Путешествие по реке времени
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_vremeni._istoriya_lampochki.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени»

Парамонова В.Н.

Тема: «История появления  лампочки».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид НОД: Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.

Форма проведения: Путешествие по «реке времени».

Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат:

- проявляют уважение к историческому прошлому посредством ознакомления с историей возникновения  лампочки;

-проявляют готовность к доброжелательным отношениям с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;

-проявляют уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.

-проявляют свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;

-проявляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской -деятельности;

-проявляют связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;

-проявляют представления о временных отношениях на примере особенностей освещения в разных временах, расширять знания о различных видах освещения и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- имеют представление о правилах обращения с электроприборами.

Цель:         развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе знакомства с историей возникновения  лампочки..

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:  

 - воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения лампочки;

 - воспитывать готовность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы  деятельности;

Воспитывать уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.

Развивающие задачи:  - развивать интерес к прошлому предметов; развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;

 - развивать мыслительные операции; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;

 - развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;

Обучающие задачи:  - формировать представления о временных отношениях на примере особенностей освещения в разных временах, 

 - познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей;

 - познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;

 - расширять знания о различных видах освещения и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитывать у Кати умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать у Оли К. умение отвечать полным предложением.

Развивать свойства непроизвольного внимания (переключение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями у Серёжи Л. и Ильи С.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе у Оли К.

Учебно-методический комплект:

 - технология «Путешествие по реке времени» Н.А. Коротковой;

 -  примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

 -  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 115;

 - О.В. Дыбина.  Что было до… . Путешествие в прошлое предметов

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

•построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

•содействие и сотрудничество детей и взрослых.

•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

•формирование личностного стиля взаимоотношений  со сверстниками  и педагогом;

•создание положительного эмоционального фона и атмосферы  эмоционального подъёма;

•воспитание  через  взаимодействие;

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Средства:

наглядные: панно «река времени», выставка электрических приборов освещения; предметные картинки Д/и. «Эволюция лампочки»

предметные: на каждого ребенка: лучина, свеча, светящиеся предметы, лист черного картона, восковые мелки.
мультимедийные: мультимедийная система, презентация на тему «Путешествие в прошлое лампочки» (программа MS PowerPoint 2003), флеш-карта;
музыкальные: запись русской народной песни «Прялица», музыка Ю. Слонова «Фонарики»

Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;

наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;

практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;

игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Этапы

(последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия,

деятельность

педагога

Действия,

деятельность

детей

Планируемый

результат

I. Обсуждение реального события.

Задача: 

сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности

В группу заходит воспитатель в руках у него коробка.

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками, если хотите узнать, что я вам принёс, отгадайте загадку:

               Дом, стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.

               Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

 - Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка.  Посмотрите, какие они, что вы о них можете сказать? Для чего они нам нужны?

-привлекает внимание детей с помощью

-приветствует детей;

загадывает загадку;

-ведет диалог с детьми;

- поощряет детей к высказыванию;

- эмоционально

вовлекает детей в обсуждение;

- комментирует высказывания.

-свободно располагаются в группе;

 - отгадывают загадку;

 - рассматривают содержимое коробки;

- отвечают на вопросы педагога.

Сформирована положительная мотивация к познавательно-исследовательской деятельности

II. Постановка целей

исследования.

Задача: 

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую

речь в процессе участия в беседе.

 - Как вы думаете, а всегда ли были лампочки?

 - А чем раньше пользовались люди для освещения?

 - Вы хотите узнать о прошлом нашей лампочки?

 - Я тоже очень хочу.  Ребята, вы любите путешествовать?

 - Хотите, мы с вами сегодня отправимся в путешествие?

 - Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте положим в сумку всё необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без неё нам будет очень трудно в пути.

 -  Как вы думаете, что ещё необходимо взять с собой? (Знания взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение).
-
Сумка уложена, пора отравляться в путешествие. А куда мы отправимся путешествовать, вы знаете?

-Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «Реке времени», в страну, где живут предки электрической лампочки.  

- Кто хочет отправиться вместе со мной? Присоединяйтесь!

Каждую остановку мы будем определять карточкой-символом данной временной эпохи, и располагать ее на «реке времени».

-Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»?

-Отлично!

Заклинание:

Вокруг себя три раза повернись  

И в древности очутись!                    

-ведет диалог с детьми;

-вводит элемент новизны;

- поощряет детей к высказываниям

- эмоционально

вовлекает детей в обсуждение;

- комментирует высказывания.

