Индивидуальная программа развития ребенка с ринолалией
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Лейбо Татьяна Владимировна

Индивидуальная программа развития содержит разделы:

 

1) Устранение патологической назализации голоса;

2) Отработка речевого дыхания;

3) Формирование фонетических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indivitualnaya_programma_razvitiya_rebenka_s_rinolaliey.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №    »

Утверждаю:

                                                                Заведующий

 МБДОУ «Детский сад     »

                                                                __________Ф.И.О.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА С ЗАКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ

ФИО                   Дата рождения ребенка

Разработала учитель-логопед:

                                                                                           Ф.И.О.__________

                                                                       Город  год

1.Индивидуальные сведения о ребенке

ФИО ребенка: _____________________________

Возраст ребенка: __________________________

Место жительства: _______________________

Мать: ____________________________________

Отец: ____________________________________

Год обучения: _____________________________

Группа: __________________________________

2. Коррекционно-развивающая работа.

1) Устранение патологической назализации голоса;

2) Отработка речевого дыхания;

3) Формирование фонетических умений и навыков.

   Дыхательная  гимнастика.  

Цель:  дифференциация носового и ротового выдоха.

1.  Постановка  диафрагмального  или  нижнереберного  физиологического

дыхания  по  подражанию.  Лежа,  синхронизировано,  одно  рука  ребенка  лежит  на  своем животе,  другая  на  животе  логопеда.  При  формировании  правильного  дыхания,

необходимо  использовать  игровые  приемы.  Дошкольнику  можно  положить  игрушку  на живот - позиции, лежа, на плечи - в позиции, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения:

Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на

вату,  бумагу.  Легко  подуть  холодной  струей  на  бумажные  фигурки  бабочек,  птичек,

лыжников.  Пускание  мыльных  пузырей  через  разные  атрибуты.  Легко  дуть  через

пластмассовые  трубочки  на  воду  до  её  разбрызгивания.  Задувание  свечи:  сначала  с

расстояния 15—20 сантиметров, затем более далекого.

Все  эти  упражнения  проводятся  в  игровой  форме,  не  ранее  чем  через  час  после  еды.

длительность  упражнений  не  превышает  пяти  минут.  Затем  детям  предлагаем

упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

Вдох      Выдох     Вдох     Выдох

нос       носноснос

нос       рот       рот     нос

нос       носнос     рот

рот       ротротрот

Упражнения  повторяются  6—8  раз  подряд  3—4  раза  в  день.  

Дыхательные упражнения.

“Поем  песенку”.  Вдохнуть  воздух  через  рот,  постепенно  и  медленно  выдыхать

воздух,  произнося  звук  “а”  (сочетания  звуков  ау,  ауи  и  т.  д.).  Выдох  контролируется ладонью.

“Немое  кино”.  Взрослый  показывает  беззвучную  артикуляцию  гласного  звука

(сочетаний  двух-трех  гласных  звуков).  Ребенку  предлагается  озвучить  немую

артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”  Ребенку  предлагается  поставить  ноги  на  ширину  плеч,  сцепить  пальцы

рук  “замком”  и  опустить  руки  вниз.  Быстро  поднять  руки  —  вдохнуть,  наклониться

вперед, медленно опуская руки, произнести на длительном выдохе.

“3оопарк”  Ребенок  исполняет  роль  какого-либо  животного.  Логопед  совершает

экскурсию  по  зоопарку,  называет  животное,  ребенок  в  ответ  делает  соответствующее

звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх сделать

вдох,  медленно  опустить  руки  длительный  выдох  с  произнесением  звукоподражания

“кар”.  Аналогичным  образом  можно  использовать  другие  звукоподражания  (например: гуси произнести на выдохе “га гага” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка

—  мяу и т. д.).

«Собачке  жарко».  Часто  подышать  с  высунутым  языком.  При  выполнении  этих

упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

«Шарик».  Вдох  носом,  живот  при  этом  выпячивается  вперед  (надуть  животик),

выдох  ртом  (живот  вбираем  в  себя).  Это  так  называемое  нижнее-диафрагмальное

дыхание,  которое  является  самым  экономичным  и  физиологически  правильным.  Плечи при вдохе не поднимать!

