Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста по технологии О. М. Ельцовой, Н.Н. Горбачевской, А. Н. Тереховой
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Чернявская Наталия Николаевна

Внедряю в образовательный процесс элементы разработанной О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой программы и технологии «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду и дома поможет система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, которая состоит из четырех блоков:  развиваем умение сотрудничать;  развиваем умение активно слушать;  развиваем умение высказываться (говорить самому);  развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

Разработанная О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой технология организации полноценной речевой деятельности в детском саду предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию, на развитие умения сотрудничать и конструировать «текст для другого» (умение говорить самому), с другой — нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игровые задания и упражнения на развитие у   детей коммуникативных способностей: умение сотрудничать

Воспитатель: Чернявская Н.Н

Название игрового упражнения

Цель

Содержание

Игровое упражнение «Травинка»

Научить детей выражать собственные эмоции невербальными способами.

С помощью считалки выбирается  «наблюдатель», остальные дети - «травинки».  «Наблюдатель» смотрит, как травинки выполняют задания воспитателя, и выбирает лучшую «травинку», т.е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания. «Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем».

Задания к упражнению:

  1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.
  2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
  3. Глазами нарисуйте «солнышко», которое греет травинку.
  4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, затем вперёд – назад.
  5. Покажите движениями: ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки.
  6. Покажите, как ветер стихает и травинки замирают.
  7. Затем снова покажите, что ветер усиливается, и травинки вновь раскачиваются.
  8. А теперь ветер затихает, и  «травинки» тянутся, опустив руки.

Игровое упражнение «Обыграй превращение»

Научить детей контролировать движения (действия) и работать по инструкции.

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, кубики и т.д.), называя их условными именами. Дети действуют с предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают».

Игровое упражнение «Экскурсия в магазин»

Научить детей действовать по инструкции, контролировать свои действия.

Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на экскурсии в большом магазине. Педагог называет отдел, например, «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине,  и называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда»,  «Мебель» и т. д.

Игровое упражнение «Менялки».

Научить соблюдать право на личное достоинство и уважать его.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: « Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, и т. д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»

Научить детей ориентироваться  в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме.

Педагог прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно».

Игровые задания и упражнения на развитие у   детей коммуникативных способностей: умение  правильно перерабатывать информацию.

Воспитатель: Чернявская Н.Н

Название игрового упражнение

Цель

Содержание

1. «Фантастические гипотезы»

Развиваем синтез, анализ, прогнозирование

Педагог предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким, зачем, что я бы делал?), «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?), « Если весна не наступит совсем» (что произойдёт с растениями, животными, людьми?).

2. «Что бы это значило?»

Совершенствовать навыки устной речи, развивать мышление, фантазию.

Интонация, эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Что бы доказать важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах русского языка лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость). Педагог знакомит детей с пословицей или фразеологизмом и предлагает вместе подумать, чтобы это могло означать. Например, что значит « бить баклуши», «повесить нос», «Задать головомойку»?

3. «Интервью»

Прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь.

Одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли (врач, учитель, продавец). Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приём: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, что бы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным.

4.  «Собери чемодан»

Развивать память, воображение, речь.

Детям предлагается отправиться в путешествие. Задаётся вопрос «Что для этого нужно?» («Уложить вещи в  чемодан»). Педагог спрашивает: «Подумайте, что можно взять с собой в дорогу?» Первый «путешественник» (участник игры) называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет, третий участник повторяет, что назвал второй «путешественник», и называет свой и т.д.

5. «Так бывает или нет?»

Развивать речевое творчество.

Детям предлагаются простейшие ситуации, и дети отвечают, так бывает или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу» - «волк на дереве сидит»; «в кастрюле варится суп» - «чашка жарится на сковороде»; «лодка по небу плывёт – «кораблик плывёт по волнам»; «Девочка рисует домик –  «домик  рисует мальчика» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти в школьную жизнь. Коммуникативному развитию начинаем уд...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...