Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Раимбакиева Марианна Флоровна

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника".

Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы положительно влияют  на речевое творчество детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МБДОУ «Усть – Ишимский детский сад №1»

             Методическая идея на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста                      средствами   мнемотехники»

Выполнила:

Раимбакиева М. Ф


Развитие речи детей дошкольного возраста средствами   мнемотехники.

Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие  по-прежнему признают наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Кроме того, в последние годы количество детей,  имеющих нарушение речи, не уменьшается, а увеличивается.

При этом современная система дошкольного образования  дает право за педагогом в выборе направлений программно-методического обеспечения образовательного процесса. То есть, педагогический коллектив может  самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а, следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, форм, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования.

В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов  в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

Работая с детьми  и сталкиваясь с проблемами в обучении, я  пришла к выводу,  что нужно искать вспомогательные средства, облегчающие,  систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала и способствующими развитию речи дошкольников. Одним из таких средств, на мой взгляд, отвечающий всем требованиям современности,  является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

В результате использования  мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Развивается мелкая моторика рук.

Идея мнемотехники: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

Использования мнемотехники  в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Цель  – формирование связной речи детей  дошкольного возраста средствами мнемотехники.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1.Изучение  проблемы  по развитию речи в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть  особенности развитие речи  детей дошкольного возраста

3.Выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.

4.Проверить эффективность использование мнемотехники по развитию речи в условиях педагогического эксперимента.

5.Разработать рекомендации для родителей по мнемотехники.

Актуальность  данной темы, заключается в том, что развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники  облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала на НОД, а также  формирует навык практического использование приемов работы с памятью.

Начальный период предполагал  изучение научно - педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, подбор и создание дидактических пособий.

В своей работе я опираюсь на работы: Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические мод

Мнемотехнику можно использовать при пересказе рассказов и сказок, при составление рассказов, при заучивание стихотворений, в играх.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст.

Данная работа оказывает эффективность речевого развития у дошкольников средствами мнемотехники: использование мнемотехники  положительно влияет на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

    Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию

связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее

значимая и эффективная работа. Начав работать по методике мнемотехники в

своей группе, я сделала вывод, что использование мнемотаблиц позволяет детям

легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и

воспроизводить её.

  Таким образом, мы видим, что мнемотехника позволяет  эффективность

коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но может быть,

как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации

процесса развития навыка связной речи, детей дошкольного  возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...

Проект на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он  заговорит. Ушинский К.Д.      Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития пам...

Семинар «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художест...

Методические рекомендации. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства.

В материале представлена программа  ознакомления дошкольников с архитектурой Санкт - Петербурга "Дети и город" и даны методические рекомендации по организации деятельности работы педаго...

Семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"

quot; Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"...

«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)

Методическая разработка по развитию речи дошкольников средствами мнемотехники для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО  и...