ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА) Тематическое поле – «Ценностное отношение к благотворительности созидательной деятельности взрослого на благо других»
книга по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Архипова Людмила Михайловна

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие художественной литературы является уникальной практикой  для развития у детей интереса к "миру взрослых", отраженному в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта50.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА)

Вид «мира общественных отношений» – «МИР взрослых»

Тематическое поле – «Ценностное отношение к благотворительности созидательной деятельности взрослого на благо других»

Целевые ориентиры

на каждом шаге ТКП

Задачи педагога

на каждом шаге ТКП

Формы взаимодействия

с родителями

Формы образовательной деятельности с детьми

  1. Ценностно-ориентационный шаг

Цель: развитие у детей интереса к миру взрослых, отраженному в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

1. Обозначить проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной литературы доступных пониманию детей и связанных с миром взрослых.

2. Сделать подборку произведений художественной литературы о созидательной деятельности взрослых на благо других.

Консультации: 

«Роль чтения книг в жизни дошкольников», «Родители должны помнить, что будущего читателя надо воспитывать, когда он еще является слушателем».

Дискуссия 

«Книга – это воспитатель человеческих душ ».

Консультация-диалог

«Развитие интереса и любви к книге у дошкольников».

Круглый стол

«Как вызывать у детей интерес к чтению».

Индивидуальная беседа (консультация) «Воспитание нравственности через книги»

(предложить родителям прочитать книги на патриотическую тему).

Составление подборки высказываний известных людей 

«О созидательной деятельности взрослых на благо других».

Анкетирование «Домашнее чтение»

1. Дарите ли вы книги ребенку?

2. Как часто вы читаете ребенку?

3. Что предпочитает читать ваш ребенок?

4. Что любит читать сам?

5. Беседуете ли по содержанию?

Утро

Беседа-обсуждение «Образ Юшки, который обладает душевным благородством» по произведению

А. Платонова «Юшка».

Цель: воспитание гуманности, толерантности и милосердного отношения к окружающим людям.

Д/игра «Кто больше увидит?» 

(на основе чтения произведения  К. И. Чуковского «Айболит»).

Цель: формировать умение детей описывать добрые поступки доктора Айболита в соответствии заданием на выбранной карточке.

Пальчиковая гимнастика «Капитан».

Цель: развивать мелкую моторику,  любовь к Родине и маме.

Я плыву на лодке белой                              

По волнам с жемчужной пеной.                 

Я - отважный капитан,                              

Мне не страшен ураган.                              

Чайки белые кружатся,                              

Тоже ветра не боятся.                                 

Лишь пугает птичий крик                          

Стайку золотистых рыб.                            

И, объездив чудо-страны,                          

Посмотрев на океаны,                                 

Путешественник-герой,                               

К маме я вернусь домой.                             

Прогулка

Д/и «Что такое хорошо,что такое плохо».

Цель: формировать понимание у детей нравственных категорий и качества личности такие как «хорошо - плохо», «добро и зло», «труд - лень», «приветливость - грубость», «храбрость - трусливость»  на примере жизненных ситуаций.  

Д/и «К какому герою подходит эта пословица?» (Подбери подходящую пословицу к сказочному герою).

Цель: формировать умение  подбирать пословицы к героям сказок и использовать их в разных жизненных ситуациях. 

Персонажи сказок:

 Ершов «Конек – горбунок»;

Р. Распе «Ядро – барона Мюнхгаузена»;

Шарль Перро «Кот в сапогах»;

Ю. Олеша «Канатоходец Тибул»;

А.С. Пушкин «Балда»;

К. И. Чуковский «Айболит»;

Шарль Перро «Золушка».

Вечер

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Про папу».

Цель: воспитывать чувство гордости за папу.

Беседа–обсуждение «Наша Родина Россия» по произведению С. Алексеева «Первая колонна», Е. Благинина «Шинель», Л.А.Кассиля «Твои защитники».

Цель: расширять знания о подвиге людей, защищавших нашу Родину; воспитывать чувство гордости за нашу Родину, армию и солдат.

Д/и «Кто как действует».

(на основе чтения произведения  Б. Житкова  «Обвал», «Пожар», «Как мальчик тонул»).

Цель: формировать представления детей о подвигах разных людей; воспитывать чувство уважения и гордости за мужество этих героев.

2. Содержательный шаг

Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта  отношения к людям, помогавшим другим людям в процессе работы с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение представления детей о мире взрослых, о людях, о добрых поступках  взрослых на благо других людей. Расширение знания  детей о добрых и злых поступках и их последствий, развитие умения высказывать суждения.                                                                                                                                                                                                   

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о добрых поступках взрослых на благо других, расширить границы познания мира взрослых.

2. Транслировать детям культурный опыт отношения к людям, помогавшим другим людям.

3. Показать детям возможности проекции образа эмоционально отзывчивого человека в литературном произведении и малой фольклорной форме.

4. Формировать у детей доброжелательное поведение, умение конструктивно строить взаимоотношение с окружающими, самостоятельно управлять с негативными эмоциями.

5. Формировать у детей потребность в чтении, как помощнике в решении проблемных семейных ситуаций.

Консультации-практикумы: «Роль родителей в приобщении детей к чтению», «Как начать семейное чтение».

Семейные посиделки

«Чтение-окно в жизнь».

Создание альбома  

«Папы разные нужны, папы разные важны». 

Создание читательского клуба  «Вместе с книгой мы растем».

Создание «копилки» пословиц и поговорок

«Все о поступках».

Утро

Беседа нравственного содержания

«В прекрасном и яростном мире и сердце в людях слепое»  по произведению А. П.Платонова «В прекрасном яростном мире».

Цель: расширять представление у детей, что «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Путешествие «По маршруту добрых чувств и поступков».

Пословицы:

«На смелого собака лает, а труса кусает»;

«Сам пропадай, а товарища выручай»;
«Людям плохое сделаешь — плохое и жди»;

«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»;

«Делай другим добро – будешь сам без беды»;

«Худо тому, кто добра не творит никому»;

«Добрые умирают, да дела их живут;

«Добро помни, а зло забывай»;

«Что посеешь, то и пожнешь;

«Доброе слово лечит, а злое калечит»;

«Злой не верит, что есть добрый»;

«Доброе слово, что дождь в засуху»;

«Людям забота, как воздух нужна»;

«Cтать всем добрее поможет она»;

«Доброго чтут, а злого жалуют».

Цель: учить детей коммуникативным навыкам через понятия что такое хорошо, что такое плохо,  и что такое добро и зло; закреплять у детей представления о пословицах, поговорках о том, что добро противостоит злу, и совершенствовать умение детей выделять в тексте слова-характеристики злого и доброго человека.

ООД

Тема «Материнская гордость» по произведению В. Осеевой «Андрейка»

ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  учить анализировать текст и оценивать поступки людей, по отношению к другим людям; формировать умение рассуждать и делать выводы о материнской гордости за сыновей по рассказу; развивать  умение  чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь и уважение самому дорогому человеку - матери.

Рассматривание фотоальбома «Гордость нашей семьи».

Цель: воспитывать у детей чувства гордости за поступки взрослых.

Беседа-обсуждение пословиц:

«Береги честь смолоду», «Доброе дело делай смело».

Цель: инициировать у детей желание обсуждать пословицы о добре и зле, об умении поступать по справедливости, и о правильном поведении в различных жизненных ситуациях; формировать умение выделять в тексте эпитеты.

Прослушивание аудиозаписи «Дорогою добра» (муз. Ю. Энтина).

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение о дружной семье.

Прогулка. 

Наблюдение за бродячей собакой на основе произведения Л. Андреева «Кусака», обсуждение предостережения Л. Андреева 

«Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Цель:  формировать умение дать оценку поступкам взрослых людей;  приблизить детей к осознанию ценности нравственных категорий: чувству ответственности за тех, кто рядом, доброты ко всему, что окружает, невозможности быть равнодушным ко всему живому на земле.

Д/и «Путешествие по маршруту добрых чувсвтв,  поступков, дел и отношений» по отрывкам из  произведений: А. Барто «Вовка – добрая душа», Б. Житков «На льдине», «Обвал», «Как мальчик тонул».

Цель: обратить внимание на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывает уважение, дружбу и любовь.

П/игра с мячом (малой подвижности) «Назови добрые поступки героев сказок».

(на основе чтения р.н. сказок «Позовем сказку»).

Цель: закрепить у детей представление о том, в сказке всегда есть мудрые поучения, в сказках порицаются и высмеиваются зло, трусость и грубость.

Вечер.

Чтение стихотворения В. Найденова «Не стой в стороне равнодушно»

Цель: углублять представления детей об общечеловеческих ценностях.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Д/и: «Поляна добра», пословица «Добрые дела и поступки, совершают не на показ».

Цель:  формировать способности детей давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;  воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

2.2 «Освоение»

Цель: активизация детей на осознание ими мира взрослых  и присвоение определенных характеристик   и побуждение их к положительным поступкам и потребностям, чтобы войти в мир взрослых, быть как они  и действовать вместе с ними, как объект идентификации, через проекцию в произведениях художественной литературы.

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о взрослых людях, помогающим,  другим людям на примере художественных произведений и малых фольклорных форм.

2. Формировать у детей представление  о ценностях мира взрослых (ценностное отношение к людям, помогающим другим людям) закрепленных  в произведениях художественной литературы.

3. Стимулировать у детей положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к другим людям с помощью художественных средств.

Информационный стенд «О подвигах наших предков». 

Круглый стол «Какой след должен оставить каждый человек на земле».

Фотовыставка: «Мы любим и знаем детских писателей».

Консультация

«Памятка для родителей»(как привлечь внимание ребенка к художественной литературе).

Конкурс «Спешите делать добрые дела»

Утро

Обсуждение  пословицы  «Делать людям хорошо, хорошеть самому».

Цель:  развивать умение детей анализировать  собственное поведение и поступки окружающих людей; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

 Беседа-обсуждение по произведению С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Цель: вызвать желание быть похожим на скромного героя; воспитывать уверенность в своих действиях; использовать в  речи определения, характеризующие образ скромного героя.

Д/и «Хорошо ли быть добрым и злым».

(на основе чтения произведения  Е. Пермяка «Мама и мы», Л. Н. Толстой «Старый дед и внучок», «Отец приказал сыновьям»).

Цель: формировать умение давать оценку поступкам героев, ценить добро; закрепить умение определять эмоциональное состояние близких, побуждать к оказанию помощи. Дидактическая словесная игра «Кто такие добрые люди?».

Цель: познакомить детей с добрыми, честными и правдивыми людьми, которые помогают  другим людям; развивать у детей желание быть похожими на таких людей;

 воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.

ООД

Тема «Лучше быть добрым». По произведению К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому»

ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках; учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость); совершенствовать умение анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении; обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Прогулка

П/игра «Что мы видели не скажем, а что делали, покажем».

Цель: совершенствовать у детей умения жестом и мимикой   показывать эмоции,  добрые  поступки взрослых  .

Дидактические словесные игры: «Продолжите фразу».

Добро – это …, зло это …, добрые поступки – это…, творить добро - …, плохие поступки – это и т. д.

Цель: формировать у детей умение подбирать фразы к заданным словам. Развивать разговорную речь.

Вечер

Беседа-обсуждение по произведению Е. Воробьева «Обрывок провода».

Цель: побуждать детей оценивать   поступок взрослого;  формировать  умение высказывать свою точку зрения о поступках героев.

Оформление папки - передвижки «Помощь идет» по сборнику рассказов Б.Житкова».

Цель: обобщать представления детей о добрых поступках; познакомить  с произведениями Б. Житкова, которые помогают ребенку заглянуть в страну взрослых, разобраться в их поступках и отношениях;  воспитывает в детях такие ценные качества как помощь друг другу, смелость, отзывчивость к чужой беде, любознательность и самостоятельность мышления.

2.3 «Проживание»

Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира взрослого и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира взрослого, как объекта идентификации, через проекцию в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проживать литературную ситуацию через различные формы ее внешнего воплощения.

2. Формировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других людей (добрые поступки).

Семейный проект

«Формирование читательского интереса у дошкольников»

Тематические выставки:

«Самая любимая книга моей семьи»,

«Мы – самая читающая семья».

Выставка детско-родительского творчества

«В гостях у Б.И. Житкова».

Утро

Серия мини-этюдов

«Честный человек», «Добрый  доктор Айболит», «Справедливый папа», «Смелый дедушка».

Цель: совершенствовать у детей умение передавать в движении особенности отдельных черт характера.

Театрализованная игра «Благородные поступки» 

на основе прочитанных литературных произведений.

 Цель: актуализировать желание совершать поступки ради других людей; формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека; совершенствовать умение детей выражать в движении, мимике, жестах характерные особенности образа.

Аудиозапись «Песенька - чудесенька» слова М, Протасова

Цель: воспитывать интерес к музыке и к певческому искусству, любовь и уважение к близким людям и ко всему, что нас окружает.

Проблемные ситуации: «Мешок плохих поступков», «Хороший друг познается в беде» (на основе чтения произведения е. Пермяка «Самое страшное», С. Я. Маршака «Пожар»).

Цель: совершенствовать у детей умение понимать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку.

Прогулка

Хороводная игра «Дружба».

Цель: совершенствовать у детей  умение согласовывать движения со словами.

-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

-Жить (хлопаем в ладоши)

-Дружить (соединяем руки ладонями).

Дидактическая словесная игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Вечер

Беседа-обсуждение по  сказке В. Катаева «Цветик - семицветик», «Добро творить — себя веселить».

Цель: воспитывать нравственные качества характера, как доброта и милосердие, бережное отношение к окружающим, помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.  Совершенствовать у детей умение выражать своё отношение  к поступкам героев сказки.

Режиссерская игра: «Путешествие по дороге добра и зла».

Цель: вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям; совершенствовать умение детей отображать поступки героев в режиссерской игре.

 Раскрашивание раскрасок по произведению

Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Цель: актуализировать представления детей о способах проявления заботы о братьях наших меньших.

3. Рефлексирующий шаг

Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире  и собственного отношения к миру взрослых; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру взрослых  на основе представлений, полученных в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к героям на отношение (смелость, отзывчивость, отважность) к образу взрослого.

2. Формировать у детей умение понимать и «примерять на себя» поведение литературных героев (по отношению к образу взрослого).

3. Формировать у детей умение оценивать возникшую проблемную ситуацию (готовность помочь незнакомому человеку в беде) и, сопоставив себя с литературным героем, предлагать пути ее решения.

4. Формировать у детей навыки толерантного поведения  и умение использовать сюжеты произведений художественной литературы и малых фольклорных форм в самостоятельной деятельности.

Беседа

«Роль детской художественной литературы в формировании личности  ребенка» 

Семейные досуги:

«Как хорошо, что есть семья», «Скажем друг другу добрые слова».

Утро. 

Этические беседы: «Этичные и не этичные поступки», «Каких ты знаешь бесстрашных героев  сказок, стихотворений и рассказов?».

Цель: инициировать у детей желание высказывать свое мнение о плохих и хороших поступках по отношению к другим людям.

 Викторина «Красота человека в его поступках».

Цель: инициировать у детей желание оценивать поведение окружающих и собственные поступки; вызывать стремление   детей совершать добрые поступки и быть милосердным друг к другу.

Беседа «Добрый человек не оставит в беде».

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты;  Развивать умение быть милосердными друг к другу.

Обсуждение проблемной ситуации «Где прячется доброта?» по произведению Н. Тулуповой «Что такое добро?».

Цель: вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств у каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Этическая беседа на основе чтение притчи Н. Богдановой  «Осколка доброты»

Цель:  способствовать проявлению у ребенка основного душевного качества и человечности к людям; воспитывать чувства доброты, милосердия,  сострадания и терпимого отношения  и уважения к старшим. 

Семья отдыхала на пляже беспечно,
Плескались детишки в прозрачной воде.
Вдруг видит отец, что по берегу речки
Старуха идет, спотыкаясь кое-где.
Смотрела под ноги, чего-то шептала,
С травы поднимала, бросала в мешок.
Худая и сверху на ней покрывало,
И редких волос не держал гребешок.
– Ребята, к той бабушке не приближайтесь!
(Откуда нам знать, что в ее голове?)
На наших глазах, перед нами купайтесь,
Быть может, она и пройдет в стороне.
Но вскоре с их местом она поравнялась.
Родители только увидеть смогли – 
Осколки она собирала, сгибаясь,
Чтоб дети пораниться тут не могли. 

Прогулка

П/игры: «Эстафета добрых дел», «Волшебный стул».

Цель: инициировать у детей эмоционально-положительное отношение  к спортивным играм, желание использовать их элементы в самостоятельной двигательной активности. Развивать двигательную активность и координацию речи с движением.

Д/и «Можно - нельзя».

(на основе чтения произведения

 В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»).

Цель: формировать у детей понятие «хорошо – плохо», «можно  –  нельзя». Воспитывать любовь к чтению. 

Вечер

Чтение и обсуждение пословиц о добрых поступках: «Скромность всякому к лицу»,  «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет», «Сам пропадай, а товарища выручай», «Делать людям хорошо – хорошеть самому», «Делай другим добро и сам в беде не останешься».

Цель: формировать у детей умения сопоставлять смысл пословиц с личным опытом ребенка.

Д/и  «Выбираем хорошие поступки».

Цель:  формировать умение детей переносить поступки литературных героев на свой жизненный опыт; проявлять свое отношение к поступкам литературных героев.

Изготовление подарков маме (изобразительная деятельность - аппликация) «Дарите людям доброту».

Цель: инициировать  желание детей дарить  душевную красоту и душевное здоровье другим;  формировать у детей умение выразить свое доброту и искренность своем творчестве.

Прогулка

Наблюдение за солнцем

«Доброта - солнце согревающее сердце человека».

Цель: формировать у детей умение сопоставлять смысл пословицы с личным опытом ребенка,  выявить  какого человека называют   «добрым».

П/и «Добеги, назови добрый поступок и передай  мяч другому» (с мячом).

Цель: расширять представления детей о добрых поступках;  совершенствовать у детей умение быстро называть поступок и передать мяч другому.

Вечер

Развлечение «Вечер загадок о дружбе».

Цель: развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.  

 Мы в беде друг другу помотаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская... (дружба)

 Мы теперь уж не друзья,

Ты ушел, в обиде я.

Не на шутку разругались,

Друг на друга обозвались,

Ну а я теперь грущу.

Приходи, тебя прощу.

Согласись, ведь из-за вздора

Выросла вот эта... (ссора)

На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг)

 Что, подружка, предлагаю

Нашу ссору позабыть.

Шаг навстречу совершаю,

Я хочу с тобой дружить.

Перестань, подружка, злиться,

Предлагаю... (помириться)

 Если друг пока не близкий,

То, пожалуй, он не друг.

Вдруг свершит поступок низкий

Иль откажет в просьбе вдруг.

А пока я с ним общаюсь,

Много общих с ним вещей.

В друга сам я превращаюсь

Из числа... (товарищей)

Игра-драматизация по произведению Б.Житкова «На льдине».

Цель: формировать у детей умение отображать сюжеты произведений художественной литературы в игре-драматизации; совершенствовать у детей способность проявлять свое отношение к поступкам героев через драматизацию.

4. Шаг совершенствования

Цель: формирование у детей умения реализовывать представления об образе взрослого, полученные в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами, в разных видах детской деятельности. 

Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира взрослого  через добрые поступки.

Задачи работа с детьми:

1. Формировать у детей умение использовать имеющийся литературный опыт, образцы поведения героев литературных произведений и малых фольклорных форм при решении проблемных ситуаций.

Создание библиотеки

«Литературный центр».

Круглый стол «Беседа с приглашенным библиотекарем»

Выставка рисунков 

«В дружбе наша сила».

Фотовыставка 

«Какого цвета доброта?».

Мастер класс 

«Коллаж добрых дел» (изготовление медалей, аппликация из крупы).

Создание «копилки добрых дел» картотека сюжетных картинок о хороших и плохих поступках.

Изготовление атрибутов для игры-драматизации по сказке «Осколка доброты».

Утро

Упражнение пальчиковой гимнастики «Доброта».

Цель: инициировать желание детей  закрепить добрые поступки.

Дружат в нашей группе                                Девочки и мальчики.                                    

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.                                   Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать      

Конкурс чтецов

«Твори добро».

Цель: формировать у детей умение интонационно выражать свое отношение.

Прогулка

Подвижная игра малой подвижности «Через обруч полезай, добрые поступки собирай».

(на основе чтения произведения

С. В. Михалкова «Дядя Степа»).

Цель: актуализировать представления детей о способах проявления  заботы о другом человеке,  желание прийти на выручку тем, которые попали в беду,  сделать доброе дело, за даром;  формировать умение выполнять упражнение быстро, осознанно, красиво.

Цикл педагогических ситуаций «Хорошие и плохие поступки».

Цель: актуализировать представления детей о способах оказания  помощи людям; инициировать желание детей обсуждать поступки людей, выявлять причину их возникновения и их избежания;  формировать  умение выражать свое отношение к поступкам других.

Ситуации: обидел друга; помог бабушке; уступил в место транспорте пожилому человеку; принес воду во время болезни; разрушил птичье гнездо и др.

Игра драматизация по  сказке «Осколка доброты».

Цель: формировать у детей умение использовать имеющийся литературный опыт, образцы поведения героев литературных произведений.

Вечер

Конкурс чтецов

«Горячее сердце».

Цель: инициировать желание детей выразить образ «горячего сердца»  через прочтение стихотворения; совершенствовать у детей искусство выразительного чтения.

Конкурс построим терем доброты «Терем-теремок для добрых посетителей» (по мотивам устного народного творчества).

Цель: инициировать желание детей сложить терем из цветных кирпичиков для добрых посетителей; совершенствовать у детей умение описывать постройку.

Создание мини-музея «Наши добрые поступки» (картотека сюжетных картин, художественных произведений и дидактических игр).

Цель: обобщать представления детей о хороших и плохих поступках; воспитывать уважение и чувство гордости за  хорошие поступки  взрослых и детей.

Создание  стенда

«Дерево добрых дел».

Цель: формировать у детей умение проявлять положительное ценностное отношение к благотворительной созидательной деятельности людей на благо других; инициировать ребенка совершая добрые поступки, помещать свою золотую - пчелку добрых дел  на стенде;  поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

Технологическая карта реализации технологии культурных практик. Вид мира общественных отношений - "Мир искусства".

Технологическая карта разработана в рамках реализации технологии культурных практик (ТКП) (восприятие художественной литературы и малых форм фольклора).Представляет собой : целевые ориентиры на каждом...

Технологическая карта реализации технологии культурных практик. Вид мира общественных отношений - "Мир взрослых".

Представленная технологическая карта позволяет сформировать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий через восприятие художественной литературы и малых форм фольклора....

Технологическая карта реализации технологии культурных практик. Вид мира общественных отношений - "Мир Родины".

Предложенная технологическая карта направлена на формирование у детей ценностного отношения к родному краю через восприятие художественной литературы и малых форм фольклора....

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Технологическая карта Направление: речевое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора. Тема: Мы с игрушками играем.

Целевые ориентиры: стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действиями и подражает им, знает названия окружающих предметов и игрушек, понимает речь взрослых, может обращат...