 - приглашает детей к экрану

-выстраивают

полный ответ.

-высказывают предположения;

- произносят заклинание

-садятся на стулья

Проявляют

интерес к

предстоящей деятельности.

Активизация словаря по

теме «Приборы освещения»

III. Анализ-сравнение,

активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Задача:

 - формировать представления о временных отношениях на примере особенностей освещения в разных временах,  - познакомить с историей возникновения электрической лампочки,  - обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт,  - подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей;  

- познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;

 - расширять знания о различных видах освещения и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Физминутка

 - Начнем наше путешествие в то время, когда люди жили в пещерах. (Слайд 2) Пожалуйста, вспомните, как жили древние люди в пещерах?

 -  Но нас интересует, как освещалась пещера?

 - Правильно, ребята от костра в пещере становилось светлее.
 - Как вы думаете, трудно ли человеку передвигаться в ночное время? Почему?

 - Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

 - . Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать бересту или промасленную паклю. Так появился факел. (Слайд 3) С факелами не только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения помещения.

 - Как вы думаете, удобно ли было нашим предкам освещать помещения при помощи костра и факела?

 - Почему?



 - Но время не стоит на месте, и нам с вами пора отравляться в эпоху старины. Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прабабушки и прадедушки.

Заклинание:

Вокруг себя три раза повернись  

И в эпоху старины  очутись.

(Звучит рус. нар. песня «Прялица», инсценировка игровой ситуации «В горнице»). Посмотрите, мы с вами в горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити. Как вы думаете, какой предмет освещал помещение в это время?

 (Слайд 4). Люди придумали лучину. Посмотрите, это обыкновенная деревянная щепка, заострённая на конце.

 Обычно лучину получали из берёзы, она лучше горит. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"?

 - Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались. Как вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло, хорошо будет видно?

- Надолго нам хватит лучины?

 - Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».

  - Прошли годы. И человек придумал более удобный предмет для освещения. Подумайте, что это за предмет?

 Правильно, это свеча. (Слайд 5). Вы все видели свечу?

 - Кто знает, как она устроена?

 - Правильно внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, он зажигает свечу. Свечи сделаны из пчелиного воска или бараньего сала.

 - Как вы думаете, долго ли может гореть свеча?

 -  Чем неудобна свеча?

 -  Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

 - Прошли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Слайд 6). Такие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Может кто-то видел керосиновую лампу. Давайте посмотрим, как устроена и работает керосиновая лампа. 

 - Удобнее ли керосиновая лампа, чем свеча?

 -  Действительно, керосиновая лампа горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной.

Музыкальная импровизация со светящимися фонариками

--Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир.

Заклинание:

Вокруг себя три раза повернись  

И в современности очутись.

 - Прошло много лет. Люди продолжали искать новые способы удобного освещения своего жилища. (Слайд 7). Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится электрическая лампочка, свет! Давайте вместе рассмотрим электрическую лампочку и познакомимся с её строением.

 - Какого она размера?

 -  Из чего сделана лампочка?

 -  Какой формы?

 -  Вес?

 -  Материал?

 - Кто знает, из каких частей она состоит? (Цоколь, колба, нитедержатель, нить накала) 

 - Долго ли горит лампочка?

 - Она удобнее, чем керосиновая лампа?

 -  Чем?

 - Что было бы, если бы не было света?

 -  Наша жизнь с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет и по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам.

Вот и подошло к концу наше  путешествие по реке времени.

- рассказывает историю освещения помещений в древние времена;

-использует наглядные, информационные средства;

 - показывает факел, предлагает его рассмотреть, подержать в руках;

-вовлекает в совместную деятельность;

- вовлекает в слушание, показывает лучину, предлагает рассмотреть её;

- стимулирует интерес детей;

 

 - зажигает лучину,

- показывает свечу;

-инициирует общее обсуждение;

 - объясняет и показывает принцип работы керосиновой лампы

- предлагает детям исполнить танец фонариков

 - включает музыку Ю. Слонова «Фонарики»

- вовлекает в слушание

 - предлагает рассмотреть лампочку;

-поощряет детей к высказыванию;

-комментирует высказывания;

- вовлекает в слушание

 -располагаются вокруг костра в воображаемой пещере;
- высказывают предположения;

-смотрят презентацию

-слушают рассказ воспитателя;

- рассматривают факел;

-делают вывод;

 

 - слушают рассказ воспитателя, рассматривают лучину, обследуют её;

