методические разработки "Зима в детском саду"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Баннова Елена Ивановна

Занятия, игры, забавы, эксперименты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в парк зимних забав».

Задачи:

1. Расширять представление детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции.

2. Обогащать и активизировать словарь детей:

• Существительные: санки, лыжи, горка, снежки, снеговик, коньки.

• Глаголы: катаемся, катимся, скользим, съезжаем, кидаем, лепим, катаем, ставим.

• Прилагательные: красивые, быстрые, скользкая, высокая, холодные, белые, твердые, высокий.

3. Развивать творческую активность, воображение и фантазию.

4. Воспитывать желание присутствовать на занятии.

Материал: «Снежные комочки».

Методы и приемы:

Наглядные: изображения зимы.

Словесные: беседа.

Практические: Игровое упражнение «Что мы делаем зимой, не расскажем, а покажем! », Игра «Снежные комочки».

Ход занятия: 

Ребята, посмотрите, сколько раз мы ходили в наш зимний город?

Д. : четыре раза.

В. : Правильно, а сегодня мы отправимся в парк зимних забав! Вы хотите этого?

Давайте вспомним с вами, во что вы играли летом?

(Дети перечисляют)

А сейчас какое время года?

Д. : Зима!

В. : Какая зимой погода? Ответы детей.

Значит зимой не в чего поиграть?

Д. : Нет, можно, есть много зимних забав!

В. :А давайте, мы сегодня их и вспомним, и вы мне сейчас покажете, что вы делаете зимой!

(«Что мы делаем зимой, не расскажем, а покажем! »)

Вот как весело зимой! Всегда найдется веселая игра или развлечение! Никакой мороз не страшен. Вот и мы сейчас с вами поиграем!

Игра «Снежные комочки».

В. : Ой, как мы с вами повеселились. А сейчас вы выполните мое задание. Я буду называть слова, а вы отгадывать, про какую игру я говорю!

Лепить, кидать, попадать – снежки.

Скатывать, ставить, украшать – лепим снеговика.

Берем, садимся, катимся – санки.

Заливаем, катаемся – горка и т. д.

В. : Какие вы молодцы! Сегодня в нашем парке зимних забав мы убедились что зимой есть много развлечений. Давайте их повторим!

Зимние забавы, эксперименты и игры

Упражнение «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).

Задачи: 

  • закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественных характеристиках огня, снега, воды;
  • научить понимать слова-определения, связанные с качественными различиями между предметами (холодный – горячий, грязный – чистый, мокрый – сухой);
  • активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «Вода», «Огонь», «Зима»;
  • учить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
  • учить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять важное слово, уже названное взрослым).

Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снег с улицы, совок, ведерко, стол, стульчики.

Место проведения: игровая комната или на прогулке.

Ход занятия 

Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь внимание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.

Речевые инструкции: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.) «Я дую на руки (жест грею руки). Ваня, подуй также на свои руки. А теперь Света подует. Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?» «А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас не понимает и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим ручкам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоционально окрашенную речь в этой ситуации и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)

Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передаст совок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором.

Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступает в своего рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступна (С.Н. Цейтлин).

После этого зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на глазах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль», стимулируя детей к совместному повторению этих слов.

В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно показать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе со взрослым ребенок повторяет: «В ведерке – снег. В чашке – вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег».

Аналогично отрабатываются фразы: «Снег холодный. А вода нет».

В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый – сухой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый – грязный» (о воде из-под крана или образовавшейся из растаявшего снега).

В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.

После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «холодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок затрудняется с ответом, сами попробуйте воду руками и эмоционально отреагируйте: «Ой! Как горячо! Вода горячая!» – или, наоборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую подсказку и отвечает на повторно заданный вопрос.

  Игра «Назови, из чего сделана»

(На панно выставляю картинки с изображением одежды. Дети по очереди подходят к панно, выбирают картинки и отвечают на вопросы логопеда). Логопед: - Саша, что ты выбрала?

Ребенок: - Я выбрала варежки, потому что они шерстяные, теплые, и т.п.

- Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с этим заданием и теперь, когда мы все одеты по погоде, я предлагаю вам совершить прогулку в зимний лес. А как же мы туда доберемся? Ведь вьюга засыпала все тропинки. Скажите, на чем можно добраться до леса?

(Ответы детей: на машине, на лыжах, на вертолете, на поезде, на коньках и т.д.)

Звучит музыка.

 

Игра «Зимние забавы»

Мы на лыжи встали, по сугробам побежали.  

На коньки мы встали,

От мороза убежали.

Мы на санки сели,

По сугробам полетели.

-  Вот мы и добрались. Ребята, оглядитесь вокруг. Как же красиво в зимнем лесу. А как легко дышать чистым морозным воздухом. Давайте вместе с вами подышим этим лесным воздухом. (Вдох носом, выдох ртом)

Звучит музыка.

Отгадывание загадок.

-  А для того, чтобы вы узнали, кого спрятала зима за лапами елей и деревьев я хочу загадать вам загадки о животных.

Давайте присядем на пенечки и внимательно послушаем загадки.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

 

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

 

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 

Летом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (Ёжик)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.   (Олень)

 

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.   (Мышь)

 

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто это? (Лиса)

 

На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.   (Волк)

 

(Дети отгадывают загадки, за правильные отгадки получают маски животных)

-   Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием, отгадали все загадки.

-   Дети, посмотрите, кто-то сидит под елочкой. Это зайчишка спрятался, только он почему-то грустный. Узнаем почему он плачет?

Логопед: -Здравствуй зайка! Мы - ребята из группы «Солнышко», путешествуем по зимнему лесу.

Ушастик: -Здравствуйте! А я живу в этом сказочно красивом лесу. Меня зовут Ушастик.

Логопед : - Ушастик, а почему ты такой грустный? Что случилось? Ушастик: - Большинству животных зимой очень трудно себя прокормить. Лесник попросил меня помочь ему накормить животных и дал карточки, а я

все перепутал. Я не смогу помочь бедным зверям, а это значит что они останутся голодными.

Логопед : Ушастик, не переживай. Наши ребята знают чем питаются лесные жители и с удовольствием помогут тебе. Ребята, мы поможем Ушастику?

 

Игра «Накормим  лесных жителей»

Детям раздаются карточки и фломастеры.

Логопед: -Ушастик, посмотри, как наши дети правильно справились с заданием! Ребята, расскажите Ушастику чем питаются звери изображенные на ваших карточках.

(Ответы детей: - Медведь питается медом, белочка - орехами, кабан - желудями и т.д.)

Ушастик: - Какие же вы молодцы, ребята! Теперь никто из животных не останется голодным. Спасибо вам большое!

-  Хорошо в лесу, ни шороха..., и птиц почему-то не слышно. Ребята, а почему же птиц не слышно, почему никто не поет песни.

(Ответы детей: Зимой птицы улетают в теплые края, а те, что остаются перебираются поближе к людям)

-  А вы знаете какие птицы остаются на зимовку? (воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, сорока, клест)

Ушастик: - Молодцы, дети, вы вспомнили всех зимующих птиц. А в игру со мной вы поиграете? Я приглашаю вас на заснеженную полянку нашего сказочного леса. Давайте встанем в круг.

-  Игра называется «Улетает - не улетает». Я буду бросать вам комочек снега и называть птиц. Если птица улетает - вы должны вернуть мне снежок, а если остается - поймать снежок. Все готовы?

ТЕМА: «СНЕГОВИК ПРОЩАЕТСЯ С ЗИМОЙ»

Цель:

Продуктивная: Учить детей составлению творческой коллективной картины, развивать её замысел. Закреплять знания: приема рисования угольками, выдувания, рисования пером, кляксография, рисование по-сырому, с солью. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов.

Познавательная: закрепить свойства воды. Воспитывать бережное отношение к природе.

Коммуникация: закрепить знания о зимних явлениях природы. Учить с выражением рассказывать стихи.

Игровая: Закреплять совместное выполнение движения и слова.

Музыкально-художественная: Воспитывать любовь к русской природе через музыкальное творчество (песню).

Предварительная работа: Беседы о зиме. Рассматривание иллюстраций о природе (описание увиденного). Наблюдение за живой и неживой природой. Ознакомление с «холодными» цветами (дидактическая игра «Краски художника»)

Приемы: выдувание новогодних шаров, паутинки -  пером, по –сырому – елки.

Песенка: «До свидания зима».

Стихи о зиме.

Хороводная игра «Что зима нам принесла»

Опыт: «Куда исчез снеговик?»

Ход занятия

Дети сидят на коврике.

Воспитатель читает стих: Вышел на просторы погулять мороз.

                                             Белы6е узоры в косах у берёз

                                             Снежные тропинки, снежные кусты.

                                              Падают снежинки тихо с высоты.

Вос-ль: О каком времени года говорится в этом стихотворение?

Дети: О зиме.

Вос-ль: Как вы догадались?

Дети: Мороз гуляет, голые кусты,…

Вос-ль: А вы любите зиму? За что?

Ответы детей.

Далее дети слышат стук в дверь.

Вос-ль: Кто же к нам пришёл?

Вос-ль открывает дверь – стоят сани. Вос-ль завозит их в группу.

 Дети подходя т к  саням, видят в них воду, ведёрко, угольки, морковь и записку.

Вос-ль обращается к детям: Как вы думаете, кто это был?

Дети: Снеговик.

Вос-ль обращает внимание на записку, читает её:

     « Дорогие ребята.

Я так спешил к вам, чтобы с вами попрощаться.

Ведь зима заканчивается и моё время уходит.

Но по пути встретил весну и вот я таю, таю…

И вы, ребята готовьтесь весну встречать.»

Вос-ль: Ой, ребята, верно написал снеговик, ведь зима заканчивается, нам нужно её проводить. А что нам зима принесла, давайте у неё спросим.

Дети встают в круг . Проводится хороводная игра « Что зима нам принесла?»

Дети идут по кругу, ведущий в костюме «зимы» в кругу.

Дети: Ах ты зимушка- зима

Что же ты нам принесла?

Вед.: Вьюги, снежные метели

Вот так с ними канители

Покажите как.

Дети дуют, машут руками

Дети идут по кругу.

Дети: Ах ты зимушка – зима,

Что же ты нам принесла?

Вед. Лыжи, санки и коньки

Покажите где они?

Дети имитируют движения:   Мы на лыжи быстро встали по дорожке побежали.    

На коньки мы быстро встали,   на каток мы побежали.

Вос-ль: Вот сколько радости зима нам принесла. Ребята, как же нам её поблагодарить?  А давайте нарисуем портрет Зимы и подарим  ей на память. Пройдёмте в нашу худ. мастерскую.

Воспитатель подводит детей к зимним картинам, рассматривают их.

Вос-ль:  Какие замечательные картины. Кто их нарисовал?  Что изображено на них? А какое настроение глядя на них у вас? ( ответы детей).

Вос-ль: А какие краски приготовила зима художникам?

Дети: Холодные.( перечисляя их).

Вос- ль распределяет коллективную работу. По ходу напоминает детям, что во время работы они будут использовать приёмы: выдувания ( для облаков), рисование угольками деревьев, кустов, кляксография  (солнца), солью снегирей.

Дети работают индивидуально .

После выполнения индивидуальной работы составляют общую картину зимы.

В конце занятия дети читают стихи о зиме, поют прощальную песню ( с музыкальным сопровождением) « До свиданья, Зимушка- зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в детском саду

Представление опыта работы методической службы Излучинского МБДОУ ДСКВ "Сказка" Нижневартовского района на конкурсе "Методическая служба -новой школе", заместитель заведующей Ануфриева Ирина Леонидовн...

Учебно- методический комплект в детском саду.

Предлагаемый материал признан для знакомства родителей с новыми подходами в обучении детей государственным языкам  в ДОУ Республики Татарстан....

Методическая разработка воспитателя детского сада Богдановой Ольги Вячеславовны по теме "Санкт-Петербург- наш любимый город"

Актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,воспитание любви кРодине,к городу где родился и живёшь....

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....