РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Темп развития речи детей зависит от условий воспитания,и главным образом продолжается от непосредственных воздействий взрослых.В педагогике имеются технологии ,направленные на развитие речи детей. Из всего многообразия методов и приёмов я выбираю дидактические игры, так как игра-ведущий вид деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи17.96 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Ранний возраст это совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л.С. Выготский писал, что он сенситивен во всем. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций.

Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Запорожец, А.А. Люблинская в своих исследованиях показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является условием его личностного развития.

Овладение речью - одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. С ее помощью ребенок учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. Овладение речью совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Именно речь позволяет малышу осознанно формулировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план.

Любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

Темп развития речи детей зависит от условий воспитания и главным образом от непосредственных воздействий взрослых. В педагогике имеются различные педагогические технологии, направленные на развитие речи детей раннего возраста. Из всего многообразия методов и приемов я выбираю дидактические игры, так как игра -  ведущий вид деятельности детей. Игра для маленького ребенка наиболее подходящая форма обучения. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, в игре реализуется его потребность взаимодействия с окружающим миром. Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей исподволь воспитывается способность сосредоточения на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей к игровому действию, возбуждая их интерес, педагог закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им.

В развитии активной речи выделяются два периода. Первый — с конца первого года жизни до полутора лет; второй — со второй половины второго года жизни до 2 лет. Каждый из них имеет свои особенности, качественные отличия.

Первый период в развитии речи детей на втором году жизни характеризуется интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Первые слова ребенка имеют ряд специфических черт, настолько отличающих их от речи взрослых, что они получили название автономной детск В этом возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого предложения, высказывания.

К полутора годам малыши охотно и легко повторяют за взрослыми произносимые ими слова. Когда взрослые поют песенку или говорят маленькие стишки, дети «подговаривают», повторяют их концовки, если они нетрудны по звуковому составу.

Итак, основным содержанием первого этапа речевого развития является овладение ребенком называнием предметов, лиц, ситуаций. Речь преимущественно служит для обозначения предметов на основе воспроизведения звуковых образцов взрослого (слов).

Построение их вначале бывает своеобразным. Так, подлежащее иногда помещается после сказуемого («убежал дядя»); дополнения ставятся на первое место («моко дай, мама»); отрицание оказывается в конце высказывания («Вита пакатьне»).

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом. Количество слов в активной речи достигает тысячи. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27 %), прилагательных (10-12%), появляются местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и чаще называет их цвет, форму. По мере развития речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. В три года ребенок усваивает слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.).

Вначале происходит усвоение наиболее распространенных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом. В речи ребенка встречаются ошибки, связанные с не владением редкими в употреблении формами. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание – «ов» (много «платков, ложков, ножов»).

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению.

На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь ребенок может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений.  Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Еще одна особенностей, характерная для детей данного возраста, - появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И. Чуковский.

Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, но он способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию,  запомнить и воспроизводить вместе с воспитателем стихотворение; к концу третьего года — пересказывать вместе с воспитателем сказку.

В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки и после многократного прослушивания запоминают их наизусть.

Таким образом, развитие понимания и активной речи ребенком на третьем году жизни, является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Именно в этот период формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт

В целом можно сказать,  что третий год жизни является этапом становления словесных форм воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

"Развитие речи детей третьего года жизни"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.Развитие речи - самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве и самым тесным образом...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использование ...