Активная  гимнастика  мягкого  неба.

 Проводить  одновременно  с  работой  над дыханием.  

Произнесение  звука  на  твердой  атаке.  Упражнения  на  активизацию  небной занавески:  Глотание.  Позевывание  -  широко  открывая  рот:  сначала  сильно  втягивая воздух,  в  последующих  упражнениях  без  заметного  вдоха.  Откашливание  -  широко открывать  рот,  напрягая  мышцы  плечевого  пояса  и  шеи  и  всего  дна  ротовой полости  с силой  сжимая  кулаки.  Учить  откашливаться  с  высунутым  языком,  если  язык  уходит,  то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой.давление кончиком языка  на  левую  (правую)  щеки.  Эти  упражнения  следует  контролировать  как  зрительно (перед  зеркалом),  так  и  кинестетически  —  ощупыванием  напряженности  небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное.

Упражнения для развития подвижности мягкого неба:

Активизация мышц мягкого неба.

1. имитация ощущения при глотании “надутого шара”;

2. выдох горячей струи;

З.  произвольное  покашливание  (язык  у  нижних  зубов)  с  активным  выдохом  и

произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы;

4. позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А, О, У, Ы;

5. полоскание горла с запрокинутой головой;

6. произвольное движение мягкого неба в плоскости вверх-вниз по заданию и его

напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом);

7. вдох с позевыванием через рот - выдох через рот (мягкое небо напряжено);

8. напевание мелодий в высоком регистре;

9. вдох носом и ртом одновременно  -  выдох ртом  -  выдох  частый, толчкообразный

(при напряженном небе);

10.  глотание  воды,  слюны  мелкими  порциями  (осознавать  и  запоминать

ощущения);

11  .имитация  рвотного  движения  путем  надавливания  на  область  диафрагмы  с

легким покашливанием;

12.произнесение  единым  импульсом  сочетаний  “ммьммьммь”,  стимулирующее

мышцы задней и боковых стенок глотки;

Упражнения,  кроме  5,  10,  11,  12,  следует  обязательно  контролировать  перед

зеркалом и запоминать возникающие ощущения.

Установлено,  что  наибольшее  напряжения  мышц  мягкого  неба  при  глотании

слюны  всегда  больше,  чем  при  произношении  звуков  алфавита.  Используют  прием

глотания  для  того,  чтобы  дети  ощутимее  осознали  выражение  “Напрячь  поднять  мягкое небо  (маленький  язычок)”  и  после  многократной  тренировки  сознательно  начали управлять движением мягкого неба и, а главное ощущать его движение. Дополнительно с контролем тыльной стороны кисти (на горле) ребенок учится упражняться в произнесении изолированных гласных и их сочетаний (И, Е, Я, Э, А, О, ИИ, ЕЕ, ЯЯ, ЭЭ, ЭЛ, ЭО, АЭ, ЛА, АО), постепенно увеличивая их число.

2. Постановка и автоматизация звуков [м, н].

Постановка звука М осуществляется с применением тактильно-вибрационного контроля.

Ребенок протяжно произносит звук М в упражнениях с обратными слогами А-А-АМ и т.д.

Аналогично со звуком [н]

Постановка гласных и согласных звуков:

При  постановке  гласных  звуков  начинать  работу  нужно  со  звука  —А—.  Затем

переходить к звукам  —Э—О—У—И. Они легко произносятся по подражанию. Основная

задача при их постановке  —  устранение назального оттенка голоса, продвижение языка к

нижним  зубам.  Вначале  все  звуки  отрабатываются  в  отрывистом  изолированном

произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, Например:

А Э О У И Ы

АА ЭЭ ОО УУ ИИ ЫЫ

ААА ЭЭЭ ООО УУУ ИИИ ЫЫЫ

АААА ЭЭЭЭ ОООО УУУУ ИИИИ ЫЫЫЫ

Когда  изолированно  гласные  звуки  будут  отработаны,  переходят  к  слитному

произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.

