.

Ход занятия:

Этапы занятия и виды деятельности:

Речь учителя и детей:

Примечания:

I. Организация начала занятия.

 

У: Сегодня у нас с вами состоится новое путешествие — в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее». Если хотите туда попасть, помогите мне развести по загонам домашних животных.

Слайд 1

II. Основная часть.

1.  Игра «Пастушки». Совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие зрительного внимания, мышления.

2.  Рассказывание логопедом сказки. Развитие слухового внимания.

3.  Игра «Кого чем угостим?». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных). Развитие мышления, зрительного внимания.

4. «Игра в стадо». Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движением. Развитие подражательности и творческого воображения.

5.  Работа по воспитанию правильного физиологического дыхания и совершенствованию навыка голосоведения на мягкой атаке.

6.  Беседа по сказке. Выборочный пересказ паролям. Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности. Совершенствование навыка пересказа.

7.  Игра «Кто спрятался?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных и употребление в речи предлогов ЗА, ИЗ-ЗА). Развитие навыка звукового анализа слов. Развитие зрительного внимания.

8. Игра «Магнитные слова». Совершенствование навыка чтения, профилактика нарушений письма и чтения.

У: Выберите только домашних животных. Четко произнесите их названия, разделите на слоги и поместите: в первый загон, если в названии один слог, во второй загон — если в названии два слога, в третий загон — если в названии три слога.

Д: Это ко-ро-ва. В названии три слога. Ставлю ее в третий загон.

Д: Это бык. В названии один слог. Ставлю его в первый загон. И т. п.

У: Вы были хорошими пастушками, помогли мне, и теперь мы можем отправиться в путешествие.

У: Летом девочка поехала в деревню к бабушке. И вот что однажды утром она увидела и услышала, выглянув из окна.

Около будки у забора сидела собака Черника и говорила своему щенку:

— Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

— А какая у тебя работа? — спросил щенок.

— Самая важная, — ответила Черника. — Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я — самое нужное домашнее животное.

— Ничего подобного, — не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. — Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? Я — самое нужное домашнее животное.

— Как бы не так, — высунула голову из хлева корова. — Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметанка? Я — самое нужное домашнее животное.

— Между прочим, мое молоко и полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух, — возмутилась коза. — Я самое нужное домашнее животное.

— Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, — засуетился кролик в вольере. — А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубки и шапочки. Я — самое нужное домашнее животное.

— Мы тоже даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, — заблеяли овца и баран. — Мы — самые нужные домашние животные.

— Какое свинство! — послышалось хрюканье из глубины хлева. — Я даю больше всех мяса и сала. Я — самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел красавец-конь.

— Ну что, скажешь, что ты — самое нужное домашнее животное? — спросила кошка.

— Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

— И то верно, — согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать.

У: В сказке умный конь сказал, что человек ухаживает за домашними животными, кормит их. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных. Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным, ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?»

Д: Я напою кота молоком и накормлю рыбой.

Д: Я накормлю корову сеном и клевером.

Д: Я угощу лошадь сеном и овсом.

У: Теперь, когда вы накормили животных, мы можем поиграть.

Мы вчера играли в стадо, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.

Мы рычали (Рычат.)

И мычали, (Мычат.)

По-собачьи лаяли. (лают)

Не слыхали замечаний Нины Николаевны. (Продолжают идти по кругу)

А она сказала строго: (останавливаются)

— Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)

Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке)

Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)

А она в ответ: (дети идут по кругу друг за другом)

— Да что вы!

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

У: Остановитесь, повернитесь лицом в круг. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох (три раза). Теперь давайте расскажем нашу чистоговорку про щеночка колли. Вы сделаете глубокий вдох и будете говорить на выдохе две строчки чистоговорки. Помните, что говорить нужно плавно, ровно, не снижая голоса. Затем сделаете дополнительный вдох и договорите оставшиеся две строчки на выдохе.

Д: Дети Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

У: Теперь садитесь на ковер и давайте побеседуем. Чей спор услышала девочка однажды утром?

Д: Девочка услышала спор домашних животных.

У: О чем спорили домашние животные?

Д: Домашние животные спорили о том, кто из них нужнее человеку.

У: Кто же оказался самым важным домашним животным?

Д: Все домашние животные нужны человеку, потому что они приносят ему пользу.

У: Давайте попробуем разыграть спор домашних животных по ролям. Старайтесь говорить правильно, выразительно.

У: Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

Д: За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

Д: Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

Д: За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.

Д: Еще за забором спрятался конь, потому что из-за забора торчит конский хвост, а из-под забора торчат тонкие копыта.

У: Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. Произнесите еще раз названия этих животных и подумайте, каким из них соответствуют эти схемы.

http://pedlib.ru/books1/1/0254/image006.jpg

- твёрдый согласный звук, - мягкий согласный звук, - гласный звук

У: Молодцы! А теперь скажите, сколько гласных звуков в слове кролик? Назовите их по порядку.

Д: Два. Это звуки [о], [и].

У: Очень хорошо.

У: Прочитайте слоги. Постарайтесь составить из них названия четырех домашних животных.

У: Прочитайте слова.

Д: коза, кролик, корова, баран.

Слайд 2

Изображения животных: собаки, коровы, быка, лошади, козы, овцы, барана, кролика, свиньи, медведя, волка, лисы. Под ними — три загона.

Слайд 3

Сюжетная картинка

Слайд 4

Изображения домашних животных: собаки, кошки, коровы, лошади, кролика, свиньи.

Молоко и рыба; морковь, капуста и трава; сено и овес; мясо и косточка; овощи; сено и клевер.

Физминутка

Стихи А.Барто

(Ю. Могутин)

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают сказку по ролям.

Слайд 5

На доске изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.

Слайд 6

изображения кота, кролика, быка, коня

Дети помещают первую схему под изображением кота, вторую — под изображением коня, третью — под изображением быка.

Слайд 7 со слогами: кро, за, лик, ро, ко, ва, ко, ран, ба.

Дети составляют слова.

III. Организация окончания занятия.

У: В какой сказке мы сегодня побывали?

Д:  Мы побывали в сказке «Как щенок узнал, кто всех важнее».

У:  Чем мы сегодня занимались?

Д: Мы делили названия домашних животных на слоги, играли в игру «Кого чем угостим?», разыгрывали сказку по ролям, составляли и читали слова.

У: Дома расскажите сказку маме и папе и сделайте рисунок к ней для нашей выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе : «Домашние животные»

Закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние животные и их детёныши» Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных: где живут, как голос подают, какую пользу при...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ "Домашние животные"в старшей группе

Конспект занятия содержит упражнения, способствующие активизации словаря по теме, развитию грамматического строя речи, развитию артикуляционной моторики...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Цель занятия: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи:Образовательная: расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах; закрепить знания о внешних ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе "Домашние животные и их детёныши"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

- воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашн...