Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Солошенко Любовь Васильевна

    Занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по развитию речи

    с элементами подготовки к обучению грамоте

    в подготовительной группе.

    Тема: « Белый снег, пушистый».

    Цель: Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков у детей.

    Задачи: приобщать детей к культурному наследию нашей страны, познакомить с понятием «родственные  слова», закрепить знание гласных и  согласных букв, слоговой структуры слова, построение предложений с опорой на схемы.

                            Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сегодня музыкальную

    загадку. Послушайте музыку П.И.Чайковского и подумайте: какое время года изобразил композитор в этом произведении.

            После прослушивания музыкального фрагмента из цикла «Времена года» П. И. Чайковского ,дети рассказывают,какую  картину представляли они ,слушая музыку.

    Воспитатель; Угадали те ребята, которые представили себе зиму, когда идёт снегопад из снежных звёздочек, кружащихся в вальсе. Это музыкальное произведение называется « Декабрь». Как удивительно точно П.И.Чайковский с помощью музыкальных средств смог нарисовать зимнюю картину так, что мы в неё поверили и смогли правильно угадать время года. Ребята, а с помощью каких средств изображает природу художник?(с помошью кисточки и красок).Я хочу сегодня показать вам картину И.И. Шишкина «Русский лес».

    Дети рассматривают картину, делятся впечатлениями.

    Воспитатель: Ребята, рассказывая о картине, вы употребляли слова-

    снег, снегопад, снежный. Мне кажется они чем-то похожи? Вы согласны? (они похожи по смыслу и звучанию). Такие слова называются родственными.

    Далее воспитатель раздает детям бумажные снежинки, на которых написаны слова: снег, снежок, снежный, снеговик, снегопад, подснежник, снегоход, снегурочка. Дети читают слова, определяют, что эти слова родственные.

    Воспитатель: А сейчас мы поможем нашим снежинкам найти свое место на этом сказочном дереве. (Дерево нарисовано на магнитной доске.)

    Самое маленькое слово, состоящее из одного слога, у нас какое?(Снег). Его расположим у самого корня, ведь как от корня растет все дерево, так и от слова снег «выросли» все остальные слова. Дальше расположим слова из двух, трех, и четырех слогов.

    (Дети определяют количество слогов в словах и прикрепляют на веточки дерева снежинки.) А вот интересно: снегопад - это всегда хорошо?

    В этом пусть нам поможет разобраться веселый мячик.

    Проводится игра: «Хорошо -  плохо»

    Воспитатель бросает мяч ребенку и просит продолжить предложение: «Снегопад – это хорошо потому, что …..» или « Снегопад - это плохо…».

    Вочпитатель: Ребята вы никогда не замечали  какие причудливые сугробы иногда наметает метель? Однажды я видела сугроб похожий на букву М. Интересно будет поиграть в игру “Снежная буква замри”? Но для того мы должны вспомнить, чем отличаются гласные буквы от согласных.

    Проводится игра “Метель метет -раз метель метет –два, метель метет –три снежная гласная(согласная) буква, замри.”

    Дети замирают в позе, напоминающей гласную или согласную букву.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, а к нам в открытое окно влетела снежинка.

    Девочка, в костюме снежинки: Здравствуйте, ребята я вам принесла письмо от Деда Мороза, но оно зашифрованное, я помогу вам его прочитать, если вы ответите на мои вопросы.

    “Снежинка” раздает детям, карточки с вопросами.

    1. Кто рисует узоры на окнах зимой (Мороз)
    2. Большой Мороз (Морозище)
    3. Маленький мороз (Морозец)
    4. Отделение в холодильнике (Морозильное)
    5. Весенние ночные морозы (Заморозки)
    6. Растения, устойчивые к заморозкам (Морозоустойчивые)
    7. Как ласкового зовут Деда Мороза  (Морозушка)
    8. Русская народная сказка про деда мороза (Морозко)

    Дети читают вопросы, отвечают, вспоминают, что такие слова похожи по звучанию и смыслу, называются родственными.

    “Снежинка” отдает детям ключ к шифру, где написано,  какую букву обозночает каждая снежинка (код).

    Дети расшифровывают письмо, написанное не буквами, а снежинками разной формы и записывают печатными буквами “Желаю счастью”!

    Воспитатель: А что вы, ребята, хотели бы пожелать всем людям в Новом году.

    Выслушивает ответы детей и предлагает написать свои пожелания и наклеить на новогоднюю открытку. Дети пишут печатными буквами: мира, удачи, дружбы.

    Воспитатель: Снежинка, мы тебя просим, ты лети и передай наши положения всем людям, которых встретишь на своем пути.

    “Снежинка улетает ” дети машут ей вслед.

    Воспитатель подводит итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами грамоты

    Данное занятие с детьми подготовительной группы помогает обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»,  развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза,  творческое ...

    Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Стрекоза и муравей»

    Цель: формирование способности к речевому творчеству у детей через игровую деятельность. Задачи: привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;развивать диалогическую и монологическу...

    Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

    Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

    Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

    Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

    конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

    Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

    конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

    Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...