Картотека Пальчиковых игр для младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Фомина Зарина Владимировна

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребёнок говорит! Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_mladshey_gruppy.docx186.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш Чувашской РеспубликиC:\Users\Зарина\Pictures\76354_html_69ba3ea5.jpg

Картотека пальчиковых игр

В младшей группе детского сада.

Выполнила: Воспитатель Фомина З.В.

Канаш -2016 год

  «Листопад».

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:         Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

                                                 Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

                                                 Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,  

                                                       Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

                                                  Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!                 Хлопки в ладоши.

«Капустка».

Мы капусту рубим, рубим!     Ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз

Мы капусту режем, режем!    Ребром ладошки водим вперед и назад 

Мы капусту солим, солим!    Собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту

Мы капусту жмем, жмем!      Энергично сжимаем и разжимаем кулачки.

Мы морковку трем, трем!       Правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.

«Печем пироги».

 

Тесто мнем, мнем, мнем!      Поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто

Тесто жмем, жмем, жмем!    Резко сжимаем пальцы в кулаки и разжимаем их, сначала одновременно, потом поочередно.

Пироги мы испечем!            Руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую) .

«Семья».

Пальчики дружные                          гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка                 указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка                 дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка                  дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка                 дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я,                        дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья!                      Выполнить движение «фонарики».

«Замочек».

На двери висит замок              Соединяем руки в замочек, переплетая пальцы

Кто его открыть бы мог?

Покрутили,                                     Поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев

Потянули,                 Раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены

Постучали,           Ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли!            Расцепляем пальцы.

«Мой веселый круглый мяч».

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Одежда».

 

Я надену сапоги,       Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

«Игрушки».

Я с игрушками играю:  Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Мячик я тебе бросаю,   Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».

Пирамидку собираю,    Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.

Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».

«Ягоды».

С ветки ягодки снимаю,        Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.          Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко,        Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.        Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках  «убегают» как можно дальше.

«Посуда»

 

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец  придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

«Мальчик-пальчик».

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику

Пальчик-мальчик, где ты был?  Поднимаем большой палец и обращаемся к нему

С этим братцем в лес ходил.       Разгибаем указательный палец

С этим братцем щи варил.         Разгибаем средний пальчик

С этим братцем кашу ел.           Разгибаем безымянный пальчик

С этим братцем песни пел.        Разгибаем мизинчик. Затем руки можно поменять.

  

«Домашние животные».

 

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

«Овощи - фрукты».

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Наша Бабушка».

Наша бабушка идёт             хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками

И корзиночку несёт             пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой  руки

Села тихо в уголочек           положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек     имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали     мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки,    развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки?         «вязание на  спицах»

«Зима»

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

 

«Муха строит дом».

Ох, ох, что за гром?      Ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.    Изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук,        Изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух.         Двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

 

«Кораблик».

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки, только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

«Тики-Так».

Тики–так, тики-так,             указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать

Так часики стучат                ими вправо-влево.

Туки-так, туки-так,              пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг

Так колёса стучат.               к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к  себе, не отрывая ладоней друг от друга.

Туки-ток, туки-ток              сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Так стучит молоток.

«Новогодний праздник».

Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

«Зимние забавы».

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.    Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят  в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.  Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.  Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

 «Лодочка».

Две ладошки прижму     Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

- Это лодочка моя.

Паруса подниму,             Поднять выпрямленные ладони вверх, затем имитировать движения волн и рыбок

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

«Сказки».

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:  Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.   Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!   Показывают большой палец.

«Наша армия».

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!    Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

«Наши мамы».

              Много мам на белом свете,

            Всех их очень любят дети!   Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

     себя за плечи.

            Журналист и инженер,

           Повар, милиционер,

          Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -   Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца,            сначала на одной, затем на другой руке.

          Мамы разные нужны,    Сжимают обе ладошки в «замочек».

          Мамы разные важны!       Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

«Насекомые».

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:    Сжимаем и разжимаем пальцы

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.    Поочередно сгибаем пальцы в кулак

Это кто же тут звенит?             Вращаем мизинцем

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                                Прячем руки за спину

 

«Времена года».

                Круглый год!

              Круглый год, круглый год!    Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

большим пальцем.

                 За зимой весна идет,

              А за весною следом

             Торопится к нам лето.

             И у кого не спросим -

             Идет за летом осень.

            А за осенью сама

           Вновь идет, спешит зима.      Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики 1 младшая группа

Упражнения для детей 1 младшей группы «Здравствуйте, пальчики» Здравствуй, большой пальчик,Здравствуй, указательный,Здравствуй, средний,Здравствуй, безымянный,Здравствуй, мизинчик,Здравствуй...

Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа

Упражнения для детей 2 младшей группы  «Прилетели гули» русская народная потешка Прилетели гули, гули-голубочки.Сели на головку, на головку дочке.Ты, моя дочка, помаши ладошкой.Кыш-кыш-...

Картотека пальчиковых игр для младшей группы

Оформленная картотека пальчиковых игр для младшей группы на год и рекомендации по их проведению...

Картотека пальчиковых игр для младшей группе

у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики) У Алешки – две картошки. У Сережки-сорванца – два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки. Да еще у Петьки две хвостатых редьки. На баз...

Картотека пальчиковые игры, первая младшая группа

Картотека пальчиковой гимнастики, первая младшая группа;По темам недели учебного года...