Главные вкладки

    Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
    консультация по развитию речи по теме

    Лаврентьева Людмила Васильевна

    Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики" стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению.

    Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.


         В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.

          Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.

          В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике.

          Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Сейчас очень широко используются пальчиковые игры Екатерины Железновой.

          Пальчиковые игры Железновой предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками.

          Прежде, чем переходить к описанию пальчиковых игр Железновой, хотелось бы рассказать, какую роль они играют в развитии мелкой моторики ребенка и в развитии в целом. Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность.

          При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!

          Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.

          Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

          С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет, а если ваш малыш младше, то такие игры он сможет выполнить только с Вашей помощью.

    • Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.
    • Предложенные стишки можно пропевать под любую мелодию.
    • Выполнять все упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность. Это поможет малышу не только запомнить и правильно выполнять упражнения, жесты, но и создаст необходимый настрой!
    • При проведении повторных занятий Вы заметите, что ребенок сначала начинает повторять за вами отрывки фраз, а в дальнейшем и все стихотворение, соотнося слова и движения. Не требуйте от него выполнения непосильных задач, например, произносить стихотворение и выполнять движения. Все это у него получиться постепенно, главное сейчас не отбить охоту заниматься!
    • Начинать следует с двух или трех игр, постепенно дополняя их новыми. Таким образом, у ребенка появятся любимые игры, к которым Вы будете возвращаться снова и снова.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    •  Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.        

    Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

    1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

    2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

    3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.



    Предварительный просмотр:

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ЕКАТЕРИНЫ ЖЕЛЕЗНОВОЙ

    1.

    Паучок

    Паучок ходил по ветке,
    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил,
    Паучков на землю смыл.
    Солнце стало пригревать,
    Паучок ползёт опять,
    А за ним ползут все детки,
    Чтобы погулять на ветке.

    Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
    Хлопок ладонями по столу/коленям.
    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
    Действия аналогичны первоначальным
    «Паучки» ползают на голове.

    2.

    Пчёлки

    Домик маленький на ёлке,
    Дом для пчёл, а где же пчёлки?
    Надо в дом постучать,
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Я стучу, стучу по ёлке,
    Где же, где же эти пчёлки?
    Стали вдруг вылетать:
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Ребенок заглядывают в «улей».
    Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
    Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

    3.

    Червячки

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять.
    Вдруг ворона подбегает,
    Головой она кивает,
    Каркает: «Вот и обед!»
    Глядь — а червячков уж нет!

    Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
    Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
    Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
    Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

    4.

    Пять утят

    Пять утят плывут вперёд,
    На берегу их мама ждёт,
    Но только четверо утят
    Вернулись к мамочке назад.
    Четверо утят плывут...
    Трое утят плывут...
    Двое утят плывут...
    Вот один плывёт вперёд,
    На берегу его мама ждёт,
    И сразу пятеро утят
    Вернулись к мамочке назад.

    Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
    На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

    5.

    Рыбки

    Пять маленьких рыбок
    Играли в реке,
    Лежало большое
    Бревно на песке,
    И рыбка сказала:
    “Нырять здесь легко!”
    Вторая сказала:
    “Ведь здесь глубоко”.
    А третья сказала:
    “Мне хочется спать!”
    Четвёртая стала
    Чуть-чуть замерзать.
    А пятая крикнула:
    “Здесь крокодил!
    Плывите скорей,
    Чтобы не проглотил!”

    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
    Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
    Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
    Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
    Быстро качаем ладонями (дрожь).
    Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
    Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

    6.

    Улитка

    В домике она сидит,
    Рожки высунув, молчит.
    Вот улиточка ползёт
    Потихонечку вперёд.
    На цветочек заползёт,
    Лепесточки погрызёт.
    Рожки в голову втянула,
    В домик спряталась, заснула.

    Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).


    «Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
    Ползёт вперёд по столу.
    «Улитка» заползает на «цветочек».
    «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).
    Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).
    Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне».

    7.

    Часы

    Мышь полезла в первый раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: “Бом!”,

    Один хлопок над головой.

    Мышь скатилась кувырком.

    Руки «скатываются» на пол.

    Мышь полезла второй раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

    Два хлопка.

    Мышь скатилась кувырком.

    Мышь полезла в третий раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

    Три хлопка.

    Мышь скатилась кувырком.

    8.

    Весёлая мышка

    Перчатку нашла,

    Гнездо в ней устроив,

    Мышат позвала.

    Им корочку хлеба

    Дала покусать,

    Погладила (отшлёпала) всех

    и отправила спать.

    Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

    Складываем ладоши «ковшом»

    Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

    Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

    Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

    Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

    9.

    Котята

    У кошечки нашей есть десять котят,

    Сейчас все котята по парам стоят:

    Два толстых, два ловких,

    Два длинных, два хитрых,

    Два маленьких самых

    И самых красивых.

    Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

    Покачиваем руками, не разъединяя их.

    Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

    10

    Зайцы

    Десять серых зайцев

    Дремали под кустом,

    И двое вдруг сказали:

    “Вон человек с ружьём”

    Двое закричали:

    “Давайте убежим!”,

    Двое прошептали

    “Давайте помолчим!”,

    Двое предложили:

    “Мы спрячемся в кустах!”

    А двое вдруг спросили:

    «Он может сделать “Бах”?»

    “Бах” — выстрелил охотник,

    Хлопаем в ладоши.

    Нажав ружья курок,

    Бежим пальчиками по столу или коленям.

    И десять серых зайцев

    Пустились наутёк.

    Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

    11

    Разминка

    Головами покиваем,

    Носиками помотаем,

    А зубами постучим

    И немножко помолчим.

    Плечиками мы покрутим

    И про ручки не забудем.

    Пальчиками потрясём

    И немножко отдохнём.

    Мы ногами поболтаем

    И чуть-чуть поприседаем,

    Ножку ножкой подобьём

    И сначала всё начнём.

    Головами покиваем,

    ...

    Плечиками мы покрутим,

    ...

    Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

    Прижимаем указательные пальцы к губам.

    Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.

    Подпрыгиваем на месте в ритме текста.

    Далее темп ускоряется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации для воспитателей : "ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДРУГИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ".

       Работа поразвитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями очень важна и сложна. Благодаря занятиям у детей отмечается улучшение двигательной активности, лучше развивае...

    «ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

    Значение пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Наиболее приемлемыми для развития детей, как в детском саду и дома являются пальчиковые игры, так как они способствуют развитии речи дошкольника, за счет развития мелкой моторики и координации движени...

    Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

    На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....