Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами грамоты
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ирина Борисовна Залужская
Данное занятие с детьми подготовительной группы помогает обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»,  развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза,  творческое воображение, логическое мышление, умение работать по инструкции; развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
упражнять в умении подбирать и применять в речи образные выражения, обогащать знания о зиме, формировать навыки творческого рассказывания.
Так же работать над совершенствованием  умения производить звуковой анализ слова, восстанавливать слоговую структуру слова. Работа на индивидуальных коврографах и со шнуровкой способствует
развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук, с целью подготовки руки к письму. Подобранные задания формирую интерес к чтению и инициативу в решении познавательных задач.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Тайна Снежной королевы» (для детей 6-7 лет).                             Развитие речи с элементами грамоты.

Задачи: 

  • Обогащать и активизировать словарь по теме «Зима».  Развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза, развивать творческое воображение, логическое мышление.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы, умение работать по инструкции; развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Упражнять в умении подбирать и применять в речи образные выражения, обогащать знания о зиме, формировать навыки творческого рассказывания.
  • Закреплять умение производить звуковой анализ слова, восстанавливать слоговую структуру слова.
  • Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
  • Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
  • Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

 Демонстрационный материал: игры Воскобовича В.В.:  коврограф «Ларчик», герой Лапушок, прозрачная трехрядная касса, буквы на прозрачной основе,  карточки отрицания, прозрачный квадрат Воскобовича  с изображением букв, картинка «Снежной Королевы», набор картинок, картинки с изображением подарков, набор кружочков на липучках трех цветов (синий, зеленый, красный) для звукового анализа, белые кружки на липучках, шнурок для коврографа, «Волшебный сундучок».

Раздаточный материал: индивидуальные коврографы, шнурок, «Снеговик» - шнуровка.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, скорее всего это даже не занятие, а небольшое путешествие в сказку, где мы будем далеко не просто наблюдателями за происходящим, а самыми активными помощниками и спасателями.

Долечка очень волнуется, потому что в беду попал наш друг Лапушок, его Снежная Королева заморозила и заточила в своем ледяном замке. Долечка мне все рассказала, нам нельзя медлить и я предлагаю отправится на помощь. Закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова. (Дети закрывают глаза)

Волшебные слова  Снип Снап  Снурре – мы  конечно не уснули. Снип Снап Снай –  глазки вместе открывай.

Воспитатель: Вот мы и на месте. (На коврографе Снежная Королева и Лапушок весь в льдинках).

Смотрите, Лапушок весь в льдинках! Снежная Королева не просто заморозила нашего друга, а спрятала в льдинках слово. Именно оно поможет снять чары нашей ледяной леди. И если мы с вами будем делать все правильно, мы обязательно соберем это слово и освободим Лапушка. Давайте попробуем подуть теплым воздухом, может лед начнет таять. (Дети дуют).

 Воспитатель: Нет, не получается! Тогда вот первое задание.

Подберите однородные определения к слову зима: какая?  (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. )  За каждый правильный ответ вы получаете снежки, которые спрятаны в «Волшебном сундучке».  (Дети при правильном ответе вытягивают снежок  из «Волшебного сундучка»).   

Воспитатель: Снежки будем раскидывать вокруг Снежной Королевы  не просто, а произносить красивые сравнения  на зимнюю тему.

(Дети прикрепляют снежки вокруг Снежной королевы: Зима – красавица невеста, Зима – белокожая красавица, Зима – проказница, волшебница, Падающие снежинки, как танцующие балерины, Зима сплела из снежинок белый бархатный ковер, Мороз – художник, узоры на стекла нанес, Снег, как стеклянный дождь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите Снежной Королеве понравилось и первая льдинка стала таять и открепилась, мы получили первую букву Р (Открепляю первую льдинку от Лапушка)

Воспитатель: Вот следующие задание.

(На коврографе  четыре группы картинок и карточки отрицания).

(Первая группа картинок: мел, облако, вата)

Воспитатель: Необходимо закрыть карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «белая»

(Дети закрывают: мел, облако. Остается вата)

(Вторая группа картинок: чай, сосулька, мороженное)

Воспитатель: Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «холодная»

(Дети закрывают: чай, мороженое. Остается сосулька)

(Третья группа картинок: ребенок, капелька, цыпленок)

Воспитатель: Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «маленькая»

(Дети закрывают: ребенок, цыпленок. Остается капелька)

(Четвертая группа картинок: шарик, перышко, пушинка)

Воспитатель: Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «легкая»

(Дети закрывают: шарик, перышко. Остается пушинка)

Воспитатель: Будьте внимательны! Отгадайте о чем идет речь. (Прикрепляю оставшиеся картинки на доску-схему).

Белая, но не вата.

Холодная, но не сосулька.

Маленькая, но не капелька.

Легкая, но не пушинка.

(Дети отгадывают. СНЕЖИНКА)

(Прикрепляю СНЕЖИНКУ в центр на доску-схему).

Воспитатель: Вы очень умные и сообразительные ребята! Еще льдинка  освободила Лапушка! (Снимаю льдинку с буквой Б)

Воспитатель: Ой, сколько намело снежинок! Опять Снежная Королева пытается нам помешать. Посмотрите внимательно, может ваши зоркие глазки увидят что здесь спрятано. (На коврографе снежинками выложена буква Ж. Дети на индивидуальных коврографах выкладывают букву с помощью трех прямых)

Воспитатель: Ребята, все правильно! Смотрите, еще одна льдинка растаяла.

(Снимаю льдинку, на обратной стороне которой написана буква Ж)

Воспитатель: Что-то становится прохладно, ведь мы среди холодных льдинок. Давайте погреемся, подвигаемся немножко.

