Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’].
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Лерх Марина Сергеевна

 

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_zvukovoy_kulture_rechi.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’].

Цель:  формировать способность детей произносить изолированный звук з и зь. Узнавать слова со звуком з и зь. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки здорового образа жизни посредством дыхательной гимнастики. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход:

Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи,  мы будем учиться произносить звуки з и зь, но прежде чем начать,  надо подготовить  наш артикуляционный аппарат.                                                                                                                                                 • Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.                                                                                                                                  • Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!                                                                                                                       • Чередование: улыбка – трубочка.                                                                                                        • Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.                                                          • Чередование движений языка вверх – вниз.                                                                     -Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :                                                                                                                     Не зверь, не птица —                                                                                                          Нос, как спица.                                                                                                             Летит — пищит,                                                                                                                  Сядет — молчит.                                                                                                                        Разрешенья не спросит,                                                                                                               Подлетит- и укусит! (Комар)                                                                                             Ребята к нам в гости прилетел комарик. Комарик поет такую песенку з-з-з-з. Подлетел комарик поближе и громче слышится з-з-з. Послушайте как громко:                                                                                                                                            - Вениамин, громко слышишь песенку комара? Спой громко песенку.                 Отлетел комарик подальше, тише слышится песенка.                                                             -Максим, тише слышится песня? Спой тихо песенку.                                                                             Прошу каждого ребенка спеть песенку.                                                                                                                                     Даже язычку стало щекотно. Язычок живет поживает в своем домике. А домик язычка рот. Давайте сделаем зарядку язычку.                                                                                Язычок то выглянет, то спрячется. Выпустили язычок гулять – посмотрел вправо, влево, вверх, вниз – спрятали язычок в домик.                                                     Прижали язычок к нижним зубкам. Язычок очень любит песенку и комарик тоже. Язычок мы разогрели, он стал у нас более послушным. Давайте еще раз исполним комариную песенку. При ее исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звук з получается звонким.                                                                                           -Женя, спой песенку комара?                                                                                                          Прошу каждого ребенка спеть песенку.                                                                                                   - Ребята комарик хочет поиграть с нами. Ты Вениамин , Женя, Полианна будете изображать комаров, которые поют песенку, то громко, то тихо, а остальные отмахиваются, отгоняя комаров.                                                                                            - Как Вениамин поет комариную песню?                                                                                                       - А как Женя тихо поет?                                                                                                                                    - А как громко поет Полианна комариную песню?                                                                                         Затем ребята меняются ролями.                                                                                                                 Ребята, в музыкальной комариной школе малыши – комары (их еще можно назвать иначе: вы ребята, а они… (комарята, вы ребятишки, а они (комаришки) исполняют сложные песенки, например:                                                                                                    За-за-за, зя-зя-зя потерял я ферзя                                                                                                                Зя-зя-зя, за-за-за прилетела стрекоза                                                                                                                              Зю-зю-зю, зу-зу-зу не дразните козу                                                                                                                                 Давайте все вместе.                                                                                                             Комарику очень понравилась эта песня                                                                               Ребята, комарик приготовил очень интересную игру! Давайте поиграем. Я называю вам слова, если в слове встречается звук з, зь – хлопаем в ладоши, а если нет, то сидим и молчим. Посмотрим, кто самый внимательный и сообразительный. Внимание приготовились:                                                                              Заря дуб стол зажигает звонок земля                                                                                              Пирамидка кукла замок звенит телефон                                                                     Дом зеркало кровать платье зима                                                                                Золото пекарь повар загадка зонт                                                                              Спички телевизор зверь попугай пирамидка                                                                     Заяц зеленая загудела лампа шкаф машина.                                                                 А какие насекомые еще издают звук з-з-з-з                                                                            Если пил ты чай с медком,                                                                                                  С ней ты хорошо знаком.                                                                                                 Много меду собрала                                                                                                Работящая… (пчёла)                                                                                                                    Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».                                                                                               Дидактическая игра «Пчелы»                                                                                         Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты). Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).                                                                                                  Работа по картинкам. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?                                                                                                        Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)                                                                                                                                  Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)                                                                                                                      Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)                                                             Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима).                                                                                                                     Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза». Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)                                                                                                                      За-за-за-за-за                                                                                                                         Прибежала к нам коза,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Зы-зы-зы-зы-зы                                                                                                                      Ой беда у той козы,                                                                                                         Зу-зу-зу-зу                                                                                                                                 Надо выручить козу.                                                                                                                        Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук З"

Конспект занятия в средней группе на тему : Звук З"....

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук О». Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок».

Цель: Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука О. Ход занятия:1. Организационн...

Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звуки "У-А"

Конспект будет полезен как в старшей логопедической группе для детей с ОНР, так и обычной старшей группе....

Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук "И"

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР....

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук Ц» в средней группе

Конспект направлен на развитие правильного произношения звука "Ц" в разных частях слова, на развитие творческого воображения, фонематического с...

конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук [Б] и [Бь]

конспект занятия по звуковой культуре речи Звук [Б] и [Бь] для детей второй группы раннего возраста...