Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников.
методическая разработка по развитию речи на тему

Остапчук Вера Николаевна

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

На мой взгляд, краткие памятки для педагогов будут хорошими помощниками, особенно  для молодых специалистов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников.

Обсуждая тему речевого развития дошкольников, вряд ли кто не согласится с утверждением, что   речь   является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование методического потенциала  педагогов.

На мой взгляд, краткие памятки для педагогов будут хорошими помощниками, особенно  для молодых специалистов.

Памятка1.  Методика заучивания стихотворения.

    При заучивании стихотворения с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:  

-вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;

-помочь понять содержание;

-обеспечить запоминание;

-научить выразительно  читать;

 -воспитывать любовь к поэзии.

      Построение занятия по заучиванию стихотворения имеет много общего со структурой занятий по пересказу.

  1. В начале занятия желательно провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей. Можно показать игрушку, картину, близкие теме стихотворения.
  2. Выразительное чтение воспитателем стихотворения, повторное его чтение.
  3. В старших группах, перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить, и проводят небольшую разъяснительную работу, беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
  4. После беседы вновь звучит чтение воспитателя.
  5. Чтение детьми стихотворения. Стихотворение заучивается целиком. Повторение стихотворения индивидуально, а не хором.

        В начале занятия стихотворение повторяют быстро запоминающие дети. Воспитатель по ходу  подсказывает текст.

        Закончить занятие по заучиванию стихотворения можно наиболее ярким исполнением.

Памятка 2. Методические  приёмы при руководстве беседой.

  1. Не давать детям удаляться от главной темы.
  2. Неуклонно вести к конечным выводам.
  3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
  4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.
  5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть такой же цели путём краткого указания, напоминания.
  6. Побуждать детей к вопросам.
  7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
  8. Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно.

    Эти  рекомендации можно отнести к проведению беседы на любую тему.

Памятка 3. Виды детских рассказов  о природе.

     Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

  1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы заботились о птицах»).
  2. Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой»).
  3. Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времён года («Наш участок зимой и летом») и описание пейзажной картины.
  4. Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Моё любимое время года»).
  5. Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ветка сирени», «Осенний букет»).

Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.

Памятка 4. Обучение детей рассказыванию о природе.

      Воспитатель должен специально учить ребёнка рассказывать о природе, т.е. с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ.

      Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно.

     

      Средняя группа. Развивать у детей умение рассказывать об отдельных явлениях и предметах, называя наиболее яркие их признаки, описывать предметы по образцу воспитателя. Учить выражать  свои мысли законченными распространёнными предложениями.

     

       Старшая группа. Учить детей составлять небольшие сюжетные и описательные рассказы по образцу и самостоятельно, полно и точно выражать свои мысли. Особое внимание обратить на составление сюжетных рассказов о предметах и явлениях природы с включением в них небольших описаний природы.

       

      Подготовительная группа. Развивать у детей умение логично, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова. Добиваться, чтобы дети научились составлять достаточно логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о природе.

Памятка 5.  Использование сказочного сюжета на занятии

Часто на занятии педагоги используют сказочный сюжет. Сказочный сюжет представляется, как последовательность определённых событий.

  1. Обнаружение нехватки какого-то предмета (нарушение запрета, в результате чего какой-то персонаж пропал, похищен), неосуществлённого желания; отсылка (или самостоятельный уход) героя за недостающим объектом.

2.Встреча героя с дарителем волшебного средства;  предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.

3.Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с его помощью препятствий на пути к недостающему объекту.

4.Встреча героя с антагонистом (обладателем  недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с антагонистом).

5.Победа героя и получение им искомого объекта.

6.Возвращение героя и получение им награды.

Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их конкретные действия, получится новая, придуманная вами сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по речевому развитию дошкольников

Консультация подойдет в помощь воспитателям старших и подготовительных групп....

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов«Технологии речевого развития дошкольников»....

Ребенок и книга: рекомендации по речевому развитию дошкольников.

Речевое развитие дошкольников невозможно без ознакомления детей с художественной литературой....

Рекомендации по речевому развитию дошкольников

quot;  Игра и сказка  в жизни дошкольника"(рекомендации по речевому развитию дошкольников)...

Задание по теме: "Теоретические и методические основы реализации речевого развития дошкольников".

Во время учебы на курсах выполняла задание по речевому развитию. Предполагаю, что моя разработка может пригодиться в работе воспитателям.Задания и критерии оценки для папки слушателя:...

Методические рекомендации по речевому развитию детей 3-4 лет

В данной статье представлены речевые особенности детей 3-4 лет. Показаны примерные игры и упражнения, которые можно использовать с детьми в этом возрасте. Материал будет полезен воспитателям, родителя...