Развитие речи дошкольников 5-6 лет в процессе дидактической игры
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Статья содержит материал по теме "Развитие речи дошкольников 5-6 лет в процессе дидактической игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 194» городского округа Самара

Развитие речи дошкольников

5-6 лет в процессе дидактической игры

Выполнила: Макшанова

Елена Михайловна

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад № 194» г.о. Самара

Развитие речи дошкольников 5-6 лет в процессе дидактической игры

          Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько лаконично и уместно ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для их общения, для выражения своих мыслей.

         Одним из эффективных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

          Основная цель речевого развития по ФГОС ДО это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.Описание: J0241043

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

овладение речью как средством общения и культуры,

обогащение активного словаря,

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

развитие речевого творчества,

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха

          Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития,

 принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи,

принцип  развития языкового чутья,

принцип формирования элементарного осознания явлений языка,

 принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,

принцип обогащения мотивации речевой деятельности,

 принцип обеспечения активной языковой практики.

           Основные направления работы по развитию речи детей по ФГОС:

1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя:

Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)

Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование .

4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6.Воспитание любви и интереса к художественному слову.

           Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь. Ум и язык человека следует развивать. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

             Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит К.Д.Ушинскому. К. Д. Ушинский обосновал теоретически и разработал целостную, стройную систему обучения родному языку в начальной школе. В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих ее именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в начальном обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

                Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор данной темы для работы: «Развитие речи дошкольников 5-6 лет в процессе дидактической игры».

              Цель работы – показать особенности и возможности использования дидактической игры и упражнений в развитии  речи детей-дошкольников.

Задачи итоговой работы:

1. Изучить, подобрать и систематизировать дидактические игры для развития речи детей в старшей группе дошкольного учреждения.

2. Разработать план игровых действий, материалы для дидактической игры.

3. Привлечь дошкольников 5-6 лет в процесс дидактической игры.

       

                  Для дошкольников 5-6 лет становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации

               Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы .Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

                Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

                Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

               В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.

Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.

             Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются.

                Существует много классификаций игр,  остановлюсь на классификации игр для детей дошкольного возраста по Е.В.Зворыгиной и С.Л Новоселовой.

В данной классификации выделяю 3 группы игр:

1. Игры, возникающие по инициативе детей (игры экспериментирования ( игры с природными объектоми, игры с игрушками, игры с животными)

-сюжетно самостоятельные игры (сюжетно-отобразительные игры, сюжетно-ролевые игры,режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого: 1.обучающие (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные)досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные;

3.Народные игры

-обрядовые(семейные, сезонные,культовые) тренинговые игры( (интеллектуальные ,сенсомоторные, адаптивные),

-досуговые игры(игрища,тихиеигры,игры-забавы)

Остановимся на дидактической игре. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д.          Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.)

               Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

             Выделяют   следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.

Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные игры.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях

2. Содержательные и методические аспекты развития речи в процессе дидактической игры «Прятки»

В ходе своей работы с детьми я использую различные дидактические игры. Сегодня хочу вам рассказать, как мы играли в игру «Прятки».

Цель игры: развитие речи дошкольников 5-6 лет в процессе дидиктической игры «Прятки»

Задачи:

Образовательные: расширить понимание значения простых предлогов (в, на , около, перед, под, из-за , из-под) ;

Активизировать использование детьми в речи предлогов с пространственным значением ;

уточнить и расширить словарный состав дошкольника;

Развивающие: активизировать речевую деятельность детей;

развивать диалогическую речь дошкольника;

Воспитательные: формировать у дошкольников  коммуникативные навыки;

воспитывать доброжелательность и исполнительность.

         Материал, корый мы использовали для игры: грузовик, мишка, мышка.

Правила игры: играть можно и группой и подгруппой.

Ход игры:

         Воспитатель подготавливает детей к тому, что сейчас в группу придут в гости. Это вызывает интерес у детей. Они интересуются, кто приедет? На чем? Пока дети убираются в группе, высказывавют свои предположения.

Дети рассаживаются на стульчики. На большом грузовике в группу заезжают (с помощью воспитателя мишка и мышка). Приветствие.

Воспитатель объясняет правила игры:

«Наши гости хотят поиграть с вами в прятки. Мышка будет прятаться, а мишка будет водить. Вы, ребята, поможете ему искать мышку? Закрывайте глазки»

Дети закрывают глаза. Мышка спряталась. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок?» Может он под машиной? Может он в кабине? А кто это выглядывает из-под кузова? И т.д.

Ребята отвечают полным предложением, например, «Мышка спряталась в кузове», или «Мышка сидит около машины», «Мыка выглябывает из-под машины»  «А куда еще может спрятаться мышка?»

В конце игры воспитатель спрашивает, понравилась ли ребятам игра, хотят ли ребята пригласить  к себе еще раз Мышку с Мишкой? Прощаемся  с гостями.

Заключение

3. Я считаю, что дидактическая игра «Прятки» была хорошо принята детьми. Она им понравилась. Ребята узнали значение пространственных предлогов, каждый дошкольник во время игры использовал в речи. Конечно, не все дошкольники запомнили  предлоги, но мы продолжим их закрепление в дальнейшем.

Задачи были выполнены: дошкольники расширили  понимание значения простых предлогов (в, на, около, перед, под, из-за, из-под) и начали применять их в речи, уточнили и расширили словарный состав,  добавив в него пространственные предлоги. В ходе игры дошкольниками были закреплены коммуникативные навыки (встреча гостей, общение в коллективе, общение с воспитателем). Ребята получили положительные эмоции, закрывая глаза, ожидали, куда же в следующий раз спрячется мышка? С помощью воспитателя старались простроить грамматически правильно предложение. Все ребята с интересом отвечали на вопросы, в конце игры решили еще и прокатить игрушки на большой машине. В ходе выполнения данной работы, я познакомилась с новыми дидактическими играми, которые  буду использовать в своей работе.

            В ходе выполнения работы, я выяснила, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка, что обусловлено его психическим развитием.    

возраста, что обусловлено его психическим развитием.

Таким образом, с помощью дидактических игр воспитатель может более глубоко понять своих воспитанников, их преимущества и недостатки и, уже исходя из этого, организует правильный подбор игр в соответствии с общим уровнем подготовленности группы, а также индивидуальные занятия по корректировке внимания, памяти, мышления, речи и др.

Литература

1.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010.
http://www.twirpx.com/file/1228130/

2. Выготский Л.С.Педагогическая психология.-Педагогика,1991. |

http://www.studfiles.ru/preview/3963837/

3. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://www.nachalka.com/igromir 

4. Н. Ровнягина • Дидактическая игра «Компьютер-звуковик» .Формирование у детей фонематического анализа и синтеза. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2014 год http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education/2014/022014

5.Швайко Г.С.»Игры и игровые упрарнения для развития речи»-М.,1988.

6.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г http://eknigi.org/dlja_detej/187303-razvitie-rechi-detey-3-5-let.html

7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра......

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры...

Развитие речи дошкольников 2 -3 лет в процессе экологического воспитания

Развитие речи как средство общения.Методы, средства, приёмы, игры....

План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы....

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дидактическая игра "Дети играют в кубики"

Область образования: ПознаниеРаздел: развитие речиТема: Д/и «Мы играем в кубики».Цель: Рассказ по картине «Дети играют в кубики».Задачи: Учить детей составлять последовательный...