Артикуляционная гимнастика совместно с считалочками
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Алексеева Валентина Евгеньевна

1.     Артикуляционная гимнастика. (С и З).

    1. «Улыбочка».

    Цель: Развивать круговые мышцы губ.

    Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

2. «Лопаточка».

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

 

3. «Шторки».

Цель: Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, Закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

 

4.     «Мясорубка».

Цель: Отрабатывать позиции «тонкий и широкий» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становиться широким и тонким. Выдвинуть его вперёд необходимо как можно дальше. Выполнять 5-6 раз.

 

 

 

2. Артикуляционная гимнастика. (Ц).

1. «Сердитая кошечка»

Цель: Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

 

2. «Желобок».

Цель: Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струёй по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4  раз по 5-6 секунд.

 

3. «Прятки».

Цель: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом находится на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

 

 

4.          «Настроение».

Цель: Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются  трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться)

 

 

 

 

3.Артикуляционная гимнастика (Ш и Ж).

1. «Трубочка».

Цель: Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

2. «Хоботок».

Цель: Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

 

3. Лошадка».

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа ( медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

  

4. «Дятел».

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук [д], подражая дятлу (15-20 секунд).

 

 

 

4. Артикуляционная гимнастика (Щ).

1. «Хоботок».

Цель: Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

 

2. «Чашечка».

Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

 

3. «Маляр».

Цель: Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

 

4. «Утюжок».

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20-25 раз.

 

 

 

5.     Артикуляционная гимнастика (Ч).

1.     «Трубочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

2.     «Лопаточка».

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

 

       3.  «Дятел».

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук [д], подражая дятлу (15-20 секунд).

 

       4. «Вкусное варенье».

Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

 

 

 

 

                                                      

1.     Артикуляционная гимнастика (Р).

2.     «Улыбочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

3.     «Парус».

Цель: Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 4-5 раз.

 

4.     «Качели».

Цель: Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние  зубы. Выполнять 15-20 раз.

 

4. «Покусывание кончика языка».

Цель: Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Артикуляционная гимнастика (Л).

    1. «Трубочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

2. «Иголочка».

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и  длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

 

3. Лошадка».

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа ( медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

 

4. «Часики».

Цель: Развивать боковые мышцы языка и координацию движений ( справа – налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так(20 секунд).

 

 

 

 

 

 

3. Артикуляционная гимнастика (К и Г).

1. «Сердитая кошечка»

Цель: Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

 

2. «Улыбочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

     3. «Прятки».

Цель: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов,

затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом находится на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

 

4. «Настроение».

Цель: Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются  трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считаем пальчики                                                                                                                                    

 

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять-

Десять пальцев, пара рук –

Вот твоё богатство друг.

           Описание

На счёт по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки покрутить кистями рук, показывая <<фонарики.>>

 

 

Козочка

 

Шёл старик дорогою,

Нашёл козу безрогую.

Давай , коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

            Описание

 

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

 

                                     

 

  Дождик.

 

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные  ватрушки.                               

                                

              Описание.

 

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

 

                                       

     

 

Прятки.

 

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

 

                 Описание.

 

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

                                                                                                                                                                                                                                                                         

  

Белочка.

 

Белочка на ёлочке скачет вверх и вниз.

Белочка , за ёлочку лапками держись,

Прыг- скок на сучок , лапками  держись!                                

 

                    Описание .

 

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и отпустить,

резко сжать кулачки, затем разжать постучать пальчиками о стол, снова

резко сжать кулачки.                                                                                                 

                                          

 

 

       Ножки.

 

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

Вы шагайте – топайте,

По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

 

                   Описание.

 

Поочерёдно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиками

 

 

  Жук.

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке;

Жу- жу- жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

 

                      Описание.

Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.  

             

   Хозяйка.

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью,

Положу туда крупу

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша!

Кушай ,кукла, не спеша.

 

                            Описание.

 

Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать  крупу, ставить на плиту. На последние строчки  - хлопки ладонями, погрозить указательным  пальцем.

 

 

   Киска.

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

 

                            Описание.                                           

 

Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

 

 

 

ДОМ.

 

Молоточком я стучу

Дом  построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

 

                            Описание.

Постучать кулачками друг  о друга, соединить кончики пальцев обеих  рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.

 

 

 

ЛУЖОК.

 

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

 

                            Описание.

 

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние  строчки помахать ладонями по направлению к себе.

 

 

ГУСЬ.

 

Где ладошки ? Тут?

Тут!

На ладошках  пруд?

Пруд!

Палец большой- гусь молодой.

Указательный - поймал.

Средний - гуся ощипал.

Этот палец- печь топил.

Этот палец суп варил.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_sovmestno_s_schitalochkami.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Артикуляционная гимнастика. (С и З).

    1. «Улыбочка».