-определяют на ощупь

  - наблюдают, как она горит

-высказывают предположения

Рассматривают свечу, обследуют её;

-наблюдают, как она горит;

-делают вывод;

 - выполняют произвольные танцевальные движения под музыку;

демонстрируют физическую активность

-выстраивают полный ответ, предложение;

 

 - исследуют лампочки, отвечают на вопросы

-высказывают предположения, опираясь на личный опыт;

проявляют свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;

-проявляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской -деятельности;

-проявляют связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;

-проявляют представления о временных отношениях на примере особенностей освещения в разных временах, расширять знания о различных видах освещения и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- имеют представление о правилах обращения с электроприборами

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Задача: 

- воспитывать у детей умение работать в группе;

- дискутировать, уважать мнение друг друга;

- развивать логическое мышление.

 - А теперь я предлагаю вам новую игру «Эволюция лампочки».

Необходимо расположить картинки с предметами освещения от древности до современности.

 - Молодцы! Всё получилось. Теперь я предлагаю выбрать любую картинку и разместить её на «Реке времени».

 - Посмотрите, вот она наша «Река времени».

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как заполните вы «Реку времени»?

- вовлекает детей в совместную деятельность;

- согласовывает с детьми действие, их последовательность;

- создает проблемную ситуацию;

- способствует групповой работе детей;

- напоминает;

- включает детей в самостоятельную деятельность;

- наблюдает за детьми во время выполнения задания.

- переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность;

- наблюдают за преобразованием предмета;

- выражают собственное суждение;

-осваивают последовательность размещения предметов освещения на «Реке времени»;

- практикуются в осуществлении выбора.

Умеют подбирать виды освещения на карточках, соответствующие периодам «реки времени».

Умеют делать логические выводы.

Умеют следовать правилам.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Задача:   

 - развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «Реку времени».

-Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными предметами освещения, некоторые из них дошли до наших дней.

-  Теперь вы много знаете о предметах освещения. Как вы считаете, какой из них самый удобный и безопасные?

 - Чтоб узнать чьё предположение верное, я предлагаю заполнить эту таблицу, с помощью этой таблицы мы выясним, чье предположение было верным. Напротив каждого предмета освещения мы будем отмечать есть ли у него такое качество.

- Удобно костром освещать помещение?  Отметим чёрным кружком.

- Безопасно? Отметим черным кружком.

- Факелом удобно? Каким кружком отметим?

- Безопасно? Каким кружком отметим? Почему?  

-Отметим черным кружком.

- Лучиной удобно? Каким кружком отметим?

-Безопасно? Почему? Каким кружком отметим? Почему ты так думаешь?

 - Свечой удобно? Безопасно? Почему? Какими кружками отметим?

 - Керосиновой лампой?...

 - Электрической лампочкой?

-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим предметом освещения будет тот, у которого больше зеленых кружков. (анализ таблицы).

- наблюдает за детьми во время выполнения задания.

-организовывает обсуждение.

-включает детей в самостоятельную деятельность;

-способствует индивидуализации детей;

-согласовывает с детьми действия, их последовательность

- переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность;

- выражает собственное суждение;

- осваивают последовательность деятельности.

-предлагают разные виды освещения

-проявляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности

VI.Вывешивание таблицы на

стене группового помещения.

Задача: подвести итог совместной деятельности.

- А что было самым интересным?

- Какие трудности вы испытывали? Трудно ли вам было выбирать

картинки?

- Вы довольны своей работой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену.

- привлекает детей к подведению итогов,

-делятся впечатлениями;

к рефлексии (самоанализу);

- предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

-выражают собственные

чувства к проделанной работе;

- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

- высказывают эмоциональный отклик.

Оценивают результат своей деятельности;

Делают выводы, планируют самостоятельную (совместную) деятельность

VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Задача:

 - развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом.

 - Как вы думаете, а что нас ждет в будущем?

 -  Сейчас мы с вами отправляемся в лабораторию юных изобретателей. Все вместе мы попробуем пофантазировать, придумать, и нарисовать «Лампочку будущего», а затем поделиться своими мыслями и предположениями.

-организовывает обсуждение.

-включает детей в самостоятельную деятельность;

-выражают собственные

чувства к проделанной работе;

- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

- высказывают эмоциональный отклик.

 - делают выводы, планируют самостоятельную (совместную) деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Проект "Путешествие по реке времени"

Ознакомление дошкольников с историей жилища человека от древности до наших дней....

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».

НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....