АЭ---ЭА УА---ЭА АОЭ---ЭАО АИУ---АЭИ

АО---ОА ОА---АИ ОУИ---ИОУ ЭОА---ОУИ

АИ---ИА ИУ---ОИ ЭИО---УИО ЭИО---ЭОА

Сочетания  произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом  (имитация  голоса  зайца),  то  средним  голосом  (имитация  голоса  ежика).дети охотно  подражают  голосам  животных.  Такие  игры  развивают  умения  координировать высоту голоса.

После  овладения  произнесением  гласных  звуков  без  носового  оттенка, формирование  речевого  дыхания  и  слуха,  активизации  небной  занавески  переходим  к следующему  этапу  работы,  основной  задачей  которого  является  коррекция  согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном  произнесении  фонемы.  Введение  новых  навыков  начинается  с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными  звуками.  Специфическим  является  порядок  постановки  звуков.  Первым отрабатывается  звук  —Ф-,  к  произнесению  которого  легко  перейти  от  упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например: А Ф ; Э Ф ; О Ф ; У Ф ; И

Ф (черта показывает длительность звучания).

АФ----АФА;ЭФ----ЭФЭ;ОФ----ОФО;УФ----УФУ;ИФ----ИФИ.

Звук -Ф - в твердых слогах: АФ-ФА АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО АФООФО-УФО;

ЭФ-ФЭ АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ АФЫ-ОФЫ-УФЫ.

Звук -Ф--- в мягких слогах: ИФ-ФИ АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ АФ ЕОФЕ-УФЕ;

ЮФ-ФЮ АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ АФЯ-ОФЯ-УФЯ.

После  того,  как  ребенок  научился  правильно  произносить  звуки  в  слогах,  словах переходим  к  этапу  работы,  основной  задачей  которого  является  автоматизация  новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее  употребляемые в быту  слова, например: звук  —С—  стол, стакан, салат, совок, носки,  стена.  Затем  дается  задание  родителям,  воспитателям  обращать  внимание  на качество произнесения только этих слов.далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках.  Успешное  выступление  на  праздниках,  четкие  ответы  на  занятиях помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни.

Для  получения  наилучшего  результата  у  ребенка  необходимо  развивать качественные  характеристики  голоса:  силу,  тембр,  высоту.  Для  развития  голоса  полезно после  заучивания  детьми  небольшого  стихотворения  ответить  на  вопросы  по  его содержанию. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах.

Как  уже  отмечалось,  движение  голоса  по  высоте  и  силе,  изменение  тембра являются важными компонентами интонации. При проведении занятий, направленных на развитие  интонационных  средств  выразительности,  педагог  расширяет  голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же

фраз  с  разными  интонациями:  завтра  пойду  в  кино”,  “Весна  идет”,  “Наступила  весна”,

“Зеленеет  травка”,  “На  деревьях  появились  листочки”,  птицы!”  —  сначала  так,  чтобы

товарищам  по  группе  было  ясно:  ребенок  рад  этому  событию,  затем  с  интонацией

удивления, огорчения, страха. Примеры игровых упражнений применяющихся при работе

над голосом:

Ауканье

Представьте,  что  вы  заблудились  в  лесу.  Вы  стоите  и  кричите:  “Ау-ау”.  Произносить

звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Эхо

Дети  становятся  в  два  ряда  лицом  друг  к  другу.  Одни  громко  произносят:  “А!”  другие

тихо отзываются: “А-а-а”.

Вьюга

Изобразим  зимнюю  вьюгу,  воющую  в  ненастный  вечер.  По  сигналу  “Вьюга

начинается” вы тихо произносите: “У-у-у”. По сигналу “Сильная вьюга” говорите громко:

“У-у-у”. По сигналу “Вьюга кончается” произносите тише и смолкаете по сигналу “Вьюга

кончилась”.

