Современная образовательная технология - метод наглядного моделирования
консультация по развитию речи

Ковалева Татьяна Юрьевна

консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx338.47 КБ

Предварительный просмотр:

Современная образовательная технология - метод наглядного моделирования

 К методам наглядного моделирования относится мнемотехника

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Мнемотехника помогает развивать:

ü      ассоциативное мышление

ü     зрительную и слуховую память

ü     зрительное и слуховое внимание

ü     воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

песни

петь,

и зацвёл подснежник.

своей схемы.весна

Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

ü      Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

ü      Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).  

ü      Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

  • Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.
  • Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.
  • Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.
  • Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
  • Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное -          наречие –

Составить рассказ по схеме  по методике В.К. Воробьевой

«Зима»

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования

плана высказывания разделен на несколько этапов:

ü      Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

ü      Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

ü      Пересказ текста с использованием магнитной доски.

ü      Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

ü      Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

ü      Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

ü      Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Схема описания и сравнения посудыСхема № 2

Методика коллаж Т.В. Большева - Коллаж

Клипарт по мотивам сказки  "Репка"

Мнемотехника помогает: обогащать словарный запас, обучать составлению рассказов, пересказывать художественную литературу, отгадывать и загадывать загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД педагога с детьми старшей группы по теме «Развитие речи: домашние животные и их детеныши» с использованием современных образовательных технологий наглядного моделирования и проблемного обучения

Данный сценарий рассказывает о "путешествии" на ферму вместе с детьми, поможет закрепить умение рассказывать о животном по моделе и придумывать загадки,...

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК «Технология наглядного моделирования

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗВАТЕЛЬНЫХТЕХНОЛОГИй И МЕТОДИК  «Технология наглядного моделирования...

Потенциал современной образовательной технологии проектирования и моделирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Конспект НОД "Поможем вернуть ёлочек в лес"

Цель: Развитие  связной  речи  детей. Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Смешарики в гостях у детей» для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, моделирования

Цель: развивать умения использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов;  существительные, обозначающие названия частей.Задачи:1. Образовательные- развивать связную монологичес...

Использование современных образовательных технологий (метод проектов)

Использование современных образовательных технологий...

Современная образовательная технология - метод наглядного моделирования мнемотехника

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи;2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);3...