Как слово наше отзовётся? Речевое развитие ребёнка.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Перфилова Марина Борисовна

Дорогие читатели! Развитие речи у ребенка – тема, безусловно, важная для всей семьи. Какие факторы влияют на развитие речи? Почему сегодня дети начинают говорить позже, чем их бабушки и дедушки? Современные гаджеты, компьютер и телевизор – враги или помощники для родителей? На эти и другие вопросы я попросил ответить специалиста по развитию речи Светлану Владимировну Кидову, мою коллегу, работающую в Педиатрическом центре при «Родильном доме на Фурштатской».

 

Многие отмечают, что сейчас многие дети начинают позже говорить по сравнению с их бабушками, дедушками. Так ли это? С чем вы это связываете? С перегрузкой информацией?

На мой взгляд, это действительно так. Причину этого я вижу в том, что мы стали менее внимательны к детям. Мы много возимся с компьютерами, а с детьми стали меньше заниматься. Раньше наши бабушки активно занимались детьми, играли, читали. Кроме того, в детских садах была очень активная программа.
Что, на ваш взгляд, сегодня задерживает формирование речи?
Во-первых, это социальные факторы. Прежде всего, элементарные педагогические ошибки. Мы не умеем слушать собственных детей: включаем ему мультик, чтобы он не приставал, даем соску, чтобы не кричал, бутылочку с питанием, сам сосал питание. Получается, что у ребенка нет никакого стимула говорить. Причиной задержки развития речи может стать и гиперопека: родители понимают ребенка с первого слова, и ему не нужно говорить самому, его и так поймут.
Вторая группа причин задержки темпов речевого развития связана с недостаточностью сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. Это нарушение фонематического восприятия (не умеет различать разные фонемы), моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса. Тут нужно обратиться, прежде всего, к неврологу, логопеду и посмотреть, в чем же все-таки причина. Нередко комбинируются социальные факторы и неврологические проблемы. Ну и наконец, настоящая беда – это детское одиночество, когда в семье проблемы и ребенок предоставлен сам себе.
Что еще может задерживать речевое развитие? Для правильного речевого развития ребенок должен видеть артикуляцию. Когда вы читаете книгу ребенку, разворачивайте ее к нему и наклоняйтесь, чтобы ребенок видел, как вы говорите. Я не рекомендую включать аудиосказки детям с 3 лет. Почему? Малыш не видит артикуляции и воспринимает аудиосказку как шумовой эффект. Этого не должно быть. Если нужно отвлечь ребенка, скажем, в машине, пусть это будут песенки, но не аудиосказки.

Что делать тем родителям, которых беспокоит речевое развитие ребенка?

Если вы беспокоитесь по поводу речевого развития ребенка, сходите к логопеду, неврологу, так как часто на речевом развитии сказываются неврологические проблемы. Обязательно надо исключить нарушение слуха у ребенка. Может потребоваться и семейный психолог как третье лицо, которое поможет супругам договориться, найти решение проблемы. Я очень часто направляю к семейному психологу родителей ребенка при логоневрозе.
В случае гиперопеки и других педагогических ошибок важно изменить условия воспитания и тип родительского поведения.
Развивайте артикуляционную моторику и речевое дыхание. Очень рекомендую заниматься этим папам. Папы обычно делают это весело и здорово, им это очень нравится.

Технологии и семья.
Мы на Клубе отцов посвятили 2 встречи обсуждению темы «Технологии и семья». Некоторые отцы поделились своими наблюдениями, как их дети начинают сердиться, изо всех сил привлекать к себе внимание, когда родители с головой ушли в свои смартфоны или ноутбуки. Чувствуют, что они при этом отдаляются.

2Сегодня мы, родители, нередко пытаемся развивать детей с помощью новых гаджетов, однако с этим надо быть очень осторожными, соблюдать меру и не заменять техникой живое общение. Покажу на живом примере. Недавно общалась с одной семьей. Мама рассказала, что ее ребенок отлично показывает цвета, формы, но на айфоне. Я предложила проверить, но на моей программе. Ребенок стал путаться и теряться ни цвет не может определить, ни форму, ни размер. Делаем вывод: он просто запомнил расположение изображений на экране.
Дети легко осваивают новые технологии, но полностью полагаться на них в плане развития ребенка не следует, эта замена не полноценная.
Почему я еще плохо отношусь к компьютеру? Никакой компьютер не научит ребенка понимать эмоции и мимику. Сегодня не все дети способны считывать эмоции, и это тенденция нашего времени. Отсюда и проблемы с поведением у детей. Ребенок должен учиться понимать эмоции у реального человека, а не с мультяшного или компьютерного персонажа. Малыш улавливает изменения настроения у мамы: когда мама сердится, радуется, беспокоится. В компьютере нет эмоций: там есть звуки и просто изменение цвета. Но ваше лицо, когда вы злитесь, например, краснеет не так ярко, как в компьютере.

Развитие эмоциональной сферы должно быть первостепенным по сравнению со всем остальным. Рассматривайте картинки и описывайте эмоции: мальчик радуется, мальчик грустит. Потом можно поиграть: покажи, как ты радуешься, как ты грустишь. Такие занятия способствуют тому, чтобы малыш начал понимать эмоциональное состояние. Но само это не придет – этому надо учить. Неспособность ребенка считывать эмоции — это тревожный сигнал в отношении его развития.

А как Вы относитесь к телевидению?

У нас дома телевизор редко включается. Как-то мой собственный ребенок преподал мне урок: он зашел в комнату, где я смотрела телевизор и спрашивает: «Мама, как ты можешь смотреть телевизор? Вот рассказывают про какой-то фестиваль, а потом сразу же про случившееся у детей горе». И вправду, вся информация подается одинаково, поэтому для меня телевизор – просто звуковой фон. А ребенок зашел и в шоке, как это мама никак не реагирует сообщение, которое должно бы тронуть. Он недоумевает, почему у меня нет никакой эмоциональной реакции на то, что там происходит, почему я стала такой бездушной, бессердечной. И он был прав!
Чтение детям.

3

Когда нужно начинать активно читать детям?

Я считаю (и со мной согласятся многие специалисты) : детям нужно читать, начиная с 6 мес. Это поначалу могут быть простейшие потешки, прибаутки. То, чем владели наши бабушки. С 6 месяцев можно уже рассматривать книжки. При этом лучше игрушки чередовать с книжками, чтобы ребенок привыкал к изображению на плоскости и вообще к книге. С 9 месяцев можно уже великолепно читать с ребенком, хоть его и хватает ненадолго.

Есть родители, которые говорят, что их ребенок не читает… А насколько распространена ситуация, когда ребенок не хочет читать?

Как правило, дети хотят читать, они хотят подражать вам, родителям. Когда ребенок прочтет первый слог и увидит счастливую маму, я вам гарантирую, что он захочет дальше читать. Чаще всего есть причина, по которой у него не получается это сделать: или не понимает, и тогда надо разобраться, почему, или же вы делаете что-то неправильно, не владея методикой обучения.
Не надо его сажать себе на руки, не надо его звать и говорить: «Пойдем почитаем». Вы садитесь и читаете сами себе. Я вас уверяю, когда вы начнете делать это в пятнадцатый раз, ребенку станет жутко интересно, что же папа или мама там делают. Он к вам подползет посмотреть, что же там происходит. Можно даже провоцировать малыша: не показывать ребенку книжку. Это вызовет еще больший интерес. Я учила своего ребенка так: рассказала ему, как читала книги ночью с фонариком под одеялом, как меня ругали, запрещали. Ему стало очень интересно и он тоже начал с фонариком читать.

Это очень оригинальный и ценный совет.

Если ребенок послушал несколько страничек, а потом хочет перелистывать, ничего страшного. Если он перелистнул книгу к концу, прочитайте конец. Ему может еще не хватать внимания. Не все книжки ребенок может хотеть читать —  по некоторым книжкам, которые он уже хорошо знает, у него может возникнуть желание поговорить.

Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок начал читать как можно раньше. Насколько это оправдано?
Когда вы что-то даете ребенку или чему-то обучаете, прежде всего, нужно ответить на вопрос: «зачем?» Я не понимаю, зачем в 2 года учить ребенка читать. Чтобы хвастаться на площадке, что ребенок это умеет? Когда мне мама ребенка говорит «Я хочу, чтобы он у меня в 3 года читал», я всегда спрашиваю «зачем?». Ребенок в 3 года физически не способен прочитать книжку, которая ему уже необходима по возрасту. Если в 4 года он будет читать «Колобка», то это будет тормозить развитие ребенка. В 4 года ему нужно читать уже более серьезные книжки, иначе чтение не будет увлекательным для ребенка процессом.

По моему опыту, дети по-настоящему начинают читать и любить книгу где-то со 2 класса. К 1 классу они только совершенствуют понимание прочитанного, а во втором классе уже четко видно, любит он читать или не любит. Если ребенок рано начинает читать, это не факт, что он не делает это механически. То же самое может произойти и со счетом. Например, дети с дефектами психического развития могут прекрасно считать до ста, до тысячи. Малыш пересчитал грибочки: 1,2,3,4,5, а сколько их, сказать не может. Я спрашиваю: «Так сколько здесь грибочков?», а он опять считает: 1,2,3,4,5.
Замечу еще: очень часто, когда ребенок овладевает чтением, родители перестают читать ему, а это очень важный процесс для развития ребенка.

Хотела бы обратить внимание родителей на следующий важный момент. Очень многие начинают обучению чтению с 3-4 лет, знакомя с буквами, а не со звуками. Я очень не люблю звуковые книжки и развивающие компьютерные игры для детей раннего возраста, так как в большинстве случаев они рассчитаны на то, чтобы ребенок выучил букву, а не звук. Это мешает чтению. Потом дети приходят ко мне в 4 года и начинают: «мэ-а-мэ-а». Отучить от этого очень тяжело. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обучался правильно, прочитайте хорошие книги или отдайте ребенка специалисту. Обращайте внимание на бабушек, которые часто пытаются научить детей рано читать.

логопед
Светлана Владимировна, так как же разговорить молчуна?
Есть ряд важных принципов, подходов к тому, как благотворно влиять на речевое развитие ребенка.

Первое и очень важное: если ваш ребенок не говорит, ни в коем случае не наседайте на него со словами «Скажи» и «Повтори»! Есть такое понятие, как речевой негативизм. Если вы ребенку будете постоянно говорить эти слова, он никогда у вас не заговорит. Так, если вас постоянно будут просить сделать то, что вы не можете, вы очень быстро потеряете к этому интерес. Все, что вы можете – это делать большие паузы. Если вы читаете какое-то стихотворение и хотите, чтобы ребенок его продолжил, вы останавливаетесь и делаете паузу. Закончил строчку – ура! Все радуются, хлопают. Не закончил, читаете спокойно дальше сами. Не расстраиваетесь, не показываете ребенку своего разочарования. Детям, если они чувствуют, что у них что-то не так, что они не могут заговорить, с этим комплексом потом очень трудно справиться. Они не хотят говорить ни с кем. То же самое с заикающимися детьми. Если у ребенка есть какие-то запинки в речи, не надо его поправлять. Этим вы его внимание фиксируете на запинке, на заикании.
Весь процесс «вызывания речи» должен проходить на положительных эмоциях, без каких-либо насильственных действий и при непосредственном участии взрослых.

Хочу немного остановиться на заикании в раннем возрасте, что часто происходит. Ребенок может начинать активно говорить, например, в год и 5 месяцев, постепенно появляются первые предложения. Это, конечно детская речь, но вы все понимаете. Ребенок хочет многое сказать, но он не способен еще это активно произнести, он не способен построить предложение, эмоций много, а сказать не может. Вот тогда и появляются запинки в речи.

У моей младшей  это было в 2 года с небольшим. По счастью, прошло через несколько дней.

Очень часто запинки появляются у детей, которые начинают рано говорить. Как это приостановить? Вы спокойно просите, чтобы он остановился и медленно что-то рассказал. Не побуждать – «Говори, говори!», а активно слушать. Активное слушание – это когда вы даете обратную связь ребенку, что вы его слышите. Вы практически проговариваете ребенку то, что вы услышали от него. «Я тебя понял, ты хотел сказать, что машина едет по дороге». Ребенок ответит: «Да». Он услышит, таким образом, как правильно это сказать, и наберется уверенности, поняв, что его услышали, поняли. Именно так вы помогаете ребенку.
Никогда не показывайте, что вы расстраивайтесь из-за того, что он что-то не сказал. Когда вы много ожидаете от ребенка, а он не соответствует вашим ожиданиям, вы-то решили, что он будет это делать, а он не делает, то нередко возникает раздражение. Надо научиться не расстраиваться. Это самое сложное. Научить маму не расстраиваться – это задача папы.Относитесь ко всему проще, спокойнее.

Итак, когда ребенок использует свои простейшие слова-обозначения, мы первоначально активно слушаем. Например, он говорит «авава», мы переводим: «ты хочешь, чтобы я позвал собаку». Но до каких пор принимать слова ребенка, а когда начинать говорить: «не понимаю, о чем ты?».

«Не понимаю» — никогда. До тех пор, пока ребенок не заговорит. Если родители не понимают, то у ребенка сразу опускаются руки. Пытайтесь переводить все в игру. «А как большие детки бы это сказали»? «А как мама это скажет?» «Не понимаю» даже в 4 года, когда дети уже осознают свои речевые ошибки, не произносите. Для этого возраста у меня есть любимая игра «Малышка». Я выступаю в роли малышки и говорю неправильно, а ребята — логопеды и меня исправляют. Хотя только что сами неправильно говорили. Общение с детьми — это вечная игра, и нужно постоянно искать какой-то подход к тому, как с ними договориться.

Развитие мелкой моторики и развитие речи
Светлана Владимировна, считается, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Так ли это?

Да, это так. Чем больше мы развиваем мелкую моторику у ребенка, тем лучше он будет говорить. Эти зоны в мозге расположены рядом. Начиная с самого раннего возраста, можно массировать пальцы рук ребенка, разминать, стимулировать щеточкой. Потом заниматься пальчиковой гимнастикой и играми.  Хороши любые игры для пальчиков. Можно строить теневой театр и показывать всей семьей какую-нибудь сказку. Чем больше ребенок будет перебирать мелкие предметы, перекладывать их, используя 3 пальчика (есть дети, которые двумя берут), тем лучше и быстрее он сможет правильно держать ручку, более красиво писать. Это все связано с речью.

Хочу остановиться на развитии руки. Часто дети хватают карандаш, зажимая в кулаке. До 2 лет это разрешаем, после 3 лет начинаем формировать правильный захват пальцами. Переучивать с кулака очень сложно. Сейчас есть интересные штучки, называются «ручка-самоучка» и продаются, например, в магазине «Семь пядей». Они помогают правильно держать ложку, китайскую палочку и ручку. Это специальные накладки, которые надеваются на ручку. Их начинают использовать с 2,5 лет. Лучше покупать несколько и закрепить на карандашах, ручках, ложках. Очень хорошо в садик давать, так как в садике не очень обращают внимание на то, как ребенок рисует. Кстати, раньше мы руку не «ставили», этим занимались только в школе. А сейчас мы все начинаем делать раньше, и многие родители не понимают, как правильно дать ребенку ручку. Ручки-самоучки выпускаются и для правшей, и для левшей.

4

Социализация ребенка и развитие речи
Для того чтобы ребенок правильно развивался, очень важно социализировать малыша. Это могут быть просто детские встречи, детские знакомства, организованная игра в песочнице.

Слово «социализировать» для меня имеет какой-то казенный оттенок.

Нет, социализация подчас может быть просто организованной игрой. Ребенок сам не может играть в песочнице, его надо научить играть с другими детьми. Пусть ребенок чаще встречается со своими друзьями.

А детский сад способствует речевому развитию?

Никто не будет спорить, что когда ребенок идет в сад, он начинает активнее разговаривать. Почему? За то время, что он с вами прожил, он понял, как вами манипулировать, как подойти к маме, к папе. А там появляется новая тетенька-воспитатель, появляются дети, у которых свое «Я». И уже так просто игрушку не возьмешь – можно этой игрушкой и по голове получить. Поэтому надо заговорить, чтобы попросить, чтобы защитить себя. Это хороший толчок.
Я считаю, что детей нужно отдавать куда-либо в детский коллектив. И речь не идет не только детском саде. Это может быть группа кратковременного пребывания, где ребенок находится 2-3 часа. Здесь он сможет понять, как себя вести, сможет побыть среди детей и принять участие в общих играх.
Что касается детского сада, не все дети должны посещать его – это вообще вещь очень индивидуальная. Он изначально искусственно создан. Раньше сады заменяли большие семьи, где дети учились друг у друга и у мамы. Но, безусловно, дети многому учатся в саду. Очень часто дети только в садике начинают овладевать игрой, а дома их этому не учат.
Игры и речь
Играть и говорить должны учить родители. В больших семьях обычно старшие учат младших, а если у вас первый ребенок, то вы должны научить его играть. На мой взгляд, тут очень важны папы.

В чем же своеобразие папиного влияния в игре?

Моих детей больше муж учил играть. У меня был такой случай. Муж прочитал с детьми сказку А. С. Пушкина, после чего они удалились в комнату играть. Прихожу, смотрю, лежит муж на ковре, спит, храпит громко. Младший его будит и говорит: «Пап, рот открой, корабли пошли». Они почитали сказку, теперь папа превратился в кита, а дети на нем строили город. Вы видите, как папы творчески подходят к этому. Вот так им удается и поспать, и отдохнуть, и детей заинтересовать игрой.
Мама постоянно с ребенком. Для нее общение с ребенком в некотором роде рутина, она может терять интерес. И для того, чтобы вернуть ей его, папа должен показать ей, как это здорово.

папа и сын

Что главное в игре? Должна игра заканчиваться каким-то результатом?

Игра должна доставлять, прежде всего, удовольствие. И тут важен сам процесс. Дети играют долго, до 14 лет. Они проигрывают ситуации, которые для них жизненно важны. Например, мальчишки не просто играют в солдатики, а прорабатывают ситуацию, когда им страшно, например. У меня мальчики, я по ним вижу. Я видела реально, что мой ребенок (он в 4-м классе) проигрывает ситуации, связанные с войной. Мы поняли, что он слишком много услышал того, что ему не нужно слышать, побывав у бабушки и посмотрев все новости по телевидению.
И еще одна важная рекомендация. Я советую установить в семье традицию: когда ребенок играет, не должно быть никакого шумового фона: аудиосказок, ТВ и прочих звуков. Они отвлекают.

В своем комментарии к статье на блоге о влиянии медиа на развитие ребенка наша читательница сообщила о том, что ребенок стал спокойнее, уже буквально на следующий день после отказа от просмотра ТВ в присутствии ребенка.

дети

Но главное даже не это, а то, что ребенок приучается жить в шуме. Он должен научиться слушать и слышать, а также слушать тишину. Очень часто, если в семье постоянно ведется звуковая атака на детей, дети, приходя в лес, начинают дико кричать. Они не могут находиться в тишине, у них это вызывает жуткое беспокойство. Это страшно. Они не могут послушать птиц или жужжание жуков. Они привыкли к более яркой звуковой среде. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем доме это было минимально.

Музыка для развития

А как влияет музыка на речевое развитие ребенка?

Музыка развивает фонематический слух ребенка. Музыка, а именно пение незаменимо для детей с заиканием и запинками. Ребенок начинает петь фактически с началом гуления и лепета. Младенцы пытаются делать это протяжно, используя разные тоны. Чем раньше ребенок начнет заниматься на каких-то занятиях, где сможет петь, тем раньше он заговорит. Когда мы говорим, мы произносим гласные быстро и практически не слышим гласных звуков. А дети начинают овладевать речью с гласных звуков.  Когда мы поем, мы растягиваем эти гласные, и звук становится понятным для ребенка. Он понимает, как артикулировать этот звук, как широко открывать рот. Сейчас есть очень хорошая методика Олеси Железновой по музыкальному развитию ребенка, начиная с 1,5 месяцев. Называется «Музыка с мамой». У нее разработаны специальные зарядки для детей и их родителей.

Хорошо ли, когда музыка постоянно окружает ребенка?

Вы можете включать, но на какое-то время. Это должно быть в режиме занятия, а не в режиме фона. Если она активно слушается, например, 20 минут, когда все в семье поют, тогда это замечательно. Когда же музыка превращается в шум,нервная система ребенка перегружается от большого количества звуков. А когда музыка играет постоянно, вы ее не слышите.

музыка
Стоит ли изучать иностранный язык с раннего возраста?
С логопедической точки зрения нужно ли раннее изучение или же лучше сначала освоить родной язык?
Если в семье двуязычие, все очень просто: мама должна говорить на своем родном языке с ребенком, папа должен говорить на своем родном языке с ребенком. Родители могут дополнительно между собой еще общаться на 3 языке. Не сразу, но постепенно ребенок начинает четко определять, какие слова мамины, какие слова папины, какие общие. Тогда он быстро выучивает 2-3 языка. Однако у таких детей обычно наблюдается темповая задержка речевого развития, это их особенность. С 5 лет дети обычно начинают уже четко планировать свою речь, то есть у них четкие, грамотно построенные предложения, правильно используются предлоги, падежи. Для остальных детей, для тех, у кого в семье не говорят на разных языках, лучше отложить знакомство с другой языковой системой до 6 лет, особенно, если есть неврологические проблемы.
Есть сегодня и такое: родители с 6 месяцев жизни ребенка нанимают двуязычную няню. Я бы посоветовала, перед тем как принять такое решение, проконсультироваться со специалистами и с педагогами.