Гудок паровоза

Изобразим  гудок  паровоза:  “У-у-у-у”.  Сначала  воспроизводим  звук

приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

Пожарная машина

Начался пожар,  вызвали пожарную  машину.  Она едет по  улицам города и издает

пронзительные звуки сирены: “У-у-у-у-у”.

Педагог читает рассказ или сказку, в  содержании которых есть звукоподражания.

Он  произносит  их,  то  низким,  то  высоким  голосом  (за  кошку  и  котенка,  за  собаку  и щенка), а дети повторяют, подражая образцу. В младшем дошкольном возрасте обучение умению  модулировать  голосом  по  высоте  осуществляется  при  помощи  игр  с использованием  звукоподражаний:  и  котята”,  “Собака  и  щенята”,  и  цыплята”  (взрослые особи  животных  низким  голосом,  детеныши  —  высоким).  В  средней  группе  даются упражнения,  направленные  на  формирование  у  детей  умения  пользоваться вопросительной  и  утвердительной  интонацией:  “Мама  мыла  полы?  Мама  мыла  полы”.

Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них.

Для  этой  цели  полезно  использовать  и  специальный  материал:  шутки  —  чистоговорки, которые  даются  в  качестве  упражнений  для  развития  артикуляции  или  для  закрепления правильного произношения отдельных звуков:

“Са — са — са — у кого лиса? — Са — са — са — у меня лиса”;

“Мама Милу мылом мыла? — Мама Милу мылом мыла” и пр.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

  1. Собирание губ в «Трубочку».
  2. Растягивание губ в улыбку.
  3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
  4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
  5. Приподнимание кончика языка шпателем  к твёрдому нёбу или верхней губе.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

1.Окошко        На счёт  «раз» широко открыть рот, на счёт «два»      закрыть рот.

2.Заборчик         Улыбнуться обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

        Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3.Бублик        Зубы сомкнуты. Губы округлны и вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

4.Заборчик - Бублик        На счёт «раз» -«два» чередовать упражнения        

5.Лопаточка        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

6.Трубочка        Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7.Толстячок        а) Надувание обеих щёк одновременно.

        б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

8.Худышка        Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.

9.Накажем непослушный

язычок        Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине  от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10.Причешем язычок        Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка

11.Часики        Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два»  из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

12.Качели        Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два»  поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Уточнение артикуляции имеющихся звуков.

Постановка отсутствующих звуков.

Постановка свистящих согласных звуков (с, сь, з, зь ), звука «Ц»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад   звуков С-СЬ-З-ЗЬ

1.Лягушка - Хоботок

2.Лопаточка.

3.Накажем непослушный язык:

-Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

4.Киска сердится:

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.

На счёт1-выгнуть спинку горкой.упираясь кончиком в нижние зубы. на  2-вернуться в исходное положение.

5.Упрямый ослик:

-Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ИЕ»

Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6.Трубочка.

7.Чистим нижние зубки:

-Улыбнуться, приоткрыть рот .Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо -влево. Нижняя челюсть неподвижна.

8.Качели.

9.Посчитай нижние зубки.

-Улыбнуться, приоткрыть рот Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб.

Постановка звука  «С»

1 Артикуляция звука «С»:

 Кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке не закрывают зубов, зубы сомкнуты или сближены, воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя,

2.Постановка звука «С»

3.Активизация звука «С» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «С» в словах

5.Активизация звука «С» во фразовой речи.

Постановка звука  «З»

1.Артикуляция звука «З»:

 Кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сомкнуты или сближены, ощущается резкая холодная струя воздуха;

2.Постановка звука «З»

3.Активизация звука «З» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «З» в словах

5.Активизация звука «З» во фразовой речи.

Постановка звука «Ц»:  

1.Артикуляция звука «Ц»:Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы.

Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом.

Язык широко распластан, боковые края напряжены.

В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом.

Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи; Губы растянуты в улыбке; Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. Воздух выдыхается толчком в момент размыкания нёба с языком. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

2.Постановка звука «Ц»

3.Активизация звука «Ц» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ц» в словах

5.Активизация звука «Ц» во фразовой речи.

Постановка шипящих звуков «Ш», «Ж»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж

1.Лягушка-Хоботок

2.Лопаточка

3.Накажем непослушный язык

4.Чашечка:

-Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5.Бублик:

-Выполнить упражнение Хоботок. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы Следит,, чтобы зубы были сомкнуты.Удержать губы в таком  положении под счёт до5.

6.Фокус:

-Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7.Лошадка:

-Улыбнуться, открыть рот, .Пощелкать. как цокают лошадки. Рот при этом открыт.Следить, чтоб язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8.Маляр:

-Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9.Вкусное варенье.

-Улыбнуться, открыть рот. Языком , в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

10.Грибок

-Улыбнуться, открыть рот Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. А подъязычная уздечка -ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы в улыбке.

11.Гармошка:

-Положение языка, как в упражнении грибок. Губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

Постановка звука «Ш»:

1.Артикуляция звука «Ш»:

 -Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам,губы округлены и вытянуты вперёд;зубы сомкнуты, либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя

2.Постановка звука «Ш»

3.Активизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ш» в словах

5.Активизация звука «Ш» во фразовой речи.

Постановка звука «Ж»:

1. Артикуляция звука «Ж»:

 -Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;

 -боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

 -губы округлены и вытянуты вперёд;

 -зубы сомкнуты, либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя.

Звук «Ж» произносится с голосом, он звонкий

2.Постановка звука «Ж»

3.Активизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ж» в словах

5.Активизация звука «Ж» во фразовой речи.

Артикуляция звука «Л».

Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба, с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты. Зубы разомкнуты. Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

1.Постановка звука Л»

2.Активизация звука «Л»  в прямых и обратных слогах

3.Активизация звука «Л»   в словах

4.Активизация звука «Л» во фразовой речи.

Звук «ЛЬ» ставится по подражанию

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р»,»РЬ»

1.Качели.

2.Маляр

3.Чистим верхние зубки.

4.Посчитай верхние зубки.

5.Лошадка.

6.Грибок.

7.Гармошка.

8.Барабанщик.

-Улыбнуться, открыть рот.многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт.

9.Комарик.

-Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы;

Длительно произнести звук З-З-З.

10. Балалайка.

- Во время длительного произнесения звука З-З-З или Д-Д-Д быстрыми движениями указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Артикуляция звука «Р».

Кончик языка поднят к нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол. Губы открыты. Зубы разомкнуты. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная воздушная струя.

Постановка звука  «Р».

Активизация звука «Р»,  в прямых и обратных слогах.

Активизация звука «Р»,   в словах.

Активизация звука «Р»,» во фразовой речи.

Фонетико-фонематическое развитие.

- прослушивать звуки живой, неживой природы и звуков речи (течет вода из крана, звенит колокольчик и т.д.).

- повторять за педагогом  слоги (на парные согласные и чередование гласных: па – ба – па; по – пы – по и т.д.) и простых слов.

- уточнять слоговой состав разных слов (от простых  к сложным). При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

- дифференцировать слоги и слова, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.

Учитель – логопед:                                  ________________

Воспитатели:                                           ________________

Родители:                                                 ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"

Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ Структура индивидуальной пр...

Примерная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ

Примерная индивидуальная программа развития содержит такие основные разделы коррекционной работы с ребенкос с ОВЗ как: мышление, развитие речи, сенсорное развитие, развитие общей и мелкой моторики....

Индивидуальная программа развития ребенка 1г6 м-2 г.

Направление «Социальное - личностное развитие»  1г.6м.-2л.Содержание: формирование гражданской принадлежности, этика нравственных отношений.ДатаучётОсновные дидактические задачиДидактические игры...

Индивидуальная программа развития ребенка 1г6 м-2 г.

Направление «Социальное - личностное развитие»  1г.6м.-2л.Содержание: формирование гражданской принадлежности, этика нравственных отношений.ДатаучётОсновные дидактические задачиДидактические игры...

Составление индивидуальной программы развития ребенка с ФФН, занимающегося на логопункте ДОУ

Пример составления индивидуальной программы ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, занимающегося на логопункте, сроком на 1 год....

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...