Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик Новоорского района для детей 5-6 лет (старшая группа).
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Использование опорных картинок на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Опорные картинки особенно эффективны при заучивании стихотворений. Они способствуют развитию наглядно - образного мышления, образованию искусственных ассоциаций.
Почти любое стихотворение можно зарисовать. Выделяя главные смысловые звенья, с опорой на визуальный образ, который помогает при воспроизведении текста, превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру. Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранному стихотворению не требует много времени. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stih_detsvvo.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических оздоровительных мероприятий и процедур» № 1
п. Энергетик Новоорского района
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Развитие речи»
Тема: «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»
Возрастная группа: старшая (дети от 5 до 6 лет)
Подготовила:
Пугачёва Лариса Кимовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад» № 1
п. Энергетик
Новоорского района
Энергетик – 2017
Аннотация
Данное занятие разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик Новоорского района для детей 5-6 лет (старшая группа).
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Использование опорных картинок на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Опорные картинки особенно эффективны при заучивании стихотворений. Они способствуют развитию наглядно - образного мышления, образованию искусственных ассоциаций.
Почти любое стихотворение можно зарисовать. Выделяя главные смысловые звенья, с опорой на визуальный образ, который помогает при воспроизведении текста, превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру. Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранному стихотворению не требует много времени. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Тема: «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»
Цель: приобщить детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство»
Задачи:
Воспитательные;
- Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
- Формировать положительную установку на участие в занятии; навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Развивающие;
- Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст. Отвечать на вопросы полным предложением.
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.
- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Уточнять произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.
Образовательные:
- Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, активизировать прилагательных словарь.
- Продолжать учить детей запоминать стихи с помощью опорных картинок
Создание среды для организации и проведения занятия:
Мультимедийный проектор, презентация стихотворения И.Сурикова «Детство», аудиозаписи С. Прокофьев «Фея зимы», А. Вивальди «Времена года. Зима», письмо, опорные картинки с презентации стихотворения. снежинка
Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях), коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия.
- Приемы организации практической деятельности детей.
- Приемы поддержания интереса у детей.
- Приемы оценки и самооценки.
Формы организации совместной образовательной деятельности:
- Двигательная
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Музыкально-художественная
Планируемые результаты:
- Научить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.
- Помочь детям запомнить стихотворение с помощью опорных картинок.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
- Активность
- Самостоятельность
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- Сопереживание
- Эмоциональность
- Самооценка
План занятия
Создание мотива для деятельности детей Постановка цели | 3 мин. |
Чтение стихотворения. Беседа. Пересказ с использование опорных картинок. Комментирование. | 14 мин. |
Оценка деятельности детей и самооценка Подведение итогов занятия | 3 мин. |
Длительность занятия | 20 мин. |
Ход занятия:
Части НОД | Содержание |
Создание мотива для деятельности детей. Постановка цели. | Воспитатель: здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи. Дети проявляют интерес, желают друг другу добра, хорошего настроения, удачи, передавая «волшебную снежинку» Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нас в группе лежало письмо. Давайте прочитаем его…. «Это письмо от зимы она приглашает, нас в зимний лес…если вы хотите очутиться в зимнем лесу, то повторите волшебные слова» «В зеркале я отражусь, Где захочу, там и окажусь. Перенеси нас, зеркало, в зимний лес. Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь, По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём» Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, где кому будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые белой простыней). |
Чтение стихотворения. Беседа. Пересказ с использование опорных картинок. Комментирование. | Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы» чтение педагогом стихотворения И. Сурикова «Зима». Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала. Воспитатель: Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния. Стройные березы стоят как невесты. Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. Природа зимой в лесу удивительно красива. Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Упражнение «Нарисуем зиму». Воспитатель: - Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? - А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель и дети.) - Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.) - Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.) - Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.) - Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.) Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места. Воспитатель: Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Как об этом могут рассказать поэты? (Стихами) Ребята, а вы любите кататься на санках? (ответы детей) Я тоже в детстве очень любила кататься на санках, и автор стихотворения, которое я сейчас хочу вам прочитать тоже очень любил кататься на санках с горы. Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на слайды по тексту стихотворения. Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой. Вот свернулись санки, И я на бок - хлоп! Кубарем качусь Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Беседа по содержанию.
Повторное рассказывание стихотворения. Чтение стихотворения с установкой на запоминание. После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы:
Рассказывание стихотворения воспитателем. Рассказывание стихотворения детьми наизусть. Воспитатель: Молодцы! Когда придете домой – не забудьте рассказать стихотворение своим родителям! Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги. Воспитатель: - Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга». Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.) Рефлексия: «Разрезные картинки». Воспитатель: Ребята, вьюга, проказничая в лесу, рассыпала всё наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе мы с вами не сможем обратно попасть в детский сад. Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками. Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его. Воспитатель: ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»: «В зеркале я отражусь, Где захочу, там и окажусь. Перенеси нас, зеркало, в зимний лес. Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь, По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём». |
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия. | Воспитатель: вот мы с вами и оказались в детском саду. Где мы с вами сегодня побывали? Cкаким стихотворением мы сегодня познакомились? Ребята а как вам кажется, кто лучше всех рассказал? Далее проводится оценка педагогом. |
Длительность занятия: 20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение любимых стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать»
Занятие по развитию речи в средней группе....
Конспект НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1. Приобщать детей к восприятию поэти...
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Цель: Познакомить детей со ст...
НОД по развитию речи "Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения Сурикова "Детство""
развитие речи...
конспект занятия по речевому развитию «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»
конспект занятия по речевому развитию с пременением ИКТ...
"Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство"
Задачи. 1. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Учить детей выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Активизировать словарный запас детей о зи...