Главные вкладки

    Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Елисеева Ирина Анатольевна

    Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной основе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл realizatsiya_rechevyh_situatsiy.docx21.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

    Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной основе.

    Задачи:

    1.Научить детей слушать друг друга, не отвлекаясь от темы, не перебивать собеседника.

    2.Научить детей использовать речевой этикет в общении ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.

    3.Научить задавать вопросы в ходе диалога.

    Для достижения поставленной цели, нами были разработаны и реализованы на практике различные речевые ситуации.

           Работа проводилась в системе занятие (Приложение) + специально подготовленные речевые ситуации, в занятии дети приобретали знания, а речевые ситуации формировали и закрепляли навыки культуры речевого общения практически, в заключение мы провели досуг.

    Для наглядности опишем  некоторые  речевые ситуации, целью которых было закрепить приобретенные навыки культуры речевого общения. Для реализации наших занятий мы использовали методическое пособие Т. И. Петровой, Е. С. Петровой, авторы данного пособия включают в свою работу речевые ситуации.

           Также нами были отобраны (Т.И. Петрова, Е.С. Петрова) и разработаны  различные речевые ситуации. Проводили их вне занятий с подгруппами детей.  

    1.- У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля, самый лучший Юрин друг, случайно забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику.

    Дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать и ответить: какими словами Оля объяснила свою забывчивость? Что ответил девочке Юра? Дав детям высказаться, воспитатель продолжает:

    - Юра улыбнулся и сказал: “Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же ждал тебя в гости, а не подарок”.

    Как вы думаете ,  правильно ли поступил Юра? Как бы вы поступили в этой ситуации? Повторите слова, которыми  Юра утешил Олю.

    Анализ:  проанализировав проведенную речевую ситуацию, мы сделали вывод, что она не побудила детей к правильному ответу. Семен ответил односложно: “Плохо!”;  Витя П. “Плохо, что пришла без подарка”; Саша К. ответила не так как мальчики: “Не страшно, в следующий раз принесешь!”. Дети отвечали искренне, но при этом не верно. В результате педагог подводил к правильному решению вопроса. Из чего мы делаем вывод, что у детей недостаточно знаний о том, как реагировать в данной ситуации. Необходимо познакомить ребят с  правилами поведения  в различных ситуациях, проиграть её на не вербальной основе. “У Саши день рождения”

    2. - Саша и Андрейка были друзьями. Однажды, играя в детском саду, они так разбегались, что помяли цветы на клумбе. “Это Андрейка виноват!” - сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. “Андрейка, это ты сделал?” - Спросила Ольга Ивановна мальчика. “Я!” - ответил Андрейка и отвернулся от Саши.  “Хотя  виноват только Андрейка, я накажу вас обоих”, - сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды. “А меня за что?” - захныкал Саша. Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрейка отвернулся от Саши, сев к нему спиной.

    - Как вы думаете, кто виноват в том, что клумба с цветами оказалась помятой? Как поступили друзья в этой ситуации? Права ли Ольга Ивановна? Почему Андрейка отвернулся от Саши?

    Анализ: по сравнению с предыдущей речевой ситуацией, дети быстро определили суть проблемы и  правильное решение данного вопроса. Многие из них утверждали, что Ольга Ивановна действительно права в том, что наказала обоих мальчиков. А Саша проявил себя по отношению к своему другу не по честному. Отсюда следует, что в данном случае ребята неплохо сориентировались и подобрали правильный выход из сложившейся ситуации, не забывая про культуру речевого общения и речевой этикет.

    3. Педагог предлагает детям подумать и рассказать, какие бы действия они предприняли в различных ситуациях:

    1. Вам подарили книгу….2. Вас поздравили с днем рождения….3. Вы обращаетесь к продавцу в магазине….4. Вас провожают на вокзале…5. К вам пришли гости….6. В трамвай вошла женщина, все места заняты….7. Идет по дороге пожилой человек, в руках у него тяжелые сумки….8. Взрослый мальчик толкнул малыша…..9. Вы упали, вам помогли подняться…..

    10.Вы встретили знакомого….

    Анализ: целью данных речевых ситуаций являлось использование культуры речевого общения в различных жизненных ситуациях. В ходе проведения их мы выявили, что не все дети хорошо ориентируются в данных ситуациях. На простые вопросы, такие как: “Вам подарили книгу”, или “Вас поздравили с днем рождения”, ребята ответили правильно. А вот речевые ситуации более сложные вызвали у детей затруднения. Воспитатель подробно разобрал вместе с детьми каждый вопрос, после чего ребята справились с поставленной задачей. Из чего следует, что необходимо повторно обсудить с детьми данные ситуации и закрепить их.

    4. Педагог читает стихотворение.

    Простите

    Пошел я гулять и в саду по привычке

    Я дернул девчонку за обе косички.

