Театральная педагогика в ДОУ
методическая разработка на тему

Материалы семенара-практикума с воспитателями ДОУ по театральной педагогике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_pedagogika_v_dou.rar226.77 КБ

Предварительный просмотр:

1 ТЕМА : Введение в театральную педагогику   (1 занятие)

- Актуальность новой технологии

- Особенности и направленность технологии

- Цели и задачи

- Возможности применения  воспитателем ДОУ

Актуальность и основные положения проблемы

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика или, шире, Взрослого и  Ребенка.

Такая ситуация характеризуется рядом  противоречий:

  • между новыми ценностно-целевыми ориентирами в образовании, направленными на партнерство (диалог) взрослого и ребенка, и существующим монологическим типом взаимодействия “Учитель - Ученик” в традиционной системе образования;
  • между возрастанием внутренней свободы ребенка и психологическим, профессиональным самочувствием педагога, его ролевой негибкостью;
  • между темпами изменения социальных условий современной жизни и отсутствием новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире;
  • между желанием педагога по-новому строить процесс обучения и его неумением сформировать мотивацию ребенка к познавательной деятельности в современных условиях;
  • между индивидуальной потребностью педагога осуществлять свою профессиональную деятельность в новом образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательных учреждений.

Таким образом, можно выделить 3 взаимообусловленные проблемы:

1. Характер взаимодействия субъектов системы образования не соответствует характеру индивидуализации социально-психологических отношений в современном обществе. До настоящего времени для традиционной школы характерен монологизированный тип взаимодействия между взрослым и ребенком. Ребенок может высказываться лишь в рамках жестко регламентированного времени. Его высказывание не свободно. Оно осознается ребенком как угодное или неугодное педагогу. Диалогизация же педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций со-участия, со-трудничества, со-бытия.Проблема мотивации к образовательной деятельности сегодня является одной из центральных проблем и напрямую связана с проблемой индивидуализации образования. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.  

Кроме этого есть еще один существенный факт, которому мало придавали значения. Учитель, являясь представителем взрослого сообщества, находится и общается с ребенком порой больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения ребенка к миру взрослых, на его приятие или отторжение.  

3. В существующей системе профессиональной подготовки педагогов недостаточно уделяется внимания изучению и овладению  современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец,  их мышление и уровень развития.

Роль педагога сегодня значительно возрастает. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Однако  одной теорией и декларированием идей гуманизации  не обойтись.

Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога. Неизвестными. Как строить отношения с детьми: я - один, их - двадцать?

  • Как держать внимание группы?
  • Как построить процесс занятия с учетом психологического восприятия каждого ребенка?
  • Как сделать, чтобы конкретный материал был им интересен?
  • Как найти баланс между “хочу” и “надо”?
  • Как играть с ребенком?
  • Как управлять собой?
  • Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?

Здесь особое место занимает театральная педагогика. Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной деятельности воспитателя обусловлена тем, что:

  • вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с детьми, так и с коллегами. Кроме этого в основе  содержания обучения практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, или отношения героев литературного произведения;
  • профессия воспителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и воспитель воздействует на чувства и ум зрителей – детей, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм воспитателя, как и актера, могут обеспечить ему успех.  Как режиссер в процессе репетиций, так и воспитатель на занятии должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на  актеров или детей. Воспитателю  необходимо простроить логику занятия так, чтобы он был воспринят и понят детьми. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. Она рассматривалась на научно-практических конференциях:

Ведущие педагогические и научно-исследовательские институты представили интереснейшие материалы, касающиеся теории и практики использования принципов театра в образовании,[1] были продемонстрированы различные формы и принципы использования театральной педагогики в работе с детьми разного возраста. Материалы показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребенка  (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения); обучение превращается в увлекательные “предлагаемые обстоятельства”; для ребенка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала.

Методологические основания  базируются на таких сущностных аспектах театра, как:

  • игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;
  • ролевая игра;
  • игры с предметом;
  • модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;
  • модель развертывания процесса от замысла до реализации;
  • взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;
  • рассмотрение замысла с разных сторон - из разных языковых пространств (применительно к театру - это литература, музыка, архитектура, живопись, хореография. Применительно к детскому саду - это принцип изучения одного явления в интеграции образовательных областей и игровых заданий в различных видах детской деятельности).
  • актуализация незнакомого;
  • воздействие на чувства зрителя и вовлечение его в процесс игры.

Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких “предлагаемых обстоятельств” может выступать и пространство изучаемого с детьми материала, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трех областей культуры - наука, искусство, реальная жизнь - это те же “предлагаемые обстоятельства”. Задача педагога - помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им,  менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Задачи театральной педагогики для воспитателя

-Развить творческий потенциал педагога

- Сформировать навыки построения занятия и совместной деятельности с ребенком в творческой атмосфере.

- Развить творческую психотехнику (артистизм) педагога.

Театральная педагогика – инструмент для создания единого образовательного пространства для педагога и ребенка, так как затрагивает педагогическую деятельность воспитателя и индивидуальное развитие ребенка .

 Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь детей творчеством, процессом саморазвития. Педагогу необходимо знать средства вербальной и невербальной коммуникации, быть раскрепощенным, эмоционально пластичным для объяснения смысла различных фрагментов содержания образования, передачи своих чувств, отношений и понимания реакций детей. Обезличенность предлагаемых воспитателем знаний приводит к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняет. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на детей эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах воспитанников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть  их воображение.

Для педагога владение методами театральной педагогики – это эффективность обучения ребенка:

-Диалогизация педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций со-участия, со-трудничества, со-бытия.

- актерские способности педагога ( владение голосом, мимикой, жестом и др.) повышают интерес детей к личности воспитателя, им становится интересен тот, кто их учит. Заразительность, убедительность, артистизм воспитателя обеспечат ему успех.

- умение воспитателя простроить логику образовательного процесса так, чтобы он был воспринят и понят детьми – (отрежисировать ход занятия с точки зрения занимательности, игры), позволят добиться заинтересованности со стороны ребенка не только к предмету обучения, но и к самому процессу постижения материала.

  Для ребенка театральная педагогика выражается в приобщении к театрализованной деятельности, которая:

- развивает речь и ее выразительность;

- развивает социальные навыки (публичность, вербальные и невербальные средства общения, эмпатию, опыт поведения в различных ситуациях общения);

- создает условия для творческой активности;

- создает условия для общения взрослых и детей.


[1] “Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя”. - Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Полтава, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование личности ребёнка средствами театральной педагогики"

Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка, формирование его жизненной компетентности....

"Разговор с пчелой" Заучивание стихотворения М. Благининой методом театральной педагогики.

Для тех, кто творчески подходит к своей работе и ищет неординарные формы, методы и прёмы...Я предлагаю конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Особенность этого занятия в том, что для зауч...

"Воспитание и развитие детей дошкольного возраста посредством театральной педагогики"

Я не верю в то, что больше значит лучше. Я предпочитаю делать меньше, но хорошо, то, что действительно эффективно и приносит плоды....

Статья: "Использование методов театральной педагогики в работе по развитию речи у дошкольников"

Реализация ФГОС ДО в практике детских садов, поиски новых современных подходов к ресурсному обеспечению педагогической деятельности....

«Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»

laquo;Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»...

Театральная педагогика

Методическая разработка "Театральная педагогика" состоит из театрализованных игр, управлений по актёрском мастерству, тренинг по сценическому движению. ...

Театральная педагогика в детском саду.

Борис Михайлович Теплов говорил: «Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей». Театр...