Растения леса и тундры
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сайбышева Ганна Хасевтивна

Цель: закрепить знания детей о растительности леса, тундры.

            Задачи: - формирование представлений детей о труде лесника и его природоохранительной деятельности;

            - способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе, тундре; умение распознавать деревья по стволу, веткам, листьям; ягоды по плодам;

            - воспитывать у детей интерес к жизни леса, желание помогать и заботиться о растениях, как о живых существах.       

            Предварительная работа: наблюдение за деревьями во время прогулок и экскурсий; рассматривание иллюстраций; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; заучивание стихов и загадок;

Материал: иллюстрации деревьев, ягод, изделия из бересты, листья для игры, аудиозапись «Шум леса», карта, ягоды (морошка, брусника).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_lesa_i_tundry.docx659.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Растения леса и тундры»

Цель: закрепить знания детей о растительности леса, тундры.

        Задачи: - формирование представлений детей о труде лесника и его природоохранительной деятельности;

        - способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе, тундре; умение распознавать деревья по стволу, веткам, листьям; ягоды по плодам;

        - воспитывать у детей интерес к жизни леса, желание помогать и заботиться о растениях, как о живых существах.        

        Предварительная работа: наблюдение за деревьями во время прогулок и экскурсий; рассматривание иллюстраций; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; заучивание стихов и загадок;

Материал: иллюстрации деревьев, ягод, изделия из бересты, листья для игры, аудиозапись «Шум леса», карта, ягоды (морошка, брусника).

                                                       

Ход занятия.

        Воспитатель. Дети, обратите внимание, у нас в гостях девочка, зовут её Сэрне. Она приехала из тундры и привезла с собой что-то.  Это что-то она нам покажет в конце занятия, а пока посидит с нами и посмотрит, как вы занимаетесь.

         Как называется страна,  в которой мы живём? (Россия).  Верно. Россия очень большая страна. (Показывает на карте).  В нижней части карты – юг России, там всегда почти тепло и светит солнце.  В верхней части карты – северная территория, здесь холодный суровый климат, в течение многих месяцев земля покрыта снегом и дуют ледяные ветры. А где мы живём – на юге или на севере России? ( На Севере).  Наш Север -  особый край.  Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (Показывает иллюстрацию).  Посмотрите, как оно переливается разными красками!

Дети, вы все ездите в отпуск на юг, вспомните, какие деревья растут в лесу? Чем отличаются? (Ответы детей). 

Правильно, в лесу растут высокие ели, сосны, берёзы.

Ребята вам надо постараться

Загадку отгадать.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели, чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон

И гомон птичий

Охраняет кто?

        Дети.  Лесничий.

        Воспитатель.  Правильно, а кто такие лесники? Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами не покладая рук.  Лес – большой друг не только человеку, но и зверям и птицам.  Для них он родной дом и кормилец.  И главная забота лесничего – сохранить и уберечь этот дом и их обитателей. Вы, дети, мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам? Кто из вас хочет быть помощником лесничего? Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники.  Но я хочу узнать, знаете ли вы растения тундры.  Посмотрите, как растения приспособились жить на Севере?

(Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом.)

        - Какие растения тундры вы знаете?

(Выставляются  картины карликовой  березы, лиственницы, ели, рябины, голубики, мхи, черники, брусники и др.

Воспитатель задаёт загадку:       Из лесочка деревцо

                                                      Пришло к дому, под крыльцо,

                                                      С доброй славой, с головой кудрявой,

                                                      С красными кистями,

                                                      С пернатыми гостями.

Воспитатель. Рябина, одна из самых зимостойких плодовых культур, переносит морозы до 50 градусов.  Ствол со светло-серой гладкой корой. Листья ажурные, с зубчатыми краями. Цветет в мае.  Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью.  Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы. Растет у берега рек, опушки леса, обочины дорог. Ягодами рябины питаются птицы, иногда к рябине слетается такое количество птиц, что ветки не выдерживают и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей животных.  Любят ягоды рябины лоси и медведи.

Рябина.

На плечах её косы длинные,

Брови смелые, соболиные,

Сарафан с широкой каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшитый листьями,

Разрисован алыми кистями.

Подойду, и глазам не верится:

То стоит не юная девица,

А рябины тонкое деревце!

        Воспитатель задаёт загадку:   Разбежались по опушке

                                                              В белых платьицах подружки.        

