Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Солошенко Любовь Васильевна

Занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

с элементами подготовки к обучению грамоте

в подготовительной группе.

Тема: « Белый снег, пушистый».

Цель: Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков у детей.

Задачи: приобщать детей к культурному наследию нашей страны, познакомить с понятием «родственные  слова», закрепить знание гласных и  согласных букв, слоговой структуры слова, построение предложений с опорой на схемы.

                        Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сегодня музыкальную

загадку. Послушайте музыку П.И.Чайковского и подумайте: какое время года изобразил композитор в этом произведении.

        После прослушивания музыкального фрагмента из цикла «Времена года» П. И. Чайковского ,дети рассказывают,какую  картину представляли они ,слушая музыку.

Воспитатель; Угадали те ребята, которые представили себе зиму, когда идёт снегопад из снежных звёздочек, кружащихся в вальсе. Это музыкальное произведение называется « Декабрь». Как удивительно точно П.И.Чайковский с помощью музыкальных средств смог нарисовать зимнюю картину так, что мы в неё поверили и смогли правильно угадать время года. Ребята, а с помощью каких средств изображает природу художник?(с помошью кисточки и красок).Я хочу сегодня показать вам картину И.И. Шишкина «Русский лес».

Дети рассматривают картину, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, рассказывая о картине, вы употребляли слова-

снег, снегопад, снежный. Мне кажется они чем-то похожи? Вы согласны? (они похожи по смыслу и звучанию). Такие слова называются родственными.

Далее воспитатель раздает детям бумажные снежинки, на которых написаны слова: снег, снежок, снежный, снеговик, снегопад, подснежник, снегоход, снегурочка. Дети читают слова, определяют, что эти слова родственные.

Воспитатель: А сейчас мы поможем нашим снежинкам найти свое место на этом сказочном дереве. (Дерево нарисовано на магнитной доске.)

Самое маленькое слово, состоящее из одного слога, у нас какое?(Снег). Его расположим у самого корня, ведь как от корня растет все дерево, так и от слова снег «выросли» все остальные слова. Дальше расположим слова из двух, трех, и четырех слогов.

(Дети определяют количество слогов в словах и прикрепляют на веточки дерева снежинки.) А вот интересно: снегопад - это всегда хорошо?

В этом пусть нам поможет разобраться веселый мячик.

Проводится игра: «Хорошо -  плохо»

Воспитатель бросает мяч ребенку и просит продолжить предложение: «Снегопад – это хорошо потому, что …..» или « Снегопад - это плохо…».

Вочпитатель: Ребята вы никогда не замечали  какие причудливые сугробы иногда наметает метель? Однажды я видела сугроб похожий на букву М. Интересно будет поиграть в игру “Снежная буква замри”? Но для того мы должны вспомнить, чем отличаются гласные буквы от согласных.

Проводится игра “Метель метет -раз метель метет –два, метель метет –три снежная гласная(согласная) буква, замри.”

Дети замирают в позе, напоминающей гласную или согласную букву.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а к нам в открытое окно влетела снежинка.

Девочка, в костюме снежинки: Здравствуйте, ребята я вам принесла письмо от Деда Мороза, но оно зашифрованное, я помогу вам его прочитать, если вы ответите на мои вопросы.

“Снежинка” раздает детям, карточки с вопросами.

  1. Кто рисует узоры на окнах зимой (Мороз)
  2. Большой Мороз (Морозище)
  3. Маленький мороз (Морозец)
  4. Отделение в холодильнике (Морозильное)
  5. Весенние ночные морозы (Заморозки)
  6. Растения, устойчивые к заморозкам (Морозоустойчивые)
  7. Как ласкового зовут Деда Мороза  (Морозушка)
  8. Русская народная сказка про деда мороза (Морозко)

Дети читают вопросы, отвечают, вспоминают, что такие слова похожи по звучанию и смыслу, называются родственными.

“Снежинка” отдает детям ключ к шифру, где написано,  какую букву обозночает каждая снежинка (код).

Дети расшифровывают письмо, написанное не буквами, а снежинками разной формы и записывают печатными буквами “Желаю счастью”!

Воспитатель: А что вы, ребята, хотели бы пожелать всем людям в Новом году.

Выслушивает ответы детей и предлагает написать свои пожелания и наклеить на новогоднюю открытку. Дети пишут печатными буквами: мира, удачи, дружбы.

Воспитатель: Снежинка, мы тебя просим, ты лети и передай наши положения всем людям, которых встретишь на своем пути.

“Снежинка улетает ” дети машут ей вслед.

Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами грамоты

Данное занятие с детьми подготовительной группы помогает обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»,  развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза,  творческое ...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте "Домашние животные". Подготовительная группа.

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучение грамоте "Домашние животные" подготовительная группа....