Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Готовкина Эльвира Анатольевна

Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_zauchivanie_stihotvoreniya_cheremuha.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

в старшей  группе

по речевому развитию
Чтение стихотворений о весне.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха»

Воспитатель:

Готовкина Эльвира Анатольевна

Елец-2015 г.

Цель: Учить  детей  эмоционально  читать наизусть стихотворения о весне,  замечать  выразительные  средства, развивать  образность  речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения, развивать внимание и творческое воображение. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
  2. Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;
  3. Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;
  4. Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями.

Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
  2. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;
  3. Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;
  2. Воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, иллюстрации черёмухи и других цветущих деревьев, текст стихотворения,  портрет С. Есенина.

Предварительная работа: Наблюдение природы весной, беседы о весне, сезонных изменениях в природе, связанных с приходом весны, цветении деревьев, рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов; чтение стихотворений о весне.

Ход ОД:

Вступительная часть.

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.  (Весна.)

Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мяча с песком.

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете? Отвечайте и передавайте друг другу мяч.

Дети:

- солнце светит ярко и греет;

- тает снег, с крыш капает капель;

- появляются проталинки на земле;

- дни становятся длиннее, а ночи короче;

- бегут весенние ручейки;

- вся природа просыпается от зимнего сна;

- на деревьях и кустах появляются листья;

- птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;

- от спячки просыпаются зимующие звери;

- на полянках зацветают цветы;

- появляются насекомые.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель:  А какой у нас сейчас месяц?

Ответы детей: Май.

Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?

Дети рассказывают стихотворения о весне.

Ласточка

Улетела Ласточка

За тридевять земель...

Возвращайся, Ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит Весна! (Борис Заходер)

Пришла весна

Шумят леса, цветет земля,

Поет-звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна —

В одежде из лучей!»

Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна

В гирлянде из цветов!» (Мария Пожарова)

Весна

Два скворца летели,

На березку сели,

Сели и запели, -

Как они летели, как они спешили

С берегов заморских

В край родимый, милый

К беленькой березке!  (Иван Муравейко)

Воспитатель: Да, замечательные стихотворения о весне!  Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.

Воспитатель: Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи) Каким другим словом можно назвать стихи? (поэзия)

Воспитатель: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха, когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)

Воспитатель: Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха»

Чтение стихотворения «Черёмуха» (смысловая пауза)

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Воспитатель: Что почувствовали? Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение? (Ответы детей)

Воспитатель: О чём рассказал поэт в стихотворении? (о черёмухе, о ручье)

Воспитатель: Что понравилось в стихотворении? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение? (погода была жаркая, ярко светило солнце)

Воспитатель: Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе, любуясь на неё утром, а потом днём.

Этюд «Черёмуха утром» (физминутка) .

Воспитатель: Представим себя черёмухой в утренние часы. Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.

Воспитатель: Я буду читать первую часть стихотворения. А вы с помощью жестов будете показывать о чём я рассказываю.

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре.

Воспитатель: Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения? (2-3 ответа)

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

Воспитатель: Черёмуха душистая, а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)

Воспитатель: Какую черёмуху вы представили, когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)

Воспитатель: Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)

Воспитатель: Черёмуха дерево медоносное. Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)

Воспитатель: Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)

Воспитатель: Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт? (2-3 ответа)

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре

Воспитатель: А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха?

Чтение первого четверостишья. (1-2 ответа)

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре

Воспитатель: А о чём ещё идёт речь в стихотворении? (о ручье)

Воспитатель: Где спрятался ручей? (в траве, между корней)

Воспитатель: Я прочту как поэт говорит об этом.

Воспитатель: А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей

Воспитатель: Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём.

Воспитатель: Я буду читать вторую часть стихотворения, а вы показывать.

Этюд «Черёмуха днём» (физминутка)

Воспитатель: Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись, тянутся к солнцу.

Воспитатель: Черёмуха душистая, развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт

Воспитатель: Вспомните, какая стала черёмуха днём? (ответы детей)

Воспитатель: Как автор об этом говорит?

Черёмуха душистая, развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит

Воспитатель: Давайте расскажем каким стал ручей?

Воспитатель: Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт

Воспитатель: Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)

Воспитатель: Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)

Воспитатель: А как вы понимаете слово «обдаёт»? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»? (осторожно, нежно, ласково)

Воспитатель: Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём?

Воспитатель: Кто запомнил всё стихотворение, расскажите его.

Выразительное чтение стихотворения детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"

Данное занятие  разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»    Цель: Познакомить детей со ст...

Конспект НОД на тему «Чтение стихотворении о зиме. Заучивание стихотворения С. Маршака «ЯНВАРЬ». (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста).

Цель:  Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.Задачи:Образовательные: Передавать интонацией любование зимней природой.Формировать у детей умение слушать и п...