Наглядное моделирование, как инновационная коррекционно-образовательная технология.
статья по развитию речи на тему

Чупина Лариса Анатольевна

«Учите ребёнка каким-нибудь 

неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К. Д. Ушинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nm.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №451 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК»

учитель-логопед Чупина Лариса Анатольевна

Наглядное моделирование, как инновационная

коррекционно-образовательная технология

«Учите ребёнка каким-нибудь 

неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». 

К. Д. Ушинский

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают затруднения в усвоении программы детского сада. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.
Работая с детьми с различной речевой патологией я сталкиваюсь с проблемами в их обучении, поэтому  приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
         Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет мне более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи. С помощью данного метода, мои воспитанники могут зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., я развиваю познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит - готовить их к успешному обучению. Для этого использую различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы, так как дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Так как на занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный, то  опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Отмечено, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Для меня актуально то, что используя метод наглядного моделирования в работе, мои  с дошкольники:

  • становятся более пластичны и легко обучаемы, хотя для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию;
  • символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
  • применяя графическую аналогию, учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использую следующие виды заместителей:

-предметы, предметные изображения;

- предметно-схематические, силуэтные    изображения;

- схематические изображения.

В работе с моделью придерживаюсь определенной последовательности:

- знакомлю   с графическим образом модели;

- провожу дешифровку модели;

- работаю с моделью.

И конечно, приёмы наглядного моделирования провожу через все направления коррекционно-логопедической работы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

Считаю, что в практике логопедической работы наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

В настоящее время в связи с введением ФГОС наглядное моделирование может рассматриваться как одно из универсальных учебных действий.

Действительно, использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Так как коррекция системного недоразвития речи представляет собой многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи, то наглядное моделирование может служить тем, связующим звеном, которое позволяет объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. формирует речь как систему. 

По моему мнению, наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому мне представляется важным не только использование наглядного моделирования как метода или приёма для коррекции речи, но и совершенствования общей интеллектуальной способности.

Таким образом, использование приемов наглядного моделирования в сочетании с другими технологиями логопедической помощи дошкольникам с речевыми недостатками являются одними из эффективных средств развития речи, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация технологии"Использование метода наглядного моделирования"

В презентации представлен опыт работы по использованию метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников...

Конспект фронтального занятия с использованием технологии наглядного моделирования. Тема: "Звук "э" и буква Э. Экскурсия".

В данном занятии коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языковог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии наглядного моделирования Тема «Осенняя ярмарка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей подготовительной группы с ОНР с использованием технологии наглядного моделированияТема «Осенняя  ярмарка»...

Применение технологии наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНР

Презентация. В презентации освещены особенности использования технологии наглядного моделирования в работе педагогов ДОУ по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи детей старшего дошкольног...

Метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ

Представлен метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК «Технология наглядного моделирования

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗВАТЕЛЬНЫХТЕХНОЛОГИй И МЕТОДИК  «Технология наглядного моделирования...