    На крик прибежала девчонкина мать,

    Меня изловчилась за ухо поймать.

    Попробовать, что ли, в сторонку куда – то….

    “Простите меня”, - я шепнул виновато.

    “Ступай, - улыбнулась, - прощаю пока”. –

    И ухо мое отпустила рука.

    Простите, ура! Убедился я снова,

    Какое оно интересное слово.

    (Н. Юсупов)

    - Как поступил мальчик? Какое слово он сказал – и рука тотчас отпустила его ухо? В каких ситуациях говорят это слово? Как можно было сказать по – другому?

    Анализ: в данном случае ответы на вопросы по стихотворению Н. Юсупова были разнообразны, многие ребята отвечали, что мальчик поступил плохо, но потом извинился. А одна из девчонок высказала такую мысль:

    - “Мальчик дернул девочку за косички, потому что она ему понравилась, и не ожидал, что она закричит и поэтому не извинился сразу же перед ней!” Судя по ответам детей, следует, что многие из них не имели представления,  как нужно себя вести в данной речевой ситуации. Поэтому необходимо провести дополнительные беседы о правилах и культуре поведения в таких ситуациях.

       Следующие речевые ситуации были разработаны нами самостоятельно и проведены на практике.

    1. Разыгрывание речевой ситуации:  “У меня зазвонил телефон”.

    Дети делятся на пары по желанию и обсуждают тему разговора. Для большей наглядности можно взять настоящие телефоны.

    Анализ: главным образом данная речевая ситуация развивает культуру ведения диалога по телефону.

    Цель проведения: определить умения употреблять речевой этикет в диалоге. Рассмотреть многообразие детских тем разговора по телефону.

      В соответствии с этим мы наблюдали поочередно за проведением детьми диалога между собой. В результате выявили, что с поставленной задачей многие справились, но не у всех получился полноценный диалог. В некоторых случаях разговор был немногословен, т. е. дети не могли найти тему для беседы. Их разговор начинался и быстро заканчивался. Только две пары детей смогли убедительно пообщаться по телефону. Все ребята, участвующие в речевой ситуации правильно начинали и заканчивали свою речь.  Из чего мы делаем вывод, что культуру ведения диалога по телефону они освоили. Считаем, что необходимо проговорить с ребятами различные темы для бесед не только по телефону, но и в условиях социального общения.

    1. Разыгрывание речевой ситуации: “Доктор Айболит”.

    Детям предлагалось по желанию стать доктором, он должен принимать пациентов и давать рекомендации по лечению. Прежде, чем провести эту речевую ситуацию воспитатель провел беседу, напоминая детям о лекарственных растениях (подорожник, алоэ и т. д.)

    Анализ: анализируя данную речевую ситуацию, отмечено, что  большинство детей активно участвовали в разыгрывании и обсуждении, но некоторые из них были скованы, малоразговорчивы. Многие из ребят при приходе к доктору здоровались, а при уходе прощались. В ходе диалога с врачом правильно определились, на какую тему беседовать с ним. Согласно этому дети понимают для чего и почему необходима профессия врача. С теми ребятами, которые затруднялись с вопросами и ответами воспитатель провел индивидуальные беседы.

    7. Воспитатель предлагает следующую речевую ситуацию.

    Мальчик Саша звонит своему другу и приглашает его на прогулку. Послушаете:

    - Петя выходи гулять!

    - Сейчас выйду!

    - Как вы думаете, правильно ли мальчики разговаривали по телефону? Как бы вы повели себя в аналогичной ситуации?

    Анализ: рассматривая данную речевую ситуацию, мы отметили, все ребята обнаружили, что не так сделали мальчики при разговоре по телефону. Они очень быстро и практически единогласно подобрали нужные слова  для начала и завершения диалога. Также продемонстрировали, как нужно правильно провести диалог. Отсюда становится ясно, что дети освоили культуру речевого общения.

    В заключение формирующего эксперимента мы провели досуг на тему “Добрые слова”, для закрепления у детей полученных знаний.

    Авторы данного досуга Т. И. Петрова; Е. С. Петрова.

    Цель: развивать у детей коммуникативные качества, продолжать учить понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них, поддерживать интерес к диалогу, побуждать детей активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, поддерживать…); учить детей подбирать слова с противоположным значением.

    Ход проведения:

    Досуг проводится с группой детей в зале, в виде беседы за “круглым столом”. Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: “Как бы вы отнеслись к этой ситуации?”

    Был вежлив этот мальчик?

    И, право очень “мил”,

    Отняв у младших мячик,

    Он их благодарил –

    “Спасибо” говорил.

    - Как, на ваш взгляд, поступает этот мальчик? Что бы вы ему сказали? Какое чувство у вас вызывает этот поступок?

