Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иващенко Наталья Алексеевна

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

         Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний психический процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе на тему «Моя семья»

Образовательная область:          Социально - коммуникативное развитие

Раздел: Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Тема: «Семья»

Цель:

 Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

 

  Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,речевое развитие ,  художественно-эстетическое развитие .

 

Задачи:

Образовательные задачи:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

 -познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи.

Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.

Совершенствовать умение детей рисовать портреты членов семьи.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем очаге. 

Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Методы:

Методы наглядные: демонстрация презентации, рассматривание картинок,фотографий;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение стихотворения;

игровые: дидактические игры, игровое упражнение.

Лексический материал: семья, мама, папа, родители, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки, древо;

добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, пылесосить, вытирать пыль, заправлять кровать, хорошо себя вести, помогать бабушке.

Оборудование и инвентарь: Компьютерная презентация «Семейный очаг», мяч,  корзина, клей, заготовки-портреты близких людей, шаблоны древа семьи.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход занятия.

Орг. момент 

Собрались все дети в  круг.

Я твой друг и ты мой руг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг друг другу улыбнемся

Воспитатель. Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг».

  Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

«Раз  мы низко приседаем,

 Два  мы глазки закрываем,

Три  попробуем мы встать,

 Глазки надо открывать!»

 (слайд 1).

Воспитатель. Посмотрите, где это мы с вами очутились? Да это же библиотека! (слайд 2). А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка — я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. Она электронная. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!». Так вот, кто такая Искорка! (слайд 3). Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой?

 Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? (слайд 4).

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Воспитатель. Ребята, а что такое семья?

Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди.Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. 
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь.  В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые. 
 Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья –это родственники.

Кем члены семьи приходятся друг другу?

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель.  На вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?» (слайд 5)

Раз, два, три, четыре,(хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,(хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать.(руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.(сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель.А нам пора продолжать. Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Фотоальбом» (слайд 6).

Есть в доме любом семейный альбом, Как в зеркале, мы отражаемся в нём

Пускай, не всегда мы красивы, Зато эти фото правдивы

Хранится альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – У нас у семейства большого.

Воспитатель. А у нас в группе тоже есть фотоальбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Искорка хотела, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку.  Расскажите и о них тоже.(Дети составляют рассказ о своей семье).  (слайд 7).

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Семья-это родственники,живущие в одном доме ,которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Давайте откроем третью главу, «Поиграй — ка». Хотите поиграть?(слайд 8).

Физминутка «Семейная зарядка».

- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой                  (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй.   (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.                             (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает,                               (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.                            (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой                                  (бег на месте)

И качаю головой.                                        (наклоны головы вправо-влево)

  Дидактическая игра «Кто какой?» (мячом) (слайд 9). 

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

  «Дидактическая игра Корзина добрых дел».

 Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

 Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких,сделанное от всего сердца.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине,столько добрых дел вам предстоит сделать.

Воспитатель. Молодцы. Вот и четвёртая глава, она называется «Моя родословная». Посмотрите на картинку, что растёт здесь? (дерево, слайд 11). Это не простое дерево . Это древо семьи. На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверно, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его. Какой величины веточки вверху, а какой внизу? Вверху – маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи — листочек. На этом дереве не хватает  листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама, в серединке я как раз. У папы и мамы тоже есть свои мамы и папы-ваши бабушки и дедушки,которые располагаются выше на той же веточке. Вот такое семейное древо у нас получилось!

Воспитатель. . А сейчас подойдите к столам. Искорка вам предлагает составить свое семейное древо ,наклеев в пустых кружочках портреты своих близких,которые раннее вы нарисовали. (Дети делают аппликацию). Какие красивые ,замечательный работы получились! Теперь у вас составлено настоящее древо вашей семьи.

Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад.

 Возьмитесь все за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

«Раз  мы низко приседаем,

 Два  мы глазки закрываем,

Три  попробуем мы встать,

Глазки надо открывать!».

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? А что понравилось больше всего?  (ответы детей)

 Давайте вспомним пословице о семье.

«В своем доме и стены помогают.»

«В семье и каша гуще.»

«В семье разлад, так и дому не рад.»

«В недружной семье добра не бывает.»

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

«Вся семья вместе, так и душа на месте.»

«Где любовь и совет,-там и горя нет.»

«Семьей дорожить-счастливым быть.»

«Семейное согласие всего дороже.»

«Семья сильна, когда на ней крыша одна.»

«При солнышке тепло, при матери – добро.»

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют».

Воспитатель.

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

Воспитатель. Какие молодцы. Я почувствовала вашу любовь к своим близким и заботу о них. И пусть сердечки из игры «Добрых дел» напоминают вам об этом путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья»

Конспект НОД по развитию речи на тему "Моя семья" в старшей группе № 7...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»

Программное содержание:Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья»

Цель: познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг, воспитывать уважение к членам своей семьи. Задачи:Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей с...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья»

Конспект  НОД по развитию речив старшей группе на тему «Моя семья»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»

Цель: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, з...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья».

Конспект занятия в старшей группе "Моя семья" Цель: показать значение семьи в жизни человека. Задачи: Образовательные: расширять у детей представления о семье как о людях, которые жив...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...