Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе по теме: "Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лутова Рита Раиловна

Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_teremok.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие»  в средней  группе

по теме: Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»

Цель: Развитие речевой активности в организованной образовательной деятельности.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать диалогическую речь через участие в беседе - понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  2. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний посредством чистоговорок.
  3. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  4. Закреплять умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, тает снег, набухли почки на деревьях, появилась травка, прилетели птицы).
  5. Развивать внимание, наблюдательность, способности анализировать, речевое дыхание.
  6. Воспитывать умение слушать ответы сверстников, желание помочь героям сказки.

Словарная работа: закреплять умение называть детенышей животных (мышонок, лягушонок, зайчонок, лисенок, волчонок, медвежонок), активизация словаря по теме «Весна».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», наблюдения на прогулке за явлениями живой природы, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна», дидактическая игра«Животные и их детеныши»; изготовление атрибутов к игре «Животные и их детеныши» родителями воспитанников.

Оборудование и материалы: персонаж «сорока», конверт (большого формата) с письмом, карта-план, «золотое яйцо», картинки для проговаривания чистоговорок, заяц (с горшком в лапах), картина «Весна» (разрезная); волшебный сундучок, ключ, би-ба-бо к сказке «Теремок», модули для теремка; тарелки с крупой на каждого ребенка; кубики с изображениями животных.

Планируемый результат: четко проговаривают слова, участвуют в беседе, называют детенышей животных, развита мелкая моторика, знают о признаках весны.

Методы и приемы:

игровые: сюрпризный момент (сорока с письмом), проблемная ситуация,  драматизация сказки;

словесные: проговаривание чисто говорок, ответы на вопросы по картине, д/и «Назови детеныша»;

наглядные: рассматривание карты-плана, рассматривание картины «Весна»;

практические: дых.упр. «Раздуй крупу», игра «Собери картинку»;

Структура ООД:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Сюрпризный момент(Слышен стук в окно).

Воспитатель:Ребята, кто то стучит в окно, кто это? (сорока принесла письмо в клювике). Ребята, отойдите подальше, я открою окно и возьму письмо у сороки. Давайте прочтем, что за письмо нам принесли.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам герои сказки «Теремок». С нами  случилась беда: Злая Колдунья закрыла дверь нашего теремка на замок, спрятала ключи,и мы не можем в него попасть»

Дети заняты сам.деятельностью

Дети обращают внимание, подходят к окну, вступают в беседу, отвечают на вопросы, рассуждают.

Организационно-поисковый

Воспитатель:Ребята, что делать? Как  им помочь? (подводит детей к тому, что нужно найти ключ)

Ой, а тут еще что-то в конверте есть. (Воспитатель достает из конверта  карту-план: фотографии зон группы со стрелками, вешает на мольберт.)

 Что вы видите? (ответы детей). Ребята, я поняла, эта карта, значит,  ключ спрятан у нас в группе,и мы сможем помочь найти ключ. Так… двигаться нам надо в том направлении, куда показывает стрелка.

Ну, что ребята, вы готовы? Отправляемся искать ключ?

На фото «Книжный уголок»

Воспитатель:Ребята, откуда мы должны начать? (ответы детей)Посмотрите внимательно, не зря нас карта сюда привела. Что это? Из какой сказки? (Ответы детей) Давайте посмотрим, возможно,ключ там. (Открывает капсулу)Ребята, ключа здесь нет, но есть для нас  задание: «Вы должны правильно и четко проговорить чистоговорки». Я вам предлагаю пройти, сесть на стулья и выполнить это задание.

Ребята, сначала я проговариваю, а вы внимательно слушаете и следите за моим язычком и губами, а потом вместе повторим.

Чтобы я всех слышала. (обр-ся индивидуально)

Чистоговорки

Воспитатель проговаривает, дети повторяют, и при помощи картинок заканчивают чистоговорки:

Сы-сы-сы, хвост красивый у___

Цо-цо-цо, снесла____

Чу-чу-чу, на лошадке я___

Ан-ан-ан, мы купили___

Ил-ил-ил, вот зеленый _____

Не-не-не, у улитки домик на спине______

Оч-оч-оч, наступила______

Воспитатель:Задание выполнили, а ключа нет, что делать дальше?( Ответы детей) Куда указывает карта?

