Художественное слово как средство речевого развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Елисова Анастасия Анатольевна

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния художественного слова на уровень речевого развития детей раннего возраста. Здесь мы рассмотрим насколько детская литература и фольклор важны на данном этапе развития, какие умения и качества они формируют, а также подробнее ознакомимся с данным средством речевого развития на примере малых форм фольклора авторов Южного Урала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Редченко Анастасия Анатольевна

Воспитатель, стаж работы 4 года

МАДОУ - детский сад №233 г. Екатеринбург

Художественное слово как средство речевого развития детей раннего возраста

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния художественного слова на уровень речевого развития детей раннего возраста. Здесь мы рассмотрим насколько детская литература и фольклор важны на данном этапе развития, какие умения и качества они формируют, а также подробнее ознакомимся с данным средством речевого развития на примере малых форм фольклора авторов Южного Урала.

Ключевые слова: художественное слово, фольклор, уникальность, дети раннего возраста, малые формы фольклора.

Первый принцип федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обязывает нас заниматься поддержкой разнообразия детства; сохранять уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому нам  необходимо  как можно лучше обогатить личностное развитие детей с помощью широкого спектра разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Именно художественное слово - детская литература и фольклор играют важную роль в процессе развития речи детей раннего возраста.

Художественное слово способствует развитию ряда умений у ребенка, таких как умение вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл; умение ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства. Также развивает такие качества, как  словотворчество и образность речи детей. Помогает становлению нравственного развития личности ребенка.

Именно с помощью фольклорных произведений, характеризующихся богатством, яркостью речи,  происходит приобщение детей раннего возраста к устному народному творчеству. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать и вводить в повседневный разговор  пестушки, заклички, потешки, прибаутки и колыбельные.

Многие авторы по всей России работали над проблемой развития детей на идеях народной педагогики. Например, в работах Л. Парамоновой, М. Гутар и Е. Балко подчеркивается, что «принадлежность маленького человека к человеческому роду, порождающая его универсальность, обеспечивает ему открытость к культуре». Филосов В.С. Библер пишет о диалоге культур, который представляет собой основу универсальности. И.С. Кон и В.С. Мухина считают, что развитие человеческого в ребенке сопровождается процессом идентификации с одним или несколькими сообществами.

 Необходимость передачи детям универсального наследия стала толчком в создании ЮНЕСКО совместного проекта «Ребенок – посланник и носитель культуры, реализовать которую могут как страны, так и отдельные регионы».

 Так в целях воспитания и развития детей на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой, Л.В. Градусовой, Е.Г. Лопатиной и В.И.Турченко была разработана программа «Наш дом – Южный Урал», которая помогает не только развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действенный интерес к народной культуре, но и обогащает интеллектуальную, информационную сторону ребенка, способствует его приобщению к народной культуре.

В своей работе с детьми раннего возраста я всегда стараюсь максимально использовать разнообразные потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные, тем самым на протяжении всего дня вызывать у малышей  эмоционально – положительное отношение и сохранять радостное настроение.  

С помощью ручек и пальчиков мы с детьми в процессе игры осваиваем потешки. Так, играя с пальчиками ребенка, я приговариваю:

- Мальчик - пальчик,

Где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

С этим братцем щи варил,

(разгибается средний)

С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец).

Пестушки мне помогают в проведении необходимых для ребенка гигиенических и физических процедурах. В процессе умывании, чтобы привлечь внимание детей, я говорю:

Мою ручки до локтей,

Я водой похолодней.

А потом лицо и шею

Я намылю поскорее.

Стану сразу чистый-чистый,

И веселый, и лучистый.

Осваивать навыки ходьбы весело и непринужденно  помогает следующая пестушка:

Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Чтобы обучить ребенка различным движениям руками, чаще всего  использую:

- Лады - лады - ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Что на закуску?

- Кислую капустку.

Во время приема пищи, пытаясь вызвать у детей желание есть, проговариваю такую прибаутку:

Это – ложка,

Это – чашка,

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Как же так?

В сон - час не всем деткам удается быстро уснуть, присаживаясь рядом и поглаживая ребенка, напеваю колыбельную:

Ай, люлю, люлиньки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал мой Юра засыпать.

Наша работа будет наиболее эффективна, если работать в тандеме с родителями воспитанников. Поэтому мы используем информационные стенды, где вывешиваем не только информацию, касающуюся организационных моментов, а также план действий на неделю по  определенной теме, по которому мы работаем. Создаем буклеты с основными прибаутками, потешками, пестушками и стишками, чтобы родители  дома самостоятельно продолжали заниматься с детьми, тем самым закрепляя у детей полученные знания в садике.  

Исходя из своего опыта работы, я поняла одно важное условие успешного развития речи у детей раннего возраста – это каждодневное повторение полюбившихся малых форм фольклора в течение всего дня, позволяющее положительно воздействовать как на детей, так и на процесс воспитания.

Библиографический список

  1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в схемах и таблицах/ Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н.Атаровой. – СПб.: КАРО. 2014. – 112с.
  2. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 212 с.
  3. Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста/ [сост. Т.Н. Крохалева]. – Челябинск: Взгдяд, 2007.- 175 с.
  4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: занятия, обогащающие внутренний мир ребенка. – Челябинск: Изд – во Марины Волковой, 2006. – 236 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.Тема: «Одуванчик».Цель: - продолжать знакомить с н...

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....

Бизиборд - как средство речевого развития детей раннего возраста

Младший возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.Речевые области мозга ребенка развиваются под влиянием импульс...

Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...