Использование мнемотехники в разучивании песен и стихов.
консультация по развитию речи на тему

Надежда Анатольевна Чеснокова

Использование мнемотехники в разучивании песен и стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чеснокова Надежда Анатольевна

воспитатель

Детский сад №90

город Новосибирск

Использование мнемотехники в разучивании песен и стихов.

В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача  заучивание наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни были разнообразнее, а времени на запоминание слов уходило меньше. Мы знаем, что все, что вызывает интерес, запоминается быстрее, а если сделать заучивание слов песен, стихов игрой, то работа над новым текстом не будет казаться утомительным трудом.

Чтобы облегчить процесс запоминания текстов я использую мнемонику или мнемотехнику – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование зрительного восприятие символов, знаков, условных обозначений для лучшего запоминания текстов, ведет за собой развитие не только памяти, воображения, но, главное, мышления. Дети ищут осмысленные связи между изображением и теми ассоциациями (зрительными, слуховыми, тактильными) которое оно вызывает.

«Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его читать графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким – либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».  Дети в младшей группе используют предметы-заместители, а в старших группах я  использовала символы – заместители. Дети еще не умеют читать, но у них уже достаточно опыта, для того чтобы, видя какой-либо предмет вспомнить свои ощущения тактильные, слуховые, вкусовые и т.д. Изображение предмета, действия заменяется условным изображением, знаками, символами. Дети учатся пользоваться графическим «заместителем» слова.

Для того, чтобы использование мнемотаблиц было успешным, я проводила предварительную работу с детьми по накоплению опыта работы со знаками, символами, условными изображениями:

  • на занятиях по развитию речи дети пользуются  опорными таблицами для пересказа сказок;
  • на занятиях по математике используются знаки и условные изображения, при работе с блоками Дьенеша дети учатся кодировать и декодировать информацию;
  • на занятиях по познавательному развитию дети знакомятся с условным изображением характерных особенностей животных, рыб и птиц и т. д.;
  • в совместной деятельности использовала игры на развитие логического мышления «На что это похоже?», «Забавные превращения», «Что у нас общего?» знакомят с условным изображением предметов, животных, объектов природы.

 В текстах песен и стихов встречаются слова, обозначающие не только предмет, группу предметов, их особенности, признаки то, что не трудно обоЗНАЧИТЬ, но и чувства, эмоции, сенсорные ощущения.

Здесь можно использовать такой прием, например, рисуем иголку, у кого есть иголки? У ёжика, есть швейная игла, иголки есть у ёлки. Что почувствуешь если прикоснуться к иголке? Какая иголка? В последующем при кодировании слов «острый», «колючий», «колкая» и др. мы можем использовать изображение иголки.

Для «записывания» текста песен я использовала все знаки, условные изображения, символы которые детям встречались раньше, если слово вызывало затруднение, дети сами придумывали, как его обозначить исходя из своего опыта. Составлять мнемотаблицу  по новому материалу нужно вместе с детьми, обсуждая символическое изображение каждого слова. Обязательно уточняя всё ли понятно детям, и поощряя возникновение вопросов. При составлении первых таблиц кодируется почти каждое слово. Постепенно от песни к песни количество символов сокращается. Кодируется только основной смысл строчки.

Запоминание текстов стало увлекательной игрой. На музыкальных занятиях закодированная песенка вывешивается на стенд, и дети с удовольствием и легко воспроизводят текст. Первое исполнение песни по мнемотаблице проходит с моей помощью. Я говорю текст и показываю знак, которым изображено слово. После двух-трех раз исполнения по таблице дети быстро и надолго запоминают текст, и в последующих исполнениях таблица уже не нужна. Но так как в любой группе есть дети, которые медленнее усваивают новый материал, то мнемотаблицы я развешиваю в группе, и дети с удовольствием исполняют по ним песни самостоятельно. Стоит только одному ребенку подойти к «зашифрованному» листочку, как тут же собирается группа детей и все весело наперебой «читают картинки». Использование наглядной модели песни или стихотворения облегчает и ускоряет процесс запоминания.

Использование мнемотехники в настоящее время становится всё более актуальным. В жизни мы всё чаще встречаем символы, знаки, условные обозначения и умение «читать» такую информацию детям обязательно пригодится. Обучение с использованием мнемотехники развивает у детей память, мышление и воображение, что обеспечивает умственное развитие детей.

Литература:

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники; учебно – методическое пособие. 2-е изд. испр.- СПб: «Детство-пресс» 2005 – 96с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Использование мнемотехники в разучивании стихов»

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить эт...

Использование мнемотехники в разучивании стихов

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из этих факторов является наглядность. Существу...

картотека, использование мнемотехники для разучивания стихов, сказок и рассказов

картотека, использование мнемотехники для разучивания стихов, сказок и рассказов...

Использование мнемотехники при разучивании стихов в старшем дошкольном возрасте

Наверное, нет необходимости объяснять, какое значение для гармоничного развития ребёнка имеет знакомство с художественным словом, поэтическими формами, а так же разучивание и декламация стихов наизуст...

Использование мнемотехники для разучивания стихов

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать, но не все могут быстро запомнить их. У некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эм...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники при разучивании стихов»

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники....