"Разговор с пчелой" Заучивание стихотворения М. Благининой методом театральной педагогики.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Немтинова Татьяна Анатольевна

Для тех, кто творчески подходит к своей работе и ищет неординарные формы, методы и прёмы...

Я предлагаю конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Особенность этого занятия в том, что для заучивания подобрано стихотворение-диалог М. Бородицкой "Разговор с пчелой", а это открывает поле деятельности для творчества со стороны воспитателя и непринуждённой самостоятельной актёрской игры со стороны воспитанников. При проведении этого занятия мной были использованы игры и тренинги по постановке звуков, артикуляции, развитию актёрского мастерства у детей, что в свою очередь расширяет их зону ближайшего развития. Упор при заучивании текста был сделан на мимику, жесты и эмоциональное прочтение воспитателем (избегала стандартного хорового повтора). Использование метода театральной педагогики даёт поразительные результаты. После второго прочтения дети легко повторяли весь текст, копируя мимику, жесты, интонацию). Надеюсь, что мой опыт поможет Вам разнообразить процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»

142001, Московская обл., г.Домодедово, микрорайон Северный, ул. Ломоносова, д.18б, тел.8(496)793-75-01

Конспект НОД

по приобщению детей старшей группы

к художественной литературе

«Заучивание стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой»».

Воспитатель: Немтинова Т.А.

г.о. Домодедово

2015г.

Тема: Заучивание стихотворения Марины Бородицкой «Разговор с пчелой».

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель – помочь детям запомнить стихотворение посредством театрализованной деятельности

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства.
  • Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
  • Учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса характер персонажей.
  • Подвести к пониманию музыкальных образов героев.

Развивающие:

  • Развивать коммуникабельность, умение общаться со взрослыми в разных ситуациях, применять знания в беседе, формировать связные высказывания, рассуждать.
  •  Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности.
  • Накапливать эстетический опыт в процессе чтения и обсуждения литературных произведений.
  • Развивать умение актёрской игры и перевоплощения.

 Воспитательные:

  •  Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
  • Воспитывать культуру речи.

Оборудование:        

Элементы костюмов для перевоплощения детей.

Синтезатор или пианино

Карточки для д/и «Разговор звуков».

Элементы декораций для инсценировки.    

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. В группу неожиданно «влетает» с зонтиком в образе  Мери Поппинс (воспитатель).

 Воспитатель: Ой – ой-ой!!!  Куда же ты? Остановись! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Стой же ты, наконец! Куда ты меня принёс? Здравствуйте, ребята!

Я всё поняла! Спасибо, волшебный зонтик!

Этот волшебный зонтик дал мне сегодня на остановке какой-то весёлый человек с рыжими, взлохмаченными волосами, в смешных огромных туфлях. Заметил, что я грущу. Подошёл, улыбнулся и сказал:  «Вот вам волшебный зонтик! Он приведёт вас туда, где живут весёлые, озорные и очень умные человечки! Там вы найдёте себе настоящих друзей!»

 И только я взяла его в руки, как он полетел и понёс меня. И вот я здесь. Значит, вы и есть те самые весёлые, дружные и умные человечки?!

Дети:   Да!

Воспитатель: И мы сможем подружиться?

Дети: Да!

Воспитатель: А вы умеете корчить рожицы? А говорить на тарабарском языке?

Если нет?! Не беда я вас научу!

Для начала, давайте немного поиграем?! Я начну, а вы смотрите и за мной все дружно повторяйте...

Упражнения для психомоторики:

Жила-была улитка (язык наверх)

Каждое утро она с нетерпением смотрела на часы, а они спокойно тикали вот так (язык в стороны)

Ровно в половину 12 (язык вверх, вниз)

 к ней приходила подруга лошадка (цокание)

вместе они щёлкали орешки (язык за щекой)

ели вкусное малиновое варенье (облизывание верхней и нижней губ)

 Брали стакан, наливали чай (балтушка) и с удовольствием выпивали (2 раза)

Мимическая гимнастика:

Когда лошадка долго не приходила, - улитка грустила у окна (гримаса) и даже злилась (гримаса)

А когда они встречались, - улитка удивлённо раскрывала глаза (гримаса) и очень радовалась (гримаса).

Звуковой тренинг:

Когда приходила зима, улитка не могла выползти из своего домика под снегом. И тогда они писали друг другу письма на тарабарском языке.

ИАОУ (прочтение звуков с последовательным выделением звука). Вопрос –ответ (интонирование звуков)

А сейчас я расскажу вам другую историю. Её описала в стихах Марина Бородицкая «Разговор с пчелой»

Воспитатель читает стихотворение очень эмоционально с использованием жестов, разговаривая разными голосами.

Меня ужалила пчела

Я закричал: Как ты могла!?!?

Пчела в ответ: А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?!

Он мне был уж-ж-ж-асно нуж-ж-ж-ен

Я берегла его на уж-ж-ж-ин!

Скажите, ребята, о чём рассказывает в этом стихотворении Марина Бородицкая?

Ответы детей…

Кто главные герои истории, описанной в стихах?

Ответы детей…

Какой характер у главных героев?

Ответы детей…

Послушайте это стихотворение ещё раз.

Воспитатель так же эмоционально читает. Выбрав  несколько пар детей, предлагает им прочитать стихотворение и обыграть. Хвалит и обращает внимание на более удачное прочтение, объясняя, почему эта пара лучшая.

 Скажите, ребята, в какое время года происходит действие?

Ответы детей…

В каком месте?

Ответы детей…

Давайте закроем глаза и представим себе эту поляну.

Дети закрывают глаза.

Воспитатель говорит о том, какая полянка, какие на ней цветы, какие насекомые летают (и в это время раскладывает на ковре, вырезанные заранее цветы из бумаги).

Дети по команде открывают глаза и видят цветущую полянку.

Воспитатель: А сейчас я превращаю вас в бабочек, жуков, стрекоз и пчёл… и вы сможете полетать на цветочном лугу, пока звучит музыка.

Предлагает детям надеть элементы костюмов или шапочек и свободно побегать на носочках по «полянке» под музыку, изображая жуков, бабочек, стрекоз в полёте.

Спасибо большое, друзья. Вы молодцы!

Скажите мне, пожалуйста, – какими вы представляете себе героев (мальчика и пчелу)? Какой характер у главных героев?

Ответы детей…

Дети, а какую музыку вы подобрали бы под характер этих героев? Послушайте маленькие отрывки и скажите, кому из героев какая музыка подходит и почему?

 Воспитатель проигрывает отрывки. Дети выбирают музыку в соответствии с характером героя.

Давайте попробуем показать, как  двигаются наши герои под музыку?

Одна пара детей показывает и прочитывает стихотворение (обыгрывание).

Эти дети остаются в костюмах.

Воспитатель: Спасибо, друзья мои, у вас здорово получилось! Садитесь. Отдохните.

Ребята, неужели мальчик и пчела так и расстанутся не друзьями? Давайте придумаем конец этой истории

Ответы детей…

 А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Театр»

Вы знаете, что такое театр?

Ответы детей…

Правильно, ребята! Театр это дом чудесных представлений. Именно там, на сцене рождаются чудеса.

А кто показывает представление?

Ответы детей…

Этих людей называют артистами или актёрами.

 А для кого актёры показывают спектакли?

Ответы детей…

Правильно! Для зрителей.

А как зрители благодарят актёров за интересный спектакль?

Апплодисменты

Ребята, а что нужно, чтобы попасть в театр?

Ответы детей….(билеты)

Воспитатель предлагает нескольким детям раздать билеты и вывешивает красочное объявление – АФИШУ

Ну, вот и всё готово! Сейчас на сцену выйдут настоящие артисты. Уважаемые зрителя, давайте встретим их дружными аплодисментами.

Воспитатель играет вступление и озвучивает «голос за кадром»

Однажды, в тёплый, солнечный день, когда над зелёным цветущим лугом порхали  жуки, бабочки, стрекозы (дети – насекомые на носочках перемещаются по сцене, изображая насекомых в полёте) прилетела труженица пчела, чтобы собрать сладкий нектар (на сцене кружится под музыку пчела)…

Вдруг, на лугу появился озорной мальчишка (выходит под музыку)

Увидев, большой и красивый цветок, он поспешил сорвать его и тут! Пчела ужалила его прямо в руку.

Дети по словесному указанию ведут обыгрывание, зачем следует прочтение стихотворения – диалога Марины  Бородицкой «Разговор с пчелой»

Если позволяет время, можно предложить главные роли другим детям и снова показать этот спектакль. В конце каждого представления зрители награждают артистов (актёров) дружными, громкими аплодисментами (звучат аплодисменты)

 Уважаемые, зрители вам понравился спектакль? Артисты хорошо играли свои роли, выразительно читали стихотворение! Позвольте, друзья мои, и мне отблагодарить вас за интересный, спектакль. Я хочу наградить вас «медалями настоящих артистов»

 Звучит лёгкая музыка. Воспитатель вручает «медали» на память о занятии.

Ну, что ж, ребята, мне пора! До свидания, детвора! Я сейчас пойду по улице и подарю этот волшебный зонтик тому, кто грустит. Пусть и он найдёт себе добрых, весёлых друзей!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная педагогика в ДОУ

Материалы семенара-практикума с воспитателями ДОУ по театральной педагогике....

Методическая разработка "Формирование личности ребёнка средствами театральной педагогики"

Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка, формирование его жизненной компетентности....

"Воспитание и развитие детей дошкольного возраста посредством театральной педагогики"

Я не верю в то, что больше значит лучше. Я предпочитаю делать меньше, но хорошо, то, что действительно эффективно и приносит плоды....

Статья: "Использование методов театральной педагогики в работе по развитию речи у дошкольников"

Реализация ФГОС ДО в практике детских садов, поиски новых современных подходов к ресурсному обеспечению педагогической деятельности....

«Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»

laquo;Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»...

Театральная педагогика

Методическая разработка "Театральная педагогика" состоит из театрализованных игр, управлений по актёрском мастерству, тренинг по сценическому движению. ...

Театральная педагогика в детском саду.

Борис Михайлович Теплов говорил: «Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей». Театр...