Главные вкладки

    Статья по развитию речи по теме:
    Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).

    Коломенская

    Коломенская Елена Владимировна

    учитель-логопед  ГБДОУ д/с № 76 Красносельского района

    В статье говорится об актуальности приёмов театрализации для развития всех речевых компонентов, неречевых психических функций, создания мотивации к занятиям.

    Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).

    В  предшкольном  возрасте, (старшая и подготовительная группы), как никогда важно развитие речи, в частности, таких её компонентов, как фонетическая сторона,  лексико-грамматический строй и, в конечном итоге, связная речь.

    Успех нашей работы  обусловлен, в основном, наличием мотивации, т. е., интереса к занятиям. Основной интерес дошкольника - это, конечно, игра. Для развития выразительной, образной, связной речи самая лучшая игра - театрализация.

    Для логопедов, ограниченных довольно жёсткими временными рамками занятия, и необходимостью получить максимальный результат в минимальные сроки, нет возможности играть с детьми. Но активно использовать элементы театрализации: психогимнастику, пластические этюды, пантомиму, элементы драматизации имеет смысл по ряду причин:

    - эти приёмы способствуют повышению интереса к занятиям

    - овладение речью идет через познание ребенком окружающего мира. Образы предметов, действий, которые ребёнок отображает в игровой форме, более эмоционально окрашены, лучше сохраняются в памяти и впоследствии отображаются в речи. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребенка.

    -дают возможность овладеть определенным запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной интонацией и логично излагать свои мысли.

    - задействованы фундаментальные для развития речи психические процессы,- внимание, мышление, память и воображение.

    - развивают мимическую и общую моторику, пластику движений.

    - дети учатся выражать эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других, - все это является основой нравственного воспитания.

    - способствует раскрепощению детей, регулирует поведение.

    - можно проводить как игровое занятие,  или как часть занятия в любое время: в начале, по ходу или в заключении.  Можно использовать как динамическую паузу, мимическую гимнастику и т.п.

    - приёмы просты по форме и содержанию.

    На начальных этапах работы – для развития лексико-грамматического строя речи, как правило, использую маленькие предметные картинки;

    -даём характеристику предмету. (Что // кто это? Какой ? Что делает? // Что с ним можно делать?)

    -даём характеристику действию

    -придумываем, как это можно изобразить - жестами, движением, мимикой, звукоподражанием

    -дети импровизируют, а я в ходе  упражнений объясняю, какой голос у этого персонажа и комментирую. («З-з-з! Я маленький, серенький звенящий комарик.…».  «Ж-ж…Я большой, тяжёлый жук….»). Далее дети сами решают, кого будут изображать и представляют своего героя

    -можно усложнить задачу, перейдя к диалогам-импровизациям: задавая правильно поставленный вопрос, я заставляю их думать. ( Например : «- О чём ты мечтаешь, кислый лимон? – Я мечтаю, чтобы меня посыпали сахаром, и я стал бы сладким »).

    Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность.

    На следующем  этапе на первый план выступает специальное обучение связной речи:

    -пересказы

    -пересказы с элементами творчества (придумывание финала)

    -придумывание  (чаще коллективного)  рассказа, с последующим пересказом, но возможны и индивидуальные мини-рассказы.

    Для решения этой задачи:

    -  знакомлю детей с рассказом,  сказкой для пересказа; или предлагаю тему, алгоритм, персонажей для придумывания истории. Для индивидуальных рассказов  персонажей дети  придумывают сами (или выбирают картинку )

    - рассматриваем иллюстрации. Даём характеристику персонажей. Придумываем, (если это рассказ), сюжетную линию.

    -  выполняем  игровые, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой, звукоподражанием. Дети импровизируют и  оречевляют свои действия, я помогаю заимствовать из литературного источника  фразы, речевые обороты. ( Например: «Я несчастная уточка, у меня сломано крыло, я не могу улететь. Мне очень холодно…» ) . Дети следят за своей речью и речью других,  уже могут сказать, у кого какая роль хорошо получается.

    -  если необходимо, предлагаю детям придумать к произведению другой финал

    -распределяем роли (так или иначе,- задействованы должны быть все дети),  репетируем мини-спектакль. Предлагаю показать его вечером, (взаимодействие с воспитателями) и рассказать дома (взаимодействие с родителями).

    Итак, театрализованная деятельность  примечательна тем, что она

    - способствует развитию лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, а также  развитию связной образной речи.

    - развивает  неречевые психические функции: внимание, мышление, воображение. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.

    - развивает  коммуникативную функцию речи

    - не требует материальных и временных затрат, применима практически в любой обстановке, в любой образовательной области.

    - может использоваться логопедом, воспитателями, родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_teatraliz.deyatelnost.docx20.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коломенская Елена Владимировна

    учитель-логопед  ГБДОУ д/с № 76 Красносельского района

    «Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации) .»

    Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).

    В  предшкольном  возрасте, (старшая и подготовительная группы), как никогда важно развитие речи, в частности, таких её компонентов, как фонетическая сторона,  лексико-грамматический строй и, в конечном итоге, связная речь.

    Успех нашей работы  обусловлен, в основном, наличием мотивации, т. е., интереса к занятиям. Основной интерес дошкольника - это, конечно, игра. Для развития выразительной, образной, связной речи самая лучшая игра - театрализация.

    Для логопедов, ограниченных довольно жёсткими временными рамками занятия, и необходимостью получить максимальный результат в минимальные сроки, нет возможности играть с детьми. Но активно использовать элементы театрализации: психогимнастику, пластические этюды, пантомиму, элементы драматизации имеет смысл по ряду причин:

    - эти приёмы способствуют повышению интереса к занятиям

    - овладение речью идет через познание ребенком окружающего мира. Образы предметов, действий, которые ребёнок отображает в игровой форме, более эмоционально окрашены, лучше сохраняются в памяти и впоследствии отображаются в речи. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребенка.

    -дают возможность овладеть определенным запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной интонацией и логично излагать свои мысли.

    - задействованы фундаментальные для развития речи психические процессы,- внимание, мышление, память и воображение.

    - развивают мимическую и общую моторику, пластику движений.

    - дети учатся выражать эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других, - все это является основой нравственного воспитания.

    - способствует раскрепощению детей, регулирует поведение.

    - можно проводить как игровое занятие,  или как часть занятия в любое время: в начале, по ходу или в заключении.  Можно использовать как динамическую паузу, мимическую гимнастику и т.п.

    - приёмы просты по форме и содержанию.

    На начальных этапах работы – для развития лексико-грамматического строя речи, как правило, использую маленькие предметные картинки;

    -даём характеристику предмету. (Что // кто это? Какой ? Что делает? // Что с ним можно делать?)

    -даём характеристику действию

    -придумываем, как это можно изобразить - жестами, движением, мимикой, звукоподражанием

    -дети импровизируют, а я в ходе  упражнений объясняю, какой голос у этого персонажа и комментирую. («З-з-з! Я маленький, серенький звенящий комарик.…».  «Ж-ж…Я большой, тяжёлый жук….»). Далее дети сами решают, кого будут изображать и представляют своего героя

    -можно усложнить задачу, перейдя к диалогам-импровизациям: задавая правильно поставленный вопрос, я заставляю их думать. ( Например : «- О чём ты мечтаешь, кислый лимон? – Я мечтаю, чтобы меня посыпали сахаром, и я стал бы сладким »).

    Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность.

    На следующем  этапе на первый план выступает специальное обучение связной речи: 

    -пересказы

    -пересказы с элементами творчества (придумывание финала)

    -придумывание  (чаще коллективного)  рассказа, с последующим пересказом, но возможны и индивидуальные мини-рассказы.

    Для решения этой задачи:

    -  знакомлю детей с рассказом,  сказкой для пересказа; или предлагаю тему, алгоритм, персонажей для придумывания истории. Для индивидуальных рассказов  персонажей дети  придумывают сами (или выбирают картинку )

    - рассматриваем иллюстрации. Даём характеристику персонажей. Придумываем, (если это рассказ), сюжетную линию.

    -  выполняем  игровые, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой, звукоподражанием. Дети импровизируют и  оречевляют свои действия, я помогаю заимствовать из литературного источника  фразы, речевые обороты. ( Например: «Я несчастная уточка, у меня сломано крыло, я не могу улететь. Мне очень холодно…» ) . Дети следят за своей речью и речью других,  уже могут сказать, у кого какая роль хорошо получается.

    -  если необходимо, предлагаю детям придумать к произведению другой финал

    -распределяем роли (так или иначе,- задействованы должны быть все дети),  репетируем мини-спектакль. Предлагаю показать его вечером, (взаимодействие с воспитателями) и рассказать дома (взаимодействие с родителями).

    Итак, театрализованная деятельность  примечательна тем, что она

    - способствует развитию лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, а также  развитию связной образной речи.

    - развивает  неречевые психические функции: внимание, мышление, воображение. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.

    - развивает  коммуникативную функцию речи

    - не требует материальных и временных затрат, применима практически в любой обстановке, в любой образовательной области.

    - может использоваться логопедом, воспитателями, родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

    НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

    Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

    Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...

    НОД по формированию лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста.

    Коррекционно-образовательные задачи: развитие мимических мышц; уточнение, активизация и накопление словаря по теме «Весна»; закрепление умения составлять предложение; закрепление навыка согласования с...

    Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических строя и развитие связной речи у детей с ОНР

    Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических строя и развитие связной речи у детей 5-6 лет с ОНР...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

    Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

    Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.

    Конспект занятия в подготовительной группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с...