«Дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Куцепина Татьяна Викторовна

 На протяжении нескольких лет я использую форму работы с дошкольниками, как "дружеские беседы" по прочитанному литературному произведению. Теоретическая часть и практические рекомендации предложены мною в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_druzheskie_besedy_po_prochitannomu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению

как вид образовательной коммуникации взрослого и ребенка

На протяжении нескольких лет я использую форму работы, как «дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению. Теоретическая часть и практические рекомендации предложены мною в данной статье.

Становление читателя в человеке начинается в дошкольном детстве,

в пору слушания и рассматривания книг, и длится всю жизнь.

З.А. Гриценко

        Всё реже у современных дошкольников можно увидеть в руках книгу. Их внимание приковано к телевизору и компьютеру. Поменять кардинально ситуацию: «повернуть» ребенка к книге могут только взрослые - «читающие взрослые». Книга выступает как феномен культуры, собрание культурных способов восприятия мира и действий в нем.

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в процессе освоения дошкольниками содержания образовательной области «Речевое развитие» предполагается их знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.  В ходе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагается  развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного); восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Все эти задачи призван решать педагог.

         Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению – актуальные задачи дошкольного образования. В основе содержания работы с художественной литературой в дошкольном возрасте лежит формирование у детей интереса к книге, привычки и потребности в чтении.

        Хочется отметить, что общаясь с книгой, современный ребенок стремится больше получить информации, дети не «включают» эмоции при чтении, они  не умеют сопереживать герою; у них отмечается низкая готовность понимать прочитанное. Но,  при этом, интеллект старшего дошкольника достаточно развит и открыт для восприятия многих проблем жизни и искусства, которые интересны и привлекательны для него. Но недостаточный жизненный опыт и находящиеся в развитии психические процессы требуют повышенного внимания воспитателя к личности ребенка и коллективу группы в целом.

Велика роль педагога в инициировании у ребенка желания сопереживать героям,  в развитии стремления ценностно осмысливать содержание литературного произведения.  Слово воспитателя, обращенное к детям, оно будит их мысли и чувства, углубляет понимание содержания книги, связывает художественный текст с опытом ребенка; слово педагога должно направить на произведение, помочь эмоционально-эстетическому восприятию литературных произведений.                

        В связи с этим в своей практической педагогической деятельности я занялась поиском наиболее эффективных форм, методов, способствующих активному размышлению ребенка о прочитанном, стремлению прочитать что-то новое.

В своей педагогической деятельности уже на протяжении нескольких лет я использую такую форму работы, как «дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению. Данные беседы представляют собой нерегламентированное общение детей и педагога в естественных условиях о прочитанном дома литературном произведении; совместное с педагогом восприятие детьми произведений художественной литературы отсутствует.

 «Дружеская беседа» инициируется педагогом, специально конструируется им как коммуникативная ситуация, моделирующая реальные процессы общения детей и взрослых в разнообразных видах деятельности. В основе такой беседы  лежит ситуация содержательного общения со взрослым, в процессе которого они искренне делятся друг с другом чувствами и мыслями, происходит «живое» переживание содержания произведения художественной литературы, прочитанного ребенку накануне дома родителями.

Ведущим методом при этом выступает диалог, понимаемый не просто как композиционная форма речи (обмен репликами), но как вид речевого общения, личностно-значимого субъект-субъектного взаимодействия (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов). Диалог, который я организую в ходе «дружеской беседы»,  предполагает установление между субъектами общения диалогических отношений, признание за ребенком права быть равноправным партнером, индивидуальностью. В ходе «дружеской беседы» обязательной для меня является  востребованность личностных проявлений ребенка – свободы выражать свои мысли о прочитанном, инициативности, эмоциональности в общении, творчества.

В ходе диалога между педагогом и ребенком, ребенком и ребенком происходит вспоминание рассказывающего прочитанного произведения литературы, рассказ об услышанном присутствующим, «преломленный» через чувства, эмоции рассказывающего,  обобщение прочитанного.

Основным приемом, который используется мною в ходе «дружеской беседы», является – вопрос. (таб.) Мною задаются детям вопросы, направленные на выяснение понимания детьми фактов, событий, картин, образов и выражение своей точки зрения, своего отношения к услышанному.

Большое значение имеют обобщающие вопросы, вопросы, направленные на активизацию у ребенка желания выражать свою точку зрения о прочитанном, на понимание чувств и эмоций «героев», осмысление поступков «героев».

Творческий диалог ребенка и взрослого способствует развитию у детей умения высказывать свое мнение и слушать друг друга, понимать прочитанное через совместное обсуждение; содействует мировоззренческому и нравственному становлению ребенка. Зарождается запас художественных впечатлений, развивается чувство языка, происходит приобщение детей к образному строю отечественной культуры.

Таким образом, при систематическом проведении «дружеских бесед» по прочитанному литературному произведению у старших дошкольников расширяется кругозор, формируется культура размышления и творческого воображения. Важная составляющая деятельности воспитателя при организации «дружеских бесед» по прочитанному литературному произведению - возрождение  и укрепление традиций семейного чтения. Ребенку становиться интересно рассказать своим сверстникам и воспитателю о том, что ему прочитали дома; ведь каждый участник является активным  субъектом диалога.  Так зарождается интерес и стойкая потребность ребенка читать (воспринимать) книги.

Диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе их приобщения к культурной практике чтения художественной литературы и её обсуждения.  

Примерный перечень литературных произведений и вопросов к ним для проведения «дружеских бесед»

Название литературного произведения

Примерные вопросы

С. Михалков "Дядя Степа"

Хотели бы вы иметь такого друга как Дядя Степа?
Как вы представляете себе Дядю Степу?
Как добрые дела совершил Дядя Степа?

Н. Носов «Огурцы»

Как поступили мальчики взяв огурцы на колхозном поле?
Как отнеслась мама к тому, что Котька принёс огурцы?
Как вы относитесь к поступку Котьки?
Почему в конце рассказа у Котьки на душе было радостно?

А. М. Горький " Воробьишко"

Кто виноват что мама воробьиха осталась без хвоста?
Почему с Пудиком случились все эти неприятности?
Какой была мама Пудика?
Как вы думаете, научила ли чему Пудика встреча с кошкой?

М. Пришвин "Ребята и утята"

Куда вела утка своих детей?
Как поступили ребята, забросав утят шапками?
Как вела себя утка?
Кто помешал ребятам?
Как вы поступили бы увидев утку с утятами?
Для чего Пришвин написал этот рассказ?

В. Драгунский "Друг детства"

Почему Дениска передумал быть боксером?
Почему Дениска чуть не заплакал?
Какой поступок совершил мальчик?

Русская народная сказка "Каша из топора"

Удивило ли вас название сказки?
Почему солдат решил перехитрить старуху?
Почему каша из топора у солдата удалась?

В.А.Осеева "Волшебное слово"

Какое слово прошептал старичок Павлику?
Каким был Павлик до встречи со старичком?
Можно ли назвать старичка "волшебником"?
Изменилась ли жизнь Павлика после того как он узнал "волшебное слово"?

В.Катаев "Цветик-семицветик"

Откуда появился у Жени цветик -семицветик ?
Какие желания она загадала?
Доставили Жене удовольствие исполнение желаний?
Почему последнее желание вызвало у девочки радость?

В. Берестов

" Кошкин дом"

Почему стихотворение называется " Кошкин дом"
С какими трудностями столкнулась кошка?
Какие отношения были между кошкой и щенком?
Какие чувства вы испытывали при прослушивание произведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественного произведения С.Г. Козлова «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» с беседой о прочитанном

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной к школе группе: "Чтение художественного произведения С.Г. Козлова «Как ёжик ...

Коммуникативная деят - ть. Чтение глав: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник» - из литературного произведения В.Бороздина «Звездолетчики». Беседа по прочитанному

Коммуникативная деят - ть. Чтение глав: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник» - из литературного произведения В.Бороздина «Звездолетчики». Беседа...

Конспект ООД "Беседа о жанрах литературных произведений"

Конспект занятия, в ходе которого дети закрепляют знания о жанровых особенностях сказки....

Литературные произведения на тему усвоения моральных норм поведения и развития дружеских взаимоотношений

​"Воспитание - самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, и если мы хотим, чтобы питомец вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным, ласковым и строгим, любящим...

Чтение и беседа по содержанию литературного произведения Л.Н. Толстого «Два товарища»

Чтение и беседа по содержанию литературного произведения Л.Н. Толстого «Два товарища»...

Тематическая выставка , чтение и беседа о прочитанном в средней группе По Произведению К.И. Чуковского «Путешествие в замок Мойдодыра»

Организация тематической выставки , чтение и беседа о прочитанном  в средней группе По Произведению К.И. Чуковского «Путешествие в замок Мойдодыра»Цель: Закрепление культурно – ...

Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет

Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....