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.                                        

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.                                              

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.                                                

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.                                                        

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.                                                

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.                                                            Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

(Дети садятся на места)

Воспитатель: Ну вот, согрелись и продолжим спасение нашего Лапушка.

Долечка предлагает нам подарить подарок Снежной Королеве, может после этого она станет совсем доброй, и отпустит нашего друга. Но вот в чем проблема, у нас три коробочки для трех героев, и какая из них для нашей дамы, мы не знаем. (На коврографе три подарка, три слова с недостающими слогами)

Сначала надо узнать кто эти герой. Для этого нужно вставить недостающие слоги в названии героев, и узнать, как их зовут.

(…ЛУШКА, МАЛЬ…НА, КОРО…ВА. Дети находят в  предложенных слогах недостающие, вставляют  слоги из  прозрачных букв в прозрачную трехрядную кассу, читают название героев)

Воспитатель: Отлично! Мы узнали кому они принадлежат, но коробочки все одинаковые, как быть! (Дети замечают, что на коробочках разные схемы и объясняют, например, Мальвина                      )

Воспитатель: Вы очень внимательные, правильно! Вам надо подобрать соответствующую схему к названию каждого героя и определить какой подарок для Королевы. (Дети выполняют)

Воспитатель: Вы очень смышленые ребята! Настоящие спасатели, еще одна льдинка покинула нашего друга! (Снимаю льдинку с буквой У)

Воспитатель: Но, как же нам узнать, что хотела бы получить в подарок Снежная Королева!

Долечка мне подсказывает, что на помощь нам придет,  отгадайте кто?

Что за нелепый человек
Пробрался к нам в двадцатый век?
Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)

(Дети отгадывают, у каждого на столе появляется Снеговик – шнуровка)

Воспитатель: Ребята, это не простой Снеговик, он прячет в себе очень много слов, но нам надо одно, а какое? Одно из таких слов закодировала, наша героиня Снежная Королева. Я буду читать стихотворение, а недостающие слова добавляете вы, в этих словах выделяете нужные буквы, находите их на Снеговичке и цепляете их шнурочком. Потом, прочитаем, что у нас получилось.

Зима, зимушка, зима

До чего ты хороша!

Начинаем мы резвиться,

И гулять и веселиться!

Ой, какой стоит мороз!

На морозе мерзнет…(нос) (В этом слове выделите последний звук, найдите соответствующую букву и вынырните шнурочком).  Дети выполняют.

Оделись мы тепло, почти

Забыли теплые … (носки).  (В этом слове выделите первый звук, найдите соответствующую букву и обогните ее шнурочком).  Дети выполняют.

Всё окутали метели,

Все березки, сосны,….(ели) (Подумайте, с какой буквы вы написали бы это слово, найдите соответствующую букву и обогните ее шнурочком) Дети выполняют.

Побежим во двор с утра,

Там уже стоит… (гора) (В этом слове выделите первый звук, найдите соответствующую букву и нырните шнурочком).  Дети выполняют.

Очень любим зиму мы,

Санки мчатся вниз с горы.

Воспитатель: Ребята, прочитайте, что у нас получилось. (Дети читают слово СНЕГ)                                     

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, еще одна льдинка скатилась! Мы делаем все правильно. (Снимаю льдинку с буквой Д)

подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

Воспитатель: Не понимаю! Что, Снежной Королеве снег в подарок? У нее его и так много! Ребята, я догадалась, нам надо выполнить  звуковой анализ слова СНЕГ.

(Выполняют анализ слова СНЕГ). В слове СНЕГ первый звук (с) – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом       , второй звук (н’) – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом       , третий звук (э) – гласный, ударный, обозначаем красным цветом      , последний звук (к) – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это же бусинки. Подберите слово похожие по звучанию и продолжите цепочку.

Воспитатель: Чтобы это были настоящие бусы, оденьте их на веревочку. (Дети соединяют бусинки с помощью шнурка на ковролине)

Воспитатель: Ребята, у нас получилось, последняя льдинка упала, наш друг освобожден.  (Снимаю льдинку с буквой А). Но ребята, я не могу его забрать, он еще крепко держится, скорее давайте узнаем какое слово было спрятано в льдинках. Для этого мы соберем из кусочков одну больную льдинку, чтобы кусочки никогда больше не ранили и не замораживали героев.

(Дети собирают квадрат из шести частей, с учетом букв. Получается слово ДРУЖБА)

Воспитатель: Почему именно это слово? (Дети объясняют: Снежной Королеве не хватает друзей, поэтому она и украла Лапушка. У нее нет никого кроме льда и снега, которые дают только холод. Может если бы у нее были такие верные и надежные друзья как мы, которые не бросили друга и поспешили на помощь, то они бы окружили бы ее заботой и любовью, которые бы сделали ее доброй и мягкой, а не такой злой!

Воспитатель: Да, молодцы! Вы действительно самые верные и надежные друзья! Не побоялись трудностей и не испугались волшебных сил Снежной госпожи. Вы смелые, добрые и отзывчивые ребята. Мне очень приятно было с вами поучаствовать в таком ответственном деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Стрекоза и муравей»

Цель: формирование способности к речевому творчеству у детей через игровую деятельность. Задачи: привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;развивать диалогическую и монологическу...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте

Занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами сказкотерапии "Снежинка-Пушинка"

Сказкотерапия - воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей,...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ ( с элементами рисования) Тема: «Игрушечный зайка в гостях у ребят» I младшая группа

При пoдгoтовке к oбразoвательной деятельности учитываются возрастные особенности детей ( первая младшая группа), проводится предварительная работа рассматривание картинки «Зайчиха с зайчата...