    Можно ли обижать кого – либо, особенно младших? Скажите, в нашей группе бывали такие случаи? Расскажите.

    Встретил Витю я, соседа,

    Встреча грустная была –

    На меня он, как торпеда,

    Налетел из – за угла.

    Но представьте, зря от Вити

    Ждал я слова “извините”.

    - Почему встреча с Витей оказалась грустной? Как налетел на соседа Витя? Как можно сказать по – другому? Если вы столкнулись с кем – то, что нужно сказать? Как вы оцениваете этот поступок? Вы сможете найти какие- то обстоятельства, которые бы его оправдали? Вы наблюдали где – либо такую ситуацию? Расскажите.

    Физминутка

    Выразить свое отношение к чему – либо можно и мимикой.

    Представьте себе, что вас обидели. Покажите мне это. Вы рады, вы торжествуете, покажите мне ваше выражение лица в этой ситуации. Вы испуганы – каким стало ваше лицо?

    Дидактическая игра “Наоборот”

    Образец:

    Я скажу вам: плохо – вы ответите – хорошо.

    Я скажу вам: сладко – вы ответите:… Скучно -….Холодно - …. Грустный - …. Добрый - …. Жадный – Доверчивый - …. Теплый - …. Бодрый - …. Грубый - …. Злой - …….

    Слова для справок:

    горько, весело, тепло, веселый, злой, щедрый, подозрительный, холодный, сонный, вежливый, добрый.

    Что бы вы посоветовали такому человеку? Как бы вы охарактеризовали его?

    - Какие слова говорят при встрече, прощании? Как правильно поздороваться? (Нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова.) Какие? (Ответы детей.) Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете? (Удовольствие, радость…) Если к вам обратились грубо – что происходит с вами? (Обижаюсь, грущу…)

    Добрые слова не лень

    Повторять мне трижды в день.

    Только выйду за ворота,

    Всем идущим на работу –

    Кузнецу, ткачу, врачу –

    “С добрым утром” -  говорю,

    “Добрый день” кричу я вслед

    Всем идущим на обед.

    “Добрый вечер” - так встречаю

    Всех домой спешащих к чаю.

    - Вам понравилось это стихотворение? Почему? Какие еще слова приветствия дня, вечера, утра вы знаете?

    Педагог читает стихотворение С. Я. Маршака:

    Друзья, вот вам на всякий случай

    Стихи о мальчике одном:

    Его зовут….а, впрочем, лучше

    Мы здесь его не назовем.

    “Спасибо”, “Здравствуйте”, “Простите”

    Произносить он не привык,

    Простого слова извините

    Не одолел его язык.

    Ему бывает часто лень

    Сказать при встрече: “Добрый день”.

    Казалось бы, простое слово,

    А он стесняется, молчит.

    А в лучшем случае “Здорово”

    Он вместо “Здравствуй” говорит,

    А вместо слова “до свиданья”

    Не говорит он ничего

    Иль заявляет на прощанье:

    “Ну, я пошел! Пока! Всего!”

    - Вам случалось слышать такие невежливые слова приветствия? Что можно посоветовать такому мальчику?

    - Все ребята молодцы!

    Мы вам всем похлопаем, ножками потопаем, ручками помашем, вместе с вами…что сделаем? (Спляшем.)

    Мальчики приглашают девочек. Под музыкальное сопровождение дети произвольно танцуют.

    Анализ: проведя и проанализировав данный досуг, мы сделали вывод, что дети стали более уверенно и грамотно отвечать на поставленные перед ними вопросы. Кроме того ребята с удовольствием рассказывали ситуации в которых они учувствовали сами или где – то наблюдали. Досуг прошел на высоком эмоциональном уровне.

    Так, с помощью речевых ситуаций, мы пытались развить культуру речевого общения у старших дошкольников. Это удалось сделать, у большинства детей действительно повысился уровень культуры общения. Исходя из этого, мы можем утверждать, что речевые ситуации – это эффективный  метод по развитию культуры речевого общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

    Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

    Игры, направленные на формирование культуры речевого общения

    Игры,  направленные на формирование культуры речевого общения рассчитаны на работу с детьми среднего возраста, однако при необходимости могут быть использованы в работе с детьми старшей и подгото...

    Средства развития культуры речевого общения у дошкольников.

    Культура речевоо общения, средства развития культуры речевого общения у дошкольников...

    Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

    •Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

    Игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы.

    Различные игры, направленные на развитие моторики, дыхания и речи....

    Статья на тему: "Использование логоритмических упражнений, направленных на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, на занятиях по развитию речи."

    Логоритмика - это своеобразная форма активной речевой деятельности, основанная на сочетании слова, музыки и движения. Взаимосочетание этих компонентов может быть очень разнообразно и интересно. Моя ст...