Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие в зимний лес»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Катрич Анна Валерьевна

    Программные задачи

    Образовательные:

    - уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

    - уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

    - совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами.

    Развивающие:

    -  развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

    Воспитательные:

    - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,  инициативности, воспитание любви к природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие в зимний лес»


    Программные задачи

    Образовательные:

    - уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

    - уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

    - совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами.

    Развивающие:

    -  развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

    Воспитательные:

    - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,  инициативности, воспитание любви к природе.

    Оборудование:

     снежки по количеству детей, снежинки из тонкой белой бумаги большие и маленькие, елочки и заснеженные деревья разной величины, маски зайчиков по количеству детей, маска лошадки, маска волка, импровизированные сани, корзина с орехами, магнитола, диск с музыкой.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Белым снегом все покрыто и деревья, и дома,

                             Что случилось, что случилось?

                              В гости к нам пришла…

    Дети: Зима.

    Воспитатель: Вот сейчас мы и побеседуем с вами о зиме, как о прекрасном времени года, 
    но в начале поиграем с язычком.

    1.Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычка»

    - Жил- был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко вот так ( показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.

    - И увидел, как много снега намело и захотелось ему погулять, но перед прогулкой нужно подкрепиться и решил язычок попить чаю с вареньем, а варенье было такое вкусное и он облизнулся вот так (показ артикуляционного упражнения «Вкусное варенье»).

    - Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).

    - Увидел большую снежную горку и захотел прокатиться на саночках вот так (показ артикуляционного упражнения «Качели»).

    Воспитатель: Язычками мы поиграли, а наши пальчики тоже хотят поиграть.

    2.Пальчиковая игра  «Зимой»

    Снег пушистый лег на ветки.

    Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

    Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева

    И гулять бегут все детки.  

    Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

    Лепят бабу под окном,    

    Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

    Дружно катят снежный ком.

    Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

    Лыжи,  

    Скользить по столу ладонями вперед-назад

     Санки  

      Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

      синхронные движения вперед-назад

      И коньки    

      Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе

      Мчатся наперегонки.

    3. Беседа о зиме.

    Как вы думаете, какое сейчас время года?

    - Как вы догадались?

    - Какой день зимой?

    - Какая ночь?

    - Что можно сказать о снеге?

    - Какой бывает лед?

    - Перечислите  зимние  месяцы.

    4. Сюрпризный момент.

    Воспитатель: «Сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела у нее на ветках? Вот этот странный конверт, на нем написан адрес: «Детский сад», детям средней группы. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите прочтем его вместе?»

    Дети: Да! Хотим!

    Воспитатель: (читает письмо)

    «Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Лесовичок.

    Помните, мы встречались в осеннем лесу?

    Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось.

    Я жду вас в гости, чтобы показать вам много интересного и чудесного,

    Что есть в моем лесу»

    Воспитатель: Ну что ж, примем приглашение Лесовичка?

    Дети: Да! Примем!

    5. Постановка проблемы: «Как добраться до домика Лесовика?»
    Обсуждение проблемы.

    Воспитатель: Ребята на улице Зима. Холодно. Мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Лесовичок живет очень далеко, в лесу. Какой самый быстрый способ передвижения зимой, вы знаете?

    Дети: На санках, лыжах.

    Воспитатель: А у нас как раз есть волшебные сани, только вот сани сами не поедут, кто везет сани?

    Ответы детей: мама, папа, лошадка.

    Воспитатель: Правильно ребята. Сани у нас большие и нас много, смогут нас мамы и папы довезти? Значит кто нам нужен?

    Дети: Лошадка.

    Кто отгадает загадку тот и превратится в волшебную лошадку и повезет нас в лес.

    Загадывает загадку:

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила. (Зима)

    На ребенка, отгадавшего загадку одевается маска лошадки, запрягаются импровизированные сани. Дети садятся в сани и под музыкальное сопровождение отправляются в лес.