Раннее изучение иностранных языков может способствовать появлению у некоторых детей дефектов звукопроизношения. Их можно выявить на раннем этапе, например, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков. Основные признаки: у ребенка все время открыт рот, а язык находится между зубами. В этом случае нельзя изучать английский язык до тех пор, пока не будут «поставлены» правильные звуки. Если у ребенка есть горловое произношение звука «р», нужно сначала «поставить» русское «р», а затем идти изучать французский. Конечно, английский язык развивает фонематический слух, так как ребенок сталкивается с большим количеством звуков. Но все зависит от нервной системы ребенка. Если он способен воспринять это, то замечательно. Но некоторых детей можно перегрузить и оказать негативное воздействие.

Конечно, многое зависит и от того, для чего вы изучаете язык. Если вы собираетесь жить за границей уже в ближайшее время – да, конечно, изучайте. Если нет, я Вас уверяю, что ребенок, который с 4-6 лет начинает изучать другой язык, он его выучит быстрее и даже где-то лучше, поскольку он будет подходить к этому более осознанно.

Но тут есть такой нюанс. Очень часто родители отдают детей в английский сад, где с ними говорят только на английском языке. В этом случае легко потерять всю грамматику русского языка. И дальше, когда приводят ребенка для подготовки к школе, мы приходится разбираться со строением собственного языка. Мы, например, говорим: «апельсиновый сок, апельсиновое варенье». В английском же все просто: совсем нет меняющихся окончаний. У нас очень много уменьшительно-ласкательных понятий. Вдруг ребенок, который все это говорил в 3 года, приходит ко мне перед школой и не может сказать «стульчик». «Стул» может сказать, а «стульчик» нет. Не всегда правильно эти детишки используют предлоги, хотя предлоги есть в обоих языках. Особенно это касается сложных предлогов: «из-под», «из-за» и.т.д.

Если у вас ребенок учит второй язык, то вы не должны упустить свой, родной. Кроме того, очень страдает словарный запас. Когда дети-«полиглоты» приходят перед школой, то демонстрируют «бытовой» словарный запас английского языка и такой же словарный запас русского языка. Я считаю, что это плохо, когда у ребенка, идущего в школу, «бытовой» русский язык. Возможно, оптимально нанимать параллельно педагога по развитию русской речи и педагога по развитию английской речи. Если ребенок двуязычный, то нередко им занимается и наш логопед, и иностранный.

алфавит
И, наконец, главное, на что я хотела бы обратить ваше внимание, говоря о детишках с задержкой речевого развития. Ведь необходимо развивать память, внимание, мышление, пассивный словарный запас: даже если он не говорит, вы должны его развивать. Темповая задержка речевого развития бывает часто. Но если задерживается речь, то часто задерживаются и другие психические процессы.
Мы поговорили об общих рекомендациях по речевому развитию и развитию в целом. Я знаю, что у Светланы Владимировны подготовлено много рекомендаций для родителей по проведению упражнений для артикуляции и дыхания, которые могли бы делать они сами. Планируем обсудить это в будущем.

Внимание: вышла в продажу электронная книга рекомендаций врача-педиатра и коллеги Светланы Владимировны Е. Демиденко: «Ваш малыш до года: радость вместо тревог». Опыт 22-летней врачебной практики: ответы на самые насущные вопросы родителей:
cover

И, конечно, приглашаем вас подписаться на новости нашего блога,чтобы узнавать о новых статьях на тему детского здоровья и не только.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

«Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей 4-5 лет»

Развитие речи важно для развития мыслительной способностиребёнка,а долг воспитателя – научить его логически мыслитьи связно выражать свои мысли»К.Д. УшинскийРечь, во всем ее многообразии, ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Художественное слово как средство речевого развития детей раннего возраста

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния художественного слова на уровень речевого развития детей раннего возраста. Здесь мы рассмотрим насколько детская литература и фольклор важны на дан...

«Влияние речевого окружения на раннее речевое развитие ребёнка».

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой ...