Главные вкладки

    Консультация по развитию речи на тему:
    «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ»

    "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka.docx19.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка

    «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

    Что такое мнемотехника?

    Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
    Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
    МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
    МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
    Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
    Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
    В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
    • маленький словарный запас
    • неумение согласовывать слова в предложении
    • нарушение звукопроизношения
    • плохое развитие связной речи
    • несформированность психических процессов
    • несовершенство различных видов мышления.
    Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
    Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
    Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
    Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
    Мнемотехника помогает развивать: 
    •зрительную и слуховую память
    •зрительное и слуховое внимание
    •воображение
    •восприятие
    •развивает кругозор
    • развивает все стороны речи
    Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 
    1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
    2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
    3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
    4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
    5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
    6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
    7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
    8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
    9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
    12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

    Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа
    I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
    Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
    В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. 
    Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
    Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
    На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
    • «Подскажи словечко»,
    • «Найди пару»
    • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
    • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
    II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
    Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. 
    На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. 
    Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
    III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

    Что такое мнемотаблица?

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. 
    Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
    • для ознакомления детей с окружающим миром
    • при заучивании стихов
    • при пересказах художественной литературы
    • при обучении составлению рассказов
    • при отгадывании и загадывании загадок
    • для обогащения словарного запаса
    • при обучении составу числа
    • при воспитании культурно-гигиенических навыков
    • при воспитании навыков самообслуживания
    • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
    Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
    • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. 
    • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
    • соответствовать уровню развития детей.
    На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
    Мнемотаблицы бывают двух видов:
    1. обучающие - содержат познавательный материал.
    2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

    Как работать с мнемотаблицей.

    Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
    Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
    Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
    Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
    Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
    Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
    Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти. 

    Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
    Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми ОНР"

    МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи....

    Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.

    В данном сообщении рассказывается о технилогии мнемотехника. Раскрывается ее актуальность и значение использования в работе с детьми. Заостряется внимание  на многофункциональности мнемотехники (...

    Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ".

    Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ" содержит теоретический материал по развитию речи у детей с ОВЗ и рекомендуется педагогам Д...

    Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

    МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, ц...

    В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

    Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

    Использование технологии "мнемотехника" в образовательном процессе ДОУ

    Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности....