НОД по развитию речи "Дружные ребята" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

КовальЕлена Петровна

Формирование понятий "друг" и "дружба". Задачи: Воспитательные: учить понимать и оценивать чувства и поступки других; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.

 Образовательные: познакомить детей с правилами (секретами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц о дружбе.

Развивающие: обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД о "дружбе"24.66 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи с детьми с ОНР  старшая группа.

«Дружные ребята!» 

Цель: Формирование понятий «Друг», «Дружба».

Задачи:

Воспитательные: учить понимать и оценивать чувства и поступки других; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.

 Образовательные: познакомить детей с правилами (секретами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц о дружбе.

Развивающие: обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.

Оборудование: аудиозапись песен «Настоящий друг», «Песенка друзей», чудо-дерево с вопросами, клубочек, сказочный персонаж кот Леопольд, цветик-семицветик.

Предварительная работа: повторение стихотворений о дружбе, знакомство  с пословицами и поговорками о  дружбе, чтение сказок о дружных ребятах, прослушивание аудиозаписи о дружбе.

Интеграции образовательных областей: «КОММУНИКАЦИЯ», «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ТВОРЧЕСТВО», «МУЗЫКА», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»,

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим об очень  важном. А о чем, вы узнаете, послушав песню. (Звучит аудиозапись песни «Песенка друзей»). О чем пелось в этой песне?   (о дружбе) Вы согласны с этим?  Кто же из вас знает, что такое – дружба? (ответы детей).  Да, дети, мы сегодня будем говорить о дружбе, о вежливости, о взаимоотношениях .

Показ слайдов  и рассказывание  сказки.

А сейчас я расскажу вам сказку «Девочка ищет друга» 

Жила-была на земле девочка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять красивых девочек, одна другой краше.

-Вот выбирай, - сказал волшебник.

-Одну зовут Радость, другую - Доброта, третью - Красота, четвертую -Печаль, а пятую -Дружба.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать…

-Твоя, правда,- ответил волшебник,- но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девочкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Воспитатель: Ребята,а кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют свое мнение).

Любовь подошла к девочке по имени Дружба и протянула ей руку.

-Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

Какое чудесное слово- «Дружба».Давайте произнесем это слово вместе!

Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

  • 1.Зеленый крокодил Гена и его друг…  (Чебурашка )
  • 2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)
  • 3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг…  (Пятачок)
  • 4.Доверчивый Буратино и…(Мальвина)
  • 5.Добрая Белоснежка и…(семь  гномов)  
  • 6. Друг- Шрека... (Осёл и  Феона)
  • 7. Иван Царевич и ….(серый волк)

   Перед вами, ребята, стоит необычное дерево, на нём   необыкновенные листочки. На листочках этого дерева написаны вопросы. Давайте попробуем на них ответить.

  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, ты можешь этот секрет рассказать кому-нибудь?
  • Нужно ли помочь другу в беде и порадоваться вместе с ним его успехам?
  • Можно ли завидовать другу?
  • Если ты поссорился с другом, что нужно сделать?
  •  Нужно ли извиниться, если ты не прав, и предложить другу помириться?
  • Если тебе не нравится что-то в поведении друга,нужно ли  сказать ему об этом прямо?
  • Можно ли обсуждать его поступки с другими людьми?

Молодцы, ребята.

Физминутка:упражнение с мячом «Дружба начинается с улыбки ».                                                                    Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем и с улыбкой. (Например: Здравствуй, Машенька, или доброе утро Алёшенька).

 (Игра стоя в кругу « Вежливые слова»). Слова: Здравствуй, До свиданья, Извините, Спасибо, Будьте здоровы, Пожалуйста, Только после Вас, Доброго пути, Благодарю,  Добро пожаловать,  Разрешите Вам помочь, Поздравляем,  Прошу прощенья,  С добрым утром,  Добрый день,  Добрый вечер,  Спокойной ночи,  Будьте так добры,  Угощайтесь,  Приятно познакомится,  Приятного Вам аппетита.

Вот и пришло время разгадать нам секрет дружбы. (Да.) А секрет этот спрятан в одной песне. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

Молодцы, вы очень быстро разгадали секрет дружбы.

     О друзьях, о дружбе всегда приятно говорить. А знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».

1.Один за всех и  ***    все за одного.

2.Нет друга - ищи ***      а нашел – береги.

3.Не имей сто рублей ***     а имей сто друзей.

4.Новых друзей наживаю ***  а старых не забываю.

5.Старый друг  ***      лучше новых двух.

6. Человек без друга, что дерево без корней.  ( Как  дети понимают эту  пословицу?)

7. Помогай другу везде ***    не оставляй его в беде

8. Сам погибай***    а товарища выручай

9.Дружба дороже*** денег.

10.Друг познается ***в беде.

11.Нет друга -ищи, а нашел-*** береги.

Так, о чем же говорилось в этих пословицах? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы еще только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать много правил.  У меня есть цветик-семицветик, на его  лепестках  мы  сейчас  прочитаем  эти  правила.

Например:

1.Доверять своему другу.

2.Не обманывать друга.

3.Не обижать друга.

4.Заступаться за друга.

5.Помогать друг другу.

6. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
7. Радуйтесь вместе с друзьями.
8. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
9. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
10. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

11. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

12. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

13. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

  -  А еще, какие правила вы знаете?(ответы детей)

О чем мы с вами сегодня говорили? (О дружбе?)

Стук в дверь.  Заходит сказочный персонаж - кот Леопольд.  

Воспитатель:-Ребята, кто к нам в гости пришел?  (кот Леопольд)

 Давайте с ним поздороваемся. (Здравствуй, Леопольд!)

  Леопольд: Я пришел не с пустыми руками, а с волшебным клубочком. Поиграем? (Да.) Дети стоят по кругу. Леопольд передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит: «Я хочу с тобой дружить  Валечка».  Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя. Ребята, вам понравилась игра? (Ответы детей.)

   Воспитатель:Теперь мы с вами связаны одним клубочком, клубочком дружбы.  А помните, что говорил кот Леопольд в мультфильме?  Давайте мы все с вами встанем, возьмемся за руки, улыбнёмся, друг другу и еще раз скажем слова добрейшего кота Леопольда:

-Ребята, давайте жить дружно!

- Сегодня мы с вами говорили о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.

Воспитатель:

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Комплексное занятие по развитию речи для детей старшей группы. «День рождения куклы Маши»

Комплексное занятие по развитию речи для детей старшей группы. «День рождения куклы Маши»...

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»   Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)

Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...