Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик.

 

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности.

При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо прежде всего иметь ввиду самоценное значение произведений для развития и образования детей. Уже само регулярное чтение и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию книги даёт в этом плане очень много при условии сбалансированного подбора разнообразных по жанрам и содержанию текстов.

Кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон, окрашивающий другие формы совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, как отправная точка, заинтересовывающая детей.

Если художественные произведения и используются в таком плане, то, как правило, ограничиваются их иллюстрированием (прочитали-порисовали на тему прочитанного) или прямым морализированием (прочитали-провели беседу о дружбе, взаимопомощи и т. п.).

Между тем, если внимательно отнестись к большим текстам можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательско-исследовательской и продуктивной деятельности.

Персонажи больших художественных произведений для детей обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми. Например, "Полетит или не полетит воздушный шар?" - гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки. (В чём тут дело? Попробуем сами провести опыт). Нарисуем карту страны Незнайки, какая она? (Освоение схемы - карты). (Н.Носов " Приключения Незнайки и его друзей"). Наметим на карте маршрут кругосветного путешествия капитана Врунгеля, а заодно познакомимся со сторонами света и компаса. (Освоение пространства мира (реального или вымышленного, но устроенного по аналогии с реальным). (А. Некрасов "Приключение капитана Врунгеля").

Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной продуктивной деятельности.

    Конечно, прежде всего отображение в рисунке драматических событий, происходящих с персонажами. Но задачи для творческой деятельности могут возникнуть и из размышлений персонажей. Например, "Как рисовать портрет?"- спрашивает Незнайка своего друга Тюбика и получает исчерпывающее объяснение. (Не попробывать и нам себя в этой сфере?).

Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (к примеру, доспехи для "Русских богатырей", элементы костюмов для персонажей "Сказки о царе Салтане..." А.Пушкина и т.п.), чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги.

Вымышленные и комбинированные миры больших повествовательных текстов просто требуют их творческого материального воплощения в виде макета. Это могут быть макеты Цветочного и зелёного городов (Н.Носов "Приключения Незнайки..."), острова Буяна (А.Пушкин "Сказка о царе Салтане...") и др. Макеты, созданные из разнообразных материалов, дети затем с удовольствием используют в театральных играх.

Такого рода использование больших художественных произведений не должно быть назойливо частым. Здесь необходимо чувство меры: можно обращаться к текстам только тогда, когда они сами "наводят" на определённую исследовательскую и продуктивную деятельность.

Итак, время от времени к чтению тех или иных глав больших текстов можно приурочить соответствующую продуктивную или исследовательскую деятельность, воспроизводящую и продолжающую поиски и исследования персонажей. При этом в выборе тематики нужно идти "вслед" за текстом.

Короткие художественные тексты, напротив, следует подыскивать специально для определённой темы, чтобы выделить предмет наблюдений, исследования, опытов. Например, можно обратить внимание детей на историю рукотворного мира через историю обычных вещей (С.Маршак "Вчера и сегодня"), погрузить в мир профессий (С.Михалков "А что у вас?", В.Маяковский "Кем быть") и т.п.

Конечно, вся эта "исследовательская" проблематика не исключает использования художественных произведений для осознания детьми разнообразных конфликтов, возникающих в их актуальных отношениях со взрослыми и сверстниками "здесь и теперь". С этой целью могут быть специально подобраны короткие тексты, дающие возможность увидить эти конфликты со стороны и понять, какими способами их можно разрешить.

Принцип использования художественных произведений как смыслового фона и подсказки может быть применён и к развитию детской речи: вместо скучного многократного пересказа или составления одного и того же рассказа по картинкам на обучающих занятиях - словесное творчество детей. Здесь можно наметить два пути.

Во-первых, полезным и увлекательным является инициированное взрослым воспроизведение и продолжение словесного экспериментирования персонажей из читаемых в данное время книг. Словесные игры и опыты персонажей становятся источником собственного словесного творчества детей - придумывание стихов, загадок.

Во-вторых, через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей (сюжетов), развивать сюжетосложение, как элемент словесного и игрового творчества. С этой целью используются произведения, где предлагается не один сюжетный ход, а несколько их вариантов-на выбор (Дж.Родари. Сказки, у которых три конца). Такого рода тексты можно использовать и как образец к совместной со взрослым игре-придумыванию, связанной с выстраиванием новых сюжетных последовательностей. Хорошим поводом для совместной игры-придумывания может служить любой увлекший детей сюжет большого художественного произведения, вызывающий желание продлить приключения полюбившихся персонажей (что было дальше с Незнайкой и т.п.)

Что касается ориентации в литературных жанрах, для дошкольников достаточно интуитивного понимания их особенностей, позволяющего практически отличать стихи от рассказа, рассказ от сказки. Это интуитивное понимание возникает в самом процессе чтения (восприятия) разнообразных художественных произведений, без какого-либо формального анализа "устройства" жанра на обучающих занятиях.

Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, взрослый сам должен хорошо ориентироваться в текстах.

Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: книга должна развивать ребёнка, но и одновременно- доставлять удовольствие.

 

Список Литературы

1)      Короткова Н.А Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007-208с.

2)      Гурович  Л.М. Ребенок и книга: Учебное пособие/ Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.В.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – СПб: Детство-пресс, 2002 г.

3)      Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы».   - СПб: Детство-пресс, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик.

 

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности.

При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо прежде всего иметь ввиду самоценное значение произведений для развития и образования детей. Уже само регулярное чтение и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию книги даёт в этом плане очень много при условии сбалансированного подбора разнообразных по жанрам и содержанию текстов.

Кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон, окрашивающий другие формы совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, как отправная точка, заинтересовывающая детей.

Если художественные произведения и используются в таком плане, то, как правило, ограничиваются их иллюстрированием (прочитали-порисовали на тему прочитанного) или прямым морализированием (прочитали-провели беседу о дружбе, взаимопомощи и т. п.).

Между тем, если внимательно отнестись к большим текстам можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательско-исследовательской и продуктивной деятельности.

Персонажи больших художественных произведений для детей обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми. Например, "Полетит или не полетит воздушный шар?" - гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки. (В чём тут дело? Попробуем сами провести опыт). Нарисуем карту страны Незнайки, какая она? (Освоение схемы - карты). (Н.Носов " Приключения Незнайки и его друзей"). Наметим на карте маршрут кругосветного путешествия капитана Врунгеля, а заодно познакомимся со сторонами света и компаса. (Освоение пространства мира (реального или вымышленного, но устроенного по аналогии с реальным). (А. Некрасов "Приключение капитана Врунгеля").

Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной продуктивной деятельности.

    Конечно, прежде всего отображение в рисунке драматических событий, происходящих с персонажами. Но задачи для творческой деятельности могут возникнуть и из размышлений персонажей. Например, "Как рисовать портрет?"- спрашивает Незнайка своего друга Тюбика и получает исчерпывающее объяснение. (Не попробывать и нам себя в этой сфере?).

Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (к примеру, доспехи для "Русских богатырей", элементы костюмов для персонажей "Сказки о царе Салтане..." А.Пушкина и т.п.), чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги.

Вымышленные и комбинированные миры больших повествовательных текстов просто требуют их творческого материального воплощения в виде макета. Это могут быть макеты Цветочного и зелёного городов (Н.Носов "Приключения Незнайки..."), острова Буяна (А.Пушкин "Сказка о царе Салтане...") и др. Макеты, созданные из разнообразных материалов, дети затем с удовольствием используют в театральных играх.

Такого рода использование больших художественных произведений не должно быть назойливо частым. Здесь необходимо чувство меры: можно обращаться к текстам только тогда, когда они сами "наводят" на определённую исследовательскую и продуктивную деятельность.

Итак, время от времени к чтению тех или иных глав больших текстов можно приурочить соответствующую продуктивную или исследовательскую деятельность, воспроизводящую и продолжающую поиски и исследования персонажей. При этом в выборе тематики нужно идти "вслед" за текстом.

Короткие художественные тексты, напротив, следует подыскивать специально для определённой темы, чтобы выделить предмет наблюдений, исследования, опытов. Например, можно обратить внимание детей на историю рукотворного мира через историю обычных вещей (С.Маршак "Вчера и сегодня"), погрузить в мир профессий (С.Михалков "А что у вас?", В.Маяковский "Кем быть") и т.п.

Конечно, вся эта "исследовательская" проблематика не исключает использования художественных произведений для осознания детьми разнообразных конфликтов, возникающих в их актуальных отношениях со взрослыми и сверстниками "здесь и теперь". С этой целью могут быть специально подобраны короткие тексты, дающие возможность увидить эти конфликты со стороны и понять, какими способами их можно разрешить.

Принцип использования художественных произведений как смыслового фона и подсказки может быть применён и к развитию детской речи: вместо скучного многократного пересказа или составления одного и того же рассказа по картинкам на обучающих занятиях - словесное творчество детей. Здесь можно наметить два пути.

Во-первых, полезным и увлекательным является инициированное взрослым воспроизведение и продолжение словесного экспериментирования персонажей из читаемых в данное время книг. Словесные игры и опыты персонажей становятся источником собственного словесного творчества детей - придумывание стихов, загадок.

Во-вторых, через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей (сюжетов), развивать сюжетосложение, как элемент словесного и игрового творчества. С этой целью используются произведения, где предлагается не один сюжетный ход, а несколько их вариантов-на выбор (Дж.Родари. Сказки, у которых три конца). Такого рода тексты можно использовать и как образец к совместной со взрослым игре-придумыванию, связанной с выстраиванием новых сюжетных последовательностей. Хорошим поводом для совместной игры-придумывания может служить любой увлекший детей сюжет большого художественного произведения, вызывающий желание продлить приключения полюбившихся персонажей (что было дальше с Незнайкой и т.п.)

Что касается ориентации в литературных жанрах, для дошкольников достаточно интуитивного понимания их особенностей, позволяющего практически отличать стихи от рассказа, рассказ от сказки. Это интуитивное понимание возникает в самом процессе чтения (восприятия) разнообразных художественных произведений, без какого-либо формального анализа "устройства" жанра на обучающих занятиях.

Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, взрослый сам должен хорошо ориентироваться в текстах.

Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: книга должна развивать ребёнка, но и одновременно- доставлять удовольствие.

Список Литературы

1)        Короткова Н.А Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007-208с.

2)        Гурович  Л.М. Ребенок и книга: Учебное пособие/ Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.В.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – СПб: Детство-пресс, 2002 г.

3)        Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы».   - СПб: Детство-пресс, 2012 г.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные произведения детских писателей, как смысловой фон познавательно-исследовательской деятельности.

Презентация в которой можно увидеть, как  произведения Н.Н.Носова являются фоном для познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей-подготовительной группе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА) Тематическое поле – «Ценностное отношение к благотворительности созидательной деятельности взрослого на благо других»

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие художественной литературы являе...

Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик (из опыта работы)

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской реч...

КАРТОТЕКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ «НАШ ДРУГ – СВЕТОФОР»

Сборник литературных произведений на тему правила дорожного движения, для ознакомления  в детском саду...

Городское методическое объединение воспитателей на тему «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик»

В «Ивушке» прошло заседание Городского методического объединения воспитателей 10.04.19 В середине минувшей недели на базе дошкольной образовательной площадки «Ивушка» прошло за...

"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "

Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой....

Картотека художественных произведений в стихотворной форме "Наш друг - светофор"

Картотека художественных произведений в стихотворной форме по ПДД...