Уголок природы

Воспитатель: Раз карта указала, то может здесь ключ? Но где же он может быть? Я вот, ребята, не вижу. Подойди(предлагает 2 - 3 детям) посмотри, может ты найдешь. (в горшке у зайчика находят задание). Ой, еще одно задание.Слушайте:«Вам нужно достать картинку  с тарелки  не трогая крупу руками и сказать какое время года на ней изображено»

Воспитатель:Ой, ребята, посмотрите вот она тарелка с крупой.(воспитатель  берет на руки тарелку с крупой) Ой, так она не одна, смотрите, наверное, всем хватит. Подойдите к тарелкам. Помните, что по заданию Колдуньи руками трогать нельзя. Как же быть? Что же делать? Уберем руки за спину, подумаем вместе. …, ты как думаешь, что можно сделать?(добиться ответа «подуть»)Попробуем, …, ой, у ….получается, а давайте все подуем. (хорошую идею предложил, проверяет у всех) Все раздули крупу с картинки? (дети достают картинки из под крупы) Посмотрите, что изображено на ваших картинках? …, у тебя что? А у тебя?? (инд-но спросить) непонятно. Что делать? А может это части целой картины? А, ну, подойдем к мольберту, соберем.

Молодцы, собрали! А теперь пройдите на стулья, мы рассмотрим, какое же время года на картине.

Какое время года изображено на картине?А ты как считаешь? (спросить у 2-х) Правильно,  на картине весна. А почему вы считаете, что на картине изображена весна? А ты как думаешь? (воспитатель просит, чтобы дети давали не хоровые ответы; добивается полных ответов) А кого еще видите на картине? А вы заметили, что девочки обуты в резиновые сапоги? Как думаете, почему?

Молодцы, ребята! Вы правильно назвали признаки весны. Мы ждем весну с теплым солнышком, с растаявшим снегом, с чистыми от снега дорожками, с распустившимися почками, с прилетом птиц.

Ну, что, с заданием справились?А ключа нет, куда нам теперь идти?

На фото видят «Театральный уголок»

Воспитатель:Ключ наверно здесь, как вы думаете ребята? (ответы детей). Где же спрятан ключ? (Если дети затрудняются, то подсказать им:волшебныйсундучок).

Воспитатель открывает сундучок,читаетМое последнее задание, выполнив  котороевы получите ключ. Вы должны правильно назвать детенышей животных».

Ребята, у нас же кубики есть, с животными, они и нам помогут. Берите один кубик с зеленой коробки, один – с красной. (дети берут по 2 кубика и садятся)

Дидактическая игра «Назови детеныша»

На столах лежат кубики: на гранях одного кубика взрослые животные (герои сказки «Теремок»), на другом – детеныши.

Рассмотрите их внимательно, из каких сказок вы видите персонажей на кубиках?(ответы)Ребята, раз помогаем героям сказки «Теремок», давайте вспомним, кто за кем пришел к теремку. Кто первым пришел к теремку?(мышка) Правильно, найдите и покажите на втором кубике мышку.…, кто у тебя? А у тебя? А кто детеныш мышки? Покажите.  …, кто детеныш мышки? (инд-но) Кто пришел к теремку после мышки? ….Всех назвали?

Молодцы, ребята! И с последним заданием справились. А ключик – то где? Загляну –ка еще раз в волшебный  сундучок… вот он, ключ, который мы искали.

У нас все получилось! Как думаете, почему мы смогли его найти? (Мы выполнили все задания, были дружными и внимательными.Мы-молодцы!)

Теперь надо его отнести жителям теремка. Только куда идти? (Дети сами должны вспомнить, про карту). Посмотрим, что карта нам говорит. (в спальню)Пойдемте!

Воспитатель:А вот и теремок, и герои здесь.

Дети отвечают, рассуждают.

Дети совместно с педагогом подходят к книжному уголку.

Совместная деятельность педагога и детей: отвечают на вопросы, рассуждают.

Дети садятся на стулья, проговариваютчистоговорки

Отвечают на вопросы.

По просьбе воспитателя, подходят, ищут задание, находят

Дети подходят к столам, раздувают крупу с середины тарелки и находят части картинок.

Дети на мольберте складывают(собирают) картину.

Ответы детей

Дети перечисляют признаки весны.

Дети на кубиках показывают пары и называют их

Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети заходят  в спальню и  видят теремок, построенный из моделей

Рефлексивно-корригирующий

Воспитатель:Раз пришли к теремку, то я предлагаю вам вспомнить  и  показать сказку. А как выберем,  кто кого будет играть?

(распределяют роли: считалкой, стрелкой, загадкой,  воспитатель назначает за какие-то качества,просит детей выбрать на роль по их желанию)

Драматизация сказки «Теремок»

Дети предлагают свои варианты выбора

Выбранные дети показывают сказку, а остальные – зрители.

Переход к самостоятельной деятельности

Стр/и «Построим новый теремок»

Из модулей строят новый теремок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель  ...

Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...

Методическая разработка Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию движений (образовательная область физическое развитие) для детей II группы раннего возраста. Тема. Как цыплята солнышко искали.

Представленный конспект непосредственно – образовательной деятельности по  развитию движений для  детей II группы раннего возраста по теме: «Как цыплята солнышко искали»,яв...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...