    Воспитатель: Вот мы и примчались в зимний лес. Ребятки, а теперь посмотрите вокруг и скажите, заметили ли вы наступление зимы в лесу?
    - А какие изменения мы видим в зимней природе? (деревья стоят голые, везде лежит снег, не слышны пения птиц, речка покрыта льдом) 
    - Да ребятки, пришла зима и укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. Они стоят как будто выточенные из чистейшего хрусталя. Зима красивое время года! 
    - А вы любите зиму? В чем красота зимы? (кругом белым бело, в морозный день снег блестит словно серебро)
    - Как бы вы провели воскресный зимний день? (лепили снежную бабу, играли в снежки, катались с горки на санках)

    - Посмотрите сколько снега намело вон под тем деревом, целые сугроб. Давайте слепим снежки и поиграем немного.

    Дети берут по снежку в руки имитируют как они их лепили, как катали между ладонями. Рассказывают какие снежки белые, холодные, мокрые.

    6. Музыкальная игра «Мы танцуем со снежками»

    Мы танцуем со снежками посмотрите-ка на нас.

    Вот как топаем ногами раз два, раз два, раз-два, раз.

    А теперь снежки положим и похлопаем в ладоши.

    Хлоп-хлоп-хлоп и хлоп-хлоп-хлоп

    Веселится весь народ.

    Мы снежки за спину спрячем никому их не покажем.

    Ай-яй-яй, ай-яй-яй, где снежочки угадай.

    В конце игры дети бросают друг в друга снежками.

     7. Упражнение «Снежинки»

    Воспитатель: Пока мы с вами в снежки играли, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

    Раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

    Воспитатель: Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (упражнение повторяется 3-5 раз)

    8. Дидактическая игра «Подбери слова»

    Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

    Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

    Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

    Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

    9. Игра «Назови ласково» 

    Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково? Давайте мы подберем ласковые слова к зимним приметам и явлениям. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

    Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

    Мороз- морозец            Дерево- деревце

    Ветер- ветерок            Горка — горочка

    Лёд- ледок                    Холод- холодок

    Зима- зимушка             Санки- саночки

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А загадки в отгадывать умеете?

    10. Загадывание загадок.

    Лиса

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса!

    А зовут её...

    Медведь

    Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной,

    А когда придёт весна,

    Просыпается от сна.

    Заяц                                                      

    Комочек пуха,                                            

    Длинное ухо,

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Волк

    Все время по лесу он рыщет,

    Он в кустах кого-то ищет.

    Он из кустов зубами щелк,

    Кто скажите это - …

     

     

    11. Подвижная игра «Волк и зайцы»

     

    Одному из ребят одевают шапочку волка, остальным детям шапочки зайцев.

     

    Воспитатель: Вот какие ловкие, никого волк не догнал.

     

    Воспитатель: Ребята, а какие еще опасности могут поджидать нас в лесу?

     

    Дети: Можно заблудиться, сбиться с дороги, провалиться в сугроб, встретиться с диким зверем, нужно не шуметь, чтобы не разбудить медведя и т.д.

     

    Педагог дополняет ответы детей.

     

    Воспитатель: В лесу есть не только хищники, но и добродушные звери, например, такие, как…загадывает загадку

    Белка

    Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.

     

    Воспитатель: А вы знаете, что белка очень запасливый зверек, у нее на зиму заготовлены сушеные грибы, орешки. Добрая белочка решила с вами поделиться и приготовила для вас угощение. Только его нужно найти.

     

    12. Игра «Тише-громче»

    Дети под музыку вместе с воспитателем находят корзину с угощением под большой елкой, забирают угощения и едут домой.

    Итог: Где были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: " ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС "

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: " ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС "...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Путешествие по сказкам"

    Предлжен конспект занятия по развитию речи в средней группе....

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие в страну звуков. Звук -Ц-»

    Задачи:Познакомить со звуком -Ц-.Формировать умение произносить звук чётко с различной силой голоса (изолированно, в чистоговорках, словах, фразовой речи).Совершенствовать  умение определять перв...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:«Путешествие по сказкам»

    МБДОУ Детский сад №18             Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам&r...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие на автобусе в деревню «Сказкино»

    Цель: Обогащать речь детей новыми словами и выражениями: надумали, «сложа руки», лютая зима, шустрый. Задачи:- помочь детям вспомнить содержание знакомых сказок, с помощью мнемотаблиц...