Развитие речи дошкольников 2 -3 лет в процессе экологического воспитания
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Федосеева Елена Олеговна

Развитие речи как средство общения.

Методы, средства, приёмы, игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное       учреждение детский сад № 53

Сообщение из опыта работы

«Развитие речи дошкольников 2-3 лет в процессе экологического воспитания»

       

Подготовила

  воспитатель

Федосеева Е.О.

г. Арзамас, 2017 г.

Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном обществе проблема речевого развития стоит особенно остро. Большая занятость родителей работой, не дают возможности полноценно общаться со своими детьми.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессах. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Именно из этих побуждений, работая с детьми 1-й младшей группы  по основной общеобразовательной программе МБДОУ д/с №53, разработанной с учетом примерной программы  «От рождения до школы » под  редакцией        Н. Е.Вераксы, Т.С.  Комаровой,  М. А. Васильевой, я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день. 

Основная цель моей работы – развитие  речи детей в процессе обогащения представлений об окружающей природе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

• развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

• развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

• практически овладевать воспитанниками нормами речи.

Решая данные задачи, я использовала следующие формы работы:

  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Взаимодействие с семьями воспитанников

Методы и приемы:

  • целевые прогулки и наблюдения за живыми объектами - обитателями экологической комнаты;
  • словесные и дидактические игры с экологическим содержанием.

Я работаю с детьми 1 младшей группы, возраст 2-3 года.

В начале работы я провела мониторинг речевого развития детей (по следующим критериям : понимание речи, активная речь детей в процессе ознакомления с животными. Выявила следующее: среди 18 детей-  8 детей в возрасте с двух до тех лет хорошо понимают речь, отвечают на вопросы, называют части тела животных, знают, чем они питаются, 10 детей понимают мою речь, но говорят лишь отдельными звукопроизношениями(гав-гав, ав- ав и т.д.)

Исходя из результатов обследования детей, я наметила в своей работе личностно – ориентированный подход, т.е. раскрытие индивидуальных способностей ребенка, как личности. Адаптировала уже известные методы и приемы к условиям группы и возрастным особенностям детей в формировании речи ребенка.

 Например, при обучении детей в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, я использую: наглядные методы (наблюдение , рассматривание картин, игрушек); разнообразные словесные методы (чтение художественных произведений, рассказы природоведческого характера) , прогулки по экологической тропе, игровые методы ( дидактические игры, подвижные игры и т.д. )

При проведении наблюдений  стараюсь  формировать основы взаимодействия детей с природой – рассматривать их, не нанося им вред. Проводя наблюдения, стараюсь формировать представления о природных изменениях, обогащая при этом  словарный запас и развивая  грамматику. За повадками животных мы наблюдаем в экологической комнате, обращая внимание при этом  на природоохранный компонент (пушистый кролик, которого надо угостить морковкой, голосистый петушок, которому принесли зернышки и т.д.)

Свою непосредственно образовательную деятельность я часто начинаю с  чтения потешек, небольших стихотворений . Например, при ознакомлении детей с домашними животными, использовала следующие потешки «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет», или «отворилась тихо дверь- и  вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь лапкой. Берегись мышиный род-На охоту вышел… (кот).

При  рассматривании игрушек, сюжетных картинок   задаю конкретные, четко сформулированные вопросы, которые уточняют представление о названии животного (кто это?), его действие(что делает?) внешний вид (какого цвета шёрстка? )Учитывая особенности возраста, иногда задаю наводящие вопросы, в которых есть варианты ответов. Например: «Уши у зайца длинные или короткие?», «Зайка бывает серый или белый?»,

При описании животных и растений  использую разные части речи: прилагательные, наречия, глаголы. На повторных занятиях речевая активность детей заметно возрастает.

 Также с воспитанниками провожу целевые прогулки, которые сопровождаются играми, забавами: «Побегаем по шуршащим листьям», «Соберем шишки – сделаем веселых человечков» и др. Важно, чтобы малыши двигались, знакомились с явлениями природы, с растительным и животными миром. 

Уже с младшего возраста знакомлю детей с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, животных надо кормить, нельзя  рвать цветы, листья, причем стараюсь это делать на положительном эмоциональном фоне.

При ознакомлении с природой  использую дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные:

1. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета», которые помогают знакомить детей с листьями, цветами, фруктами, овощами и закреплять употребление существительных, прилагательных, наречий в речи детей.

2. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает»

3. Подвижные игры «По тропинке», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Зайка беленький сидит..».

В результате моей работы увеличился активный словарь детей, дети чаще стали использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, малыши научились строить несложные фразы, состоящие из 2- 4 слов, у детей сформированы умения отвечать на простейшие вопросы расширились представления о природе и животном мире. Дети называют и отличают ель, березу, «трава – дерево», называют животных: кошка, собака, медведь, лиса, заяц, ежик, рыбы, корова, коза, волк. Знают диких и домашних животных. Говорят, что дикие животные живут в лесу, а домашние – дома.

В результате промежуточного мониторинга возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития.

Литература.

1.Программа «От рождения до школы » по редакцией Н. Е.Вераксы, Т.С.  Комаровой,  М. А. Васильевой, В.В Гербовой

2.О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе»

3. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»

4. С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»

5. И.В. Кравченко. Прогулки в детском саду.

6. З.Ф. Аксенова. Войди в природу другом.

7. Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....

Консультация для родителей. «Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания».

Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи....

Консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания"

Как можно помочь своему ребёнку, если у него задержка речевого развития....

Развитие ребёнка в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания.

в данной статье раскрываются вопросы экологического воспитания в дошкольном учреждении с целью  бережного отношения ребёнка к природе, самому себе, к окружающим людям....

Проект "Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители воспитанниковЦель проекта:Создание усл...