Метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ
презентация по логопедии на тему

Мельникова Валентина Миндыкановна

Представлен метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Слайд 2

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» ( Г.С.Альтшуллер )

Слайд 3

Модель думания о звуке игра «Маленький ученый»

Слайд 4

Характеристика звуков детьми

Слайд 5

Помощники умной головы

Слайд 6

Схема описания животного (Т.А. Ткаченко)

Слайд 7

Модели предлогов

Слайд 8

Игра «Да- нетка » Освоение детьми пространственных ориентиров. Цель: способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Создать условия для усвоения обобщенной модели сужению поля поиска в пространстве, развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска; обогатить словарь ребенка ,обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Слайд 9

Модель игры «Да- нетка » Сначала ищем серединку, убираем половинку

Слайд 10

Игра «Шифровальщики » Освоение детьми процесса заучивания стихов Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу заучивания.

Слайд 11

Схема процесса пересказа текста

Слайд 12

Схемы этапов работы с серией картинок Паровозик из картинок Назови м есто, где происходят события Определи время событий Найди общих героев на всех картинках Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает Что за чем? Составь рассказ

Слайд 13

Составление сравнений Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели О 1 признак = О 2

Слайд 14

О1 признак = О2 грудка у снегиря, словно красное яблочко

Слайд 15

Составление загадок Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок. Имя признака Какой Что такое же цвет желтое как цыпленок форма круглое как яблоко действие светит как лампа

Слайд 16

Модель создания метафоры О 1 признак О 2 место

Слайд 17

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Мельникова Валентина Миндыкановна , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»                                                                                          «Утверждено»

Старший воспитатель                                                                                 Заведующий

________М.И. Галкина                                                                                _________Н.А. Васильева

«Наглядное моделирование познавательно-речевого развития

ТРИЗ-РТВ-ОТСМ»

Учитель-логопед Мельникова В.М.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –                                                                                                                 он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

                     таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»
                                                                                                         К.Д.Ушинский

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать        вспомогательные    средства,     облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В непосредственно образовательной деятельности  в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

       Метод наглядного моделирования традиционно применяется в логопедии, а с прошлого учебного в коррекции речевого развития я стала применять технологию ТРИЗ.

       Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования ТРИЗ в развитии и коррекции  речи.


Формирование звукопроизношения и обучение грамоте

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы я использую различные дидактические игры

Игра «Маленький ученый»

Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова.

Характеристика заданного звука (согласный, твёрдый, звонкий) - это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Данная модель- это поэтапная характеристик звука, моделирует план речевого высказывания.

Формирование лексико-грамматических категорий

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.

Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Используются пиктограммы для развития навыков словообразования у детей.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово.

Формирование связной речи

Цель логопедического воздействие при ОНР - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

На ряду с общепринятыми приёмами и принципами использую метод наглядного моделирования технологии ТРИЗ, ведь он способствует формированию ситуации успеха, а для нормального развития личности  необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

Приемы моделирования на занятиях по развитию связной речи:

  • Описательные рассказы по схеме;

Цель:         способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу пересказа текста

  • Описательный рассказ- «Помощники умной головы»

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Создать условия для усвоения обобщенной модели описательного рассказа.

  • Пересказ рассказа (по модели)

Цель:         способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу пересказа текста. Создать условия для усвоения обобщенной модели пересказа.

  • Пересказ рассказа по серии картинок (по модели).

             Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения                                   к процессу составления рассказа по серии картинок и созданию            последовательного рассказа по ним.

Создать условия для усвоения обобщенной модели составления рассказов по серии картин.

    Также использую различные игры на основе моделирования ТРИЗ, способствующие развитию мышления, памяти, словаря, творческо активности.

  • Игра «Да-нетка» 

Цель: способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Создать условия для усвоения обобщенной модели сужению поля поиска в пространстве, развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
обогатить словарь ребенка, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели.

  • «Шифровальщики»

                Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к            процессу заучивания.

  • Составление сравнений
    Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

  • Составление загадок
    Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.

  • Создание метафоры

                Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.

Вывод. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1.        добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2.        формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3.        применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

4. Применение метода наглядного моделирования технологии ТРИЗ способствует активизации словаря, детского словотворчества, развитию  эмоциональной отзывчивости к процессу общения и познанию объекта, желание осуществлять позитивное речевое  взаимодействие с собеседником.

Использование наглядного моделирования ТРИЗ в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Литература:

  1. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. М.: Национальный книжный центр, 2016.
  2. Крохина И.Н. Некоторые подходы к использованию приёмов и методов

          ТРИЗ – РТВ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями,       Череповец, 2010 

  1. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008 №4.
  2. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками.  Ульяновск, ООО «Вектор-С», 2014.
  3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ). М.: АРКТИ, 2014.
  4. Смышляева Т.Н.   Корчуганова Е.Ю.   Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 №1

    7.  Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997

    8.  Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru,

                                http://www.maam.ru,

                                http://www.deti-clu



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

Презентация технологии"Использование метода наглядного моделирования"

В презентации представлен опыт работы по использованию метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников...

«Использование метода наглядного моделирования в познавательно- речевом развитии дошкольников с ОНР»

В настоящее время в системе коррекционного образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи . Актуальност...

ПРОЕКТ «Мы познаём мир!» (использование технологии наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников)

Проект разработан с целью интеллектуального развития дошкольников на основе практических действий, развития связной речи, а также развития самостоятельности, инициативы и творческого потенциала в...

Дифференцированный подход к познавательно - речевому РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Применение метода моделированияопосредованное решение познавательных задач; формирование представлений о логических отношениях;развитие способности к перспективной абстракции  (Н.М. Ветрова,...