НОД образовательная область Речевое развитие в средней группе «Лесная прогулка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Речевое развитие в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnaya_progulka.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

НОД образовательная область

Речевое развитие в средней группе

«Лесная прогулка»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Задачи:

1. Образовательные: 

  • Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.
  • Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
  • Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

2. Развивающие: 

  • Формировать умение у детей различать на слух слова с определенным звуком.  
  • Развивать умение сравнивать.
  • Закреплять умение разгадывать загадки.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: мягкая игрушка (сова), картинка леса, модули, Баба – Яга, заяц, дидактические игры.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», беседа о птицах, дидактические игры «Кто, где живёт?», «Что где растёт?». Беседы о времени года. Чтение художественной литературы.

Ход:

Дети входят в зал.

I. Организационный момент.

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся» (улыбаются)

II. «Письмо».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы! Приглашаем вас в гости на лесную прогулку, чтобы познакомиться с вами и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда мы не задерживаемся и отправляемся в путь!

Ребята, а какое сейчас время года?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Посмотрите, как весной природа просыпается, на деревьях распустились листочки, расцветают весенние цветы, ручейки начинают петь красивые песни, солнышко греет и готовит нас к лету, небо голубое и ясное! Мы скоро попадем в лес, подышим весенним воздухом и полюбуемся красотой нашей природы.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес».

В лес отправимся гулять (дети маршируют).

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем (ходят змейкой).

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали и к лесу побежали (бегут на носочках).

Ноги выше поднимаем (ходят высоким шагом),

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке (маршируют)

Мы весело шагаем.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами уже и в лесу. Подышим воздухом. Ой, посмотрите, избушка! А кто же в ней живет? (из – за избушки появляется Баба – Яга).

Баба – Яга: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Баба – Яга: Кто я?

(ответы детей)

Баба – Яга: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вы пока шли по лесу, вас комары не покусали? Меня уже почти съели. Кстати, вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Баба – Яга: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Баба – Яга: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш

Баба – Яга: водички?

Дети: с-с-с-с

Баба – Яга: А можно и мне попробовать попеть песенки? Я как ни старалась, не могу спеть, как ветер. Помогите мне справиться с этой задачей! (дети пытаются показать Бабе – Яге, как надо произносить этот звук с помощью зеркала. Объясняют ей). Ох, вот я и справилась с этой задачей. Спасибо вам! Старая я уже, у меня и зубов – то почти не осталось.

Баба – Яга: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) – заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед;

песенку жука (Ж) – живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) – стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Баба – Яга: Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Что – то устала я, пойду вздремну! А вы идите по извилистой дорожке, погуляйте еще по лесу, может кого и встретите.

Воспитатель: Смотрите, а вот и сова. У совы большая голова и «лицо» с большими круглыми глазами. Клюв короткий, изогнутый. Оперение у сов густое и мягкое, крылья большие. Совы охотятся ночью, а днем спят. Совы хорошо видят (даже ночью). Но больше всего им помогает слух. Совы очень хорошо слышат.

Дети: Здравствуй, сова! Вот мы и встретились.

Воспитатель: Подождите, дети, сова мне что – то говорит на ушко. Ой, да она хочет с нами поиграть! Мы с удовольствием поиграем с ней, правда – ребятки?

Она будет называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: «Назови одним словом»

Сова: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Сова: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Сова: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Сова: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Сова: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек

Дети: цветы;

Сова: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети:  животные  

Сова: Молодцы!

Подвижная игра «Совушка»

Подготовка к игре

Играющие произвольно располагаются по ограниченной площадке. Выбирается водящий — «совушка», который сидит в гнезде (обруч).

Описание игры

По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» — играющие бегают по площадке, изображая жучков, бабочек, птичек, зверей. «Совушка» в это время спит, т.е. сидит в «гнезде», закрыв глаза. Когда ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а «совушка» в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся «совушками», и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту».

Варианты:

1) После слов «Ночь наступает — все замирает», играющие изображают любую фигуру спортсмена (пловца, гимнаста, боксера, штангиста, стрелка и т.д.).

2) Руководитель громко произносит

«Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Глазами не глядит

Да вдруг как полетит».

После слова «полетит» «совушка» выбегает, помахивая руками, и старается осалить убегающих на свои места играющих. Затем «совушка» возвращается в свое гнездо и игра продолжается.

Воспитатель: Сова рада, что мы поиграли с ней и мы подружились!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, пойдёмте дальше погуляем по весеннему лесу! (звучит музыкальное сопровождение). Давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из – за ёлочки? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: С удовольствием!

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Назови ласково». Объясняет правила игры: «Я буду вам называть слово и бросать мячик, а вы в ответ называть слово ласково и бросать мячик мне!»  

Дидактическая игра «Назови ласково»

гриб – грибочек, лист – листочек, ветка – веточка, куст – кустик, ягода – ягодка, трава – травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако – облачко.

Словесная игра «Большой - маленький?»

Лиса – лисёнок, волк – волчонок, медведь – медвежонок, белка – бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, слон – слоненок,  лев – львенок,  заяц – зайчонок, мышь – мышонок.

Воспитатель: Ну как, зайчик, тебе понравилось с нами играть?

Зайчик: Очень!

Воспитатель: Но, к сожалению, нам надо идти. До свидания, зайчик!

Дети прощаются с зайчиком.

Баба – Яга: (выходит из избушки) Кто там опять идет? Разбудили старую!

Воспитатель: Это мы, Бабушка! Погуляли по весеннему лесу и нам пора возвращаться в детский сад.

Баба – Яга: А я вас просто так не выпущу. Вы любите загадки? И даже знаете кто живет в лесу? Давайте проверим!

(ответы детей)

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ёж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

III. Рефлексия.

Баба – Яга: Молодцы! Много знаете! А вот вы мне еще скажите, кого вы видели и встретили в лесу? Во что играли? С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей)

Баба – Яга: Какие умные детки! Отпущу сейчас вас домой, но на последок хочу пригласить вас на танец, повеселюсь хоть с вами!

Танец «Бабка – Ёжка»

Дети прощаются с Бабой – Ягой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Автор: Тоцкая Екатерина Витальевна, воспитатель средней группыГБОУ Школа № 1241Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменени...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка

Программное содержание:1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.4....

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка» ...