    Цель: Развивать круговые мышцы губ.

    Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

2. «Лопаточка».

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

3. «Шторки».

Цель: Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, Закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Мясорубка».

Цель: Отрабатывать позиции «тонкий и широкий» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становиться широким и тонким. Выдвинуть его вперёд необходимо как можно дальше. Выполнять 5-6 раз.

2. Артикуляционная гимнастика. (Ц).

1. «Сердитая кошечка»

Цель: Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

2. «Желобок».

Цель: Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струёй по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4  раз по 5-6 секунд.

3. «Прятки».

Цель: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом находится на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

  1. «Настроение».

Цель: Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются  трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться)

3.Артикуляционная гимнастика (Ш и Ж).

1. «Трубочка».

Цель: Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

2. «Хоботок».

Цель: Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

3. Лошадка».

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа ( медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

   

4. «Дятел».

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук [д], подражая дятлу (15-20 секунд).

4. Артикуляционная гимнастика (Щ).

1. «Хоботок».

Цель: Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

2. «Чашечка».

Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

3. «Маляр».

Цель: Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

4. «Утюжок».

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20-25 раз.

  1. Артикуляционная гимнастика (Ч).
  1. «Трубочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

  1. «Лопаточка».

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

        Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

       3.  «Дятел».

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук [д], подражая дятлу (15-20 секунд).

       4. «Вкусное варенье».

Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

        

  1. Артикуляционная гимнастика (Р).
  2. «Улыбочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

  1. «Парус».

Цель: Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 4-5 раз.

  1. «Качели».

Цель: Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние  зубы. Выполнять 15-20 раз.

4. «Покусывание кончика языка».

Цель: Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.        

  1. Артикуляционная гимнастика (Л).

    1. «Трубочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

2. «Иголочка».

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и  длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

3. Лошадка».

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа ( медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

4. «Часики».

Цель: Развивать боковые мышцы языка и координацию движений ( справа – налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так(20 секунд).

3. Артикуляционная гимнастика (К и Г).

1. «Сердитая кошечка»

Цель: Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

2. «Улыбочка».

Цель: Развивать круговые мышцы языка.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

     3. «Прятки».

Цель: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов,

затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом находится на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

4. «Настроение».

Цель: Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются  трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться)

Считаем пальчики                                                                                                                                    

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять-

Десять пальцев, пара рук –

Вот твоё богатство друг.

           Описание

На счёт по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки покрутить кистями рук, показывая <<фонарики.>>

Козочка

Шёл старик дорогою,

Нашёл козу безрогую.

Давай , коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

            Описание

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

                                     

  Дождик.

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные  ватрушки.                                

                                 

              Описание.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

                                       

     

Прятки.

 

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

                 Описание.

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

                                                                                                                                                                                                                                                                         

   

Белочка.

Белочка на ёлочке скачет вверх и вниз.

Белочка , за ёлочку лапками держись,

Прыг- скок на сучок , лапками  держись!                                

                    Описание .

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и отпустить,

резко сжать кулачки, затем разжать постучать пальчиками о стол, снова

резко сжать кулачки.                                                                                                  

                                           

       Ножки.

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

Вы шагайте – топайте,

По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

                   Описание.

Поочерёдно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиками

  Жук.

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке;

Жу- жу- жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

                      Описание.

Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.  

             

   Хозяйка.

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью,

Положу туда крупу

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша!

Кушай ,кукла, не спеша.

                            Описание.

Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать  крупу, ставить на плиту. На последние строчки  - хлопки ладонями, погрозить указательным  пальцем.

   Киска.

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

                            Описание.                                          

Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

ДОМ.

Молоточком я стучу

Дом  построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

                            Описание.

Постучать кулачками друг  о друга, соединить кончики пальцев обеих  рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.

ЛУЖОК.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

                            Описание.

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние  строчки помахать ладонями по направлению к себе.

ГУСЬ.

Где ладошки ? Тут?

Тут!

На ладошках  пруд?

Пруд!

Палец большой- гусь молодой.

Указательный - поймал.

Средний - гуся ощипал.

Этот палец- печь топил.

Этот палец суп варил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с родителями "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома"

В данном конспекте представлен опыт работы с родителями в нетрадиционной форме, с использованием мультимедийной презентации....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА-ЗАЛОГ ЧИСТОЙ РЕЧИ( СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, ЛОГОПЕДА, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ)

           Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно...

Интерактивная артикуляционная гимнастика "Весёлая считалочка № 1"

Интерактивная артикуляционная гимнастика "Весёлая считалочка № 1"Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской областиМеркулова Елена Анатольевна...

Артикуляционная гимнастика в считалочках

Рассмотреть карточки. Выполнить упражнения перед зеркалом.Затем предложить ребенку вытащить карточку и самостоятельно выполнить упражнение....