Еще раз о развитии речи ребенка раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья посвещена вопросам раннего развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_raz_o_razvitii_rechi_rebenka_rannego_vozrasta.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Еще раз о развитии речи ребенка раннего возраста

Известно, общение маленького ребенка с близкими, особенно матерью, является условием психического и физического здоровья ребенка. Хорошо, когда родители это понимают и стремятся познать мир детства, пытливо вглядываясь в своего малыша. Материнское слово, колыбельная песня, нежные прикосновения к малютке, зрительный контакт «глаза  в глаза» - все это элементы эмоционального общения, кодовая система первого взаимодействия с миром.

Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

На свете не существует двух одинаковых цветов, каждая ромашка хороша по – своему, каждый колокольчик «звенит» своим звоном, каждая роза благоухает своим ароматом. А ребенок? Он тоже цветок – цветок жизни, необыкновенный и неповторимый. Так мать воспринимает свое дитя. А как малыш воспринимает взрослого, как относится к матери?

Ребенок рождается беспомощным. Взрослый, в первую очередь мама, является для него источником радости, эмоционального контакта. Именно в раннем детстве через общение с материю дитя учится не только видеть мир, понимать его, но и любить. Любить людей, все живое, входить в мир с ожиданием добра. В этом ожидании радости, светлом восприятии взрослого человека, принятии его непререкаемого авторитета – сущность раннего детства.

 Если ребенок так зависим от взрослого в своих ощущениях, своем взаимодействии с окружающей действительностью, своих радостях и огорчениях, то и взрослый должен осознать со всей отчетливостью, что познание детства дает ему возможность откликаться на зов детской души. Если наблюдательность матери и ее слово столь значимы для малыша, значит, и она должна знать закономерности роста ребенка, в частности развития удивительного дара, свойственного только человеку, - дара речевого общения. Как ребенок  начинает понимать ее слово? Какие этапы эмоционального, а затем и речевого общения проходит на протяжении первых трех лет раннего детства? А главное, как понимать его, чтобы сделать первые годы жизни ребенка дуэтом радостного звучания, в унисон вечной мелодии материнства и детства.

Овладение родной речью – столь важная функция для ребенка, что становление ее можно считать одной из главных, ведущих линий развития в ранний период детства.

Любой навык не рождается из ничего: в более ранний период формируется то, что в последующем начнет проявляться в качественно новой форме. Так, например, первый год жизни малютки рассматривается как подготовительный этап в развитии речи.

Каждая же закономерность речевого развития в младенческий период детства? У ребенка  формируется чисто человеческая способность – речевой слух. Дитя учится на слух выделять именно речевые звуки из всей звучащей окружающей среды. Это первый этап. Второй – овладение членораздельными звуками, т.е. речевыми звуками родного языка. Ребенок учится произносить их, делает попытки воспроизведения, артикуляции.

Закономерный вопрос: почему дитя овладевает вначале гласными? Первое произнесение открытых звуков связано у ребенка с вдохом и выдохом. Знаете ли вы, что первый звук крик новорожденного – это гортанный звук «а», произносимый на выдохе? Можно сказать, что все открытые звуки, издаваемые малюткой на первом месяце жизни, - это еще не отработанные гласные звуки, как бы их речевой прообраз.

Пытливый взгляд мамы или папы обнаружит, что дитя как бы изучает себя, прислушивается к собственным звукам – «прогукает» и замолкает. Контраст при возникновении звука, а затем тишина побуждает вновь «попробовать» себя в звуке, и малыш выдает рулады, что взрослые диву даются.

Как важно родителям уже в ранний период жизни понять действия ребенка и создать необходимую тишину в момент этих упражнений. В семье должно сложиться уважительное отношение к первым речевым упражнениям малыша.

Зная, что речь великий и бесценный дар, взрослые должны благоговейно относиться ко всем проявлениям малыша, целенаправленно организуя его жизнь с первых месяцев.

Необходимо знать. Первое, речью ребенок овладеет при условии общения со взрослыми. Дитя не «заговорит», если будут отсутствовать условия для подражания. Он должен слышать речь взрослых. Во-вторых, развитие речевого слуха столь значимо, что именно речевые звуки как приоритетные ребенок выделяет из всех звуков окружающего мира, шумов и музыки. В-третьих, дети любой национальности заговорят на том языке, на котором общается с ними взрослый. В-четвертых, можно предполагать (исследования ученых), что у ребенка генетически имеется предрасположенность к языку народа своей национальности. В-пятых, если в семье взрослые будут говорить на двух языках, то малыш освоит два языка одновременно.

Описанные выше данные, полученные наукой в последние десятилетие, говорят о том, что освоение родного языка является для ребенка сложнейшим процессом. Успешность зависит от физиологических и социальных факторов. Это здоровая нервная система малютки и целенаправленное, развивающее общение со взрослым.

Было бы ошибкой считать, что указанные факторы полностью обеспечивают успешность развития речевых навыков ребенка. Существует и третий фактор, не менее значимый. Это активность самого ребенка в освоении родного языка.

Попробуйте записать на магнитофон звуки, издаваемые ребенком в период бодрствования, когда он сыт, спокоен, весел. И вам откроется удивительный мир детства. Вы почувствуете, что такое овладение первыми речевыми навыками для малютки! Вы поймете, что дитя не просто забавляется звуками речи.

Малыш работает. Вот он неоднократно повторяет какое-то сочетание звуков, в процессе повторений звуки меняются, становятся четче и определеннее. Иногда слышится изумительная «речевая музыка», например протяжное «а-у-э-у» или ритмичное «таки-таки-таки» и т.п.

Второй год жизни малыша насыщен столь яркими проявлениями, что у наблюдательных родителей дух захватывает. Когда взрослые слышат удивительную связь первых двусловных предложений, проявляющихся к концу второго года жизни малютки, невольно начинают улыбаться: произношение у ребенка, как правило, еще очень несовершенно. Его хорошо понимают мама или люди, непосредственно принимающие участие в воспитании. Мама, как с иностранного языка, «переводит» все, что хочет сказать и говорит кроха.

Следует еще раз подчеркнуть, что в раннем возрасте овладение речевыми навыками сугубо индивидуально. Один ребенок начинает говорить рано; другой – все понимает, но выражать словом «не торопится»; третий – вообще «помалкивает».  Однако было бы ошибкой считать, что все происходит само собой, или, как говорят ученые, спонтанно. Хочется посоветовать родителям повнимательнее приглядываться ко всем тонкостям детского поведения. Только в этом случае взрослые научатся читать такую занимательную, удивительную книгу жизни, первая часть которой называется просто и емко – «Раннее детство». Речевые умения придут к ребенку значительно раньше, если взрослые сумеют правильно с ним общаться, регулярно заниматься, объяснять все, что разворачивается перед глазами малыша на прогулке и дома.

Следует всегда помнить, что маленький ребенок овладевает речью только при условии речевого общения со взрослым. Ребенок с раннего возраста должен слышать правильную, выразительную, красивую речь взрослого. Это важно, потому что дитя и в действиях, и в слове отражает мир, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка раннего возраста.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрес...

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста

Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Развитие речи ребенка раннего возраста.

Особенности развития речи ребенка раннеготвозраста....

Развитие речи ребенка раннего возраста

В статье приведенырекомендации по вызыванию у детей желания говорить, развитие слухового восприятия и слуховой памяти....