"Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэтических произведений.  Учить детей выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Активизировать словарный запас детей о зиме. 

 

2. Развивать у детей поэтический слух, память, внимание Закрепить знания о зиме, зимних явлениях.

 

3. Воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

 Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэтических произведений.  Учить детей выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Активизировать словарный запас детей о зиме.  

2. Развивать у детей поэтический слух, память, внимание Закрепить знания о зиме, зимних явлениях.

3. Воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.

У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила»

- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)

 Воспитатель: Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.

«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»

 Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники пишут картины зимней природы.

А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах?  

 ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах.  

     «Белая берёза» С. Есенина

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

Воспитатель Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять

(дети шагают)

Бабу снежную лепили

(изображают рука снеговика)

Птичек крошками кормили

(сыпят крошки)

С горки мы потом катались

(приседание)

Все в снегу домой пришли

(стряхивают снег)

Сьели суп и спать легли

(имитируют движения по тексту)

Воспитатель О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением.  

 Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа? (в нём есть рифма)

   Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Захаровичем  Суриковым.  Вот перед вами его портрет.   Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».

 

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

 

 Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.

Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти  

Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)

Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)

- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)

 Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

 Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

 Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"

Данное занятие  разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»    Цель: Познакомить детей со ст...

Конспект НОД на тему «Чтение стихотворении о зиме. Заучивание стихотворения С. Маршака «ЯНВАРЬ». (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста).

Цель:  Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.Задачи:Образовательные: Передавать интонацией любование зимней природой.Формировать у детей умение слушать и п...