Воспитатель. Много стихов, песен сложено о главном и самом красивом дереве России – березке. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу землю, но иногда грустит, как будто жалуется на кого-то. Ствол белый с черными точками. Весной на кончиках березовых ветвей появляются длинные серёжки, жёлтые и зелёные (это семена).  Листья небольшие, округлой формы, гладкие.  Очень любит солнечный свет, простор, не боится трескучих морозов.  Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок.  Березовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.  Из березовой бересты плели лапти, лукошки, туески для ягоды и грибов.  В далекие времена люди писали на бересте письма.  Ненцы делали покрытие на свой чум.  Почему карликовые так называются? (Они маленькие, низкорослые).  (Показ иллюстраций).

Береза.

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

Воспитатель загадывает загадку:

Есть у родственности ёлки

Не колючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

Воспитатель. А это что за дерево? (показ лиственницы).

Да, это лиственница.  Это высокое дерево, ствол тонкий. У лиственницы хвоя похожа на иголку, есть шишки.  Осенью хвоя лиственницы становится жёлтой и опадает. У этого дерева есть своя отличительная особенность, на коре этого дерева растет смола, которую люди собирают и из неё делают жевательную резинку, которая полезна для зубов и желудка.  (показ смолки).

          Воспитатель. Вся тундра покрыта лишайниками и мхами, в том числе ягелем, которым питаются олени. (Показ иллюстраций мхи, ягеля).

        Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля «Ягель».

«Ягель – самый красивый мох.

Светлый, светло- зелёный, упруго вырывается он из земли, каждый его кустик похож на взрыв.

            Ягель – ласковый, мягкий мох. По нему жалко ходить, топтать его, а уж если пошёл – идешь по пуховой подушке.

        Говорят, что след человека остаётся в ягеле на долгие годы.

        В одном месте среди ягеля мы увидели бруснику. Она казалось особенно спелой и сочной в его седоватых кустиках. Бруснику мы съели, а ягель оставили оленям».                                  

                                              Игра «Найди дерево по листочку».

                                             

Физминутка.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде – два!

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель. Дети, вы все бываете в лесу вместе с родителями и слышали, наверно, шум леса. Лес любит песни, потому что он очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу, и стрекозу.

Трели птиц, шепот листвы,

Послушать лес хотите вы?

(Звучит фонограмма «Шум леса»)

        Воспитатель. Какие ягоды растут у нас на Севере? (Морошка, голубика, брусника, черника). (Показ иллюстраций).

Голубика – это низкий кустарник, листочки с голубоватым оттенком. Весной  на кустарничке появляются листья, осенью они опадают.  Плоды голубого и синего цвета, они маленькие и круглые, очень вкусные. Из ягод делают компот, варенье.

Черника – красивое и целебное растение, прозванное в старину «ворон-ягодой». Черника занимает первое место среди всех ягод и плодов по содержанию витаминов. Из этой ягоды делают варенье, сок, кисель, настой, применяют как лекарство в народной медицине.

Шиповник – красивый кустарник высотой 1,5 – 2 м семейства розоцветных, с блестящими красно-коричневыми загнутыми книзу шипами. Плоды созревают в августе – сентябре.  Это плоды жизни.  Они защищают от болезней, придают силу, повышают работоспособность.

Морошка. Листья морошки большие, ягода сидит как в чашке, она бывает красная и жёлтая.

Колыбельная морошке.

Морошка, морошка

Тоненькая ножка

Ягода фонарик,

Сладостью подарит.

 Солнца луч в окошке –

  Золотые рожки.

                                            Вышла я из чума –

                                            Нет нигде морошки

                                            Белою метелью

                                            Гуси налетели,

                                            На болото сели,

                                            Всю морошку съели,

                                            Гуси на болото

                                            Прилетают рано.

                                            Завтра за морошкой

                                            Раньше солнца встану.

Брусника, боровика, брусничник – вечнозелёный кустарничек семейства брусничных. Ягоды и листья брусники содержат витамин С. Листья нужно собирать осторожно, не повреждая растения, т.к. брусника растёт медленно и восстановить заросли очень трудно.  Ягоды собирают по мере созревания.  И вы, дети, наверно ходили в лес собирать эту ягоду.

Воспитатель. Посмотрите, что нам привезла Сэрне.

(Девочка преподносит ягоды).

(Предложить детям закрасить картинки с изображением ягод под музыку).

        Воспитатель.   Часто в лес приходят недобрые люди.  Ломают деревья, обижают птиц, зверей.  Послушайте, я вам расскажу историю, которая случилась недавно в лесу.

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе, довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

        Такие люди наносят вред лесу, и он бывает очень на них сердит.

Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство страны:

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

        

Воспитатель. Молодцы, дети. Хорошо знаете лес, тундру, хорошие из вас лесники получатся.

Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки,

Чтобы сохранилось всё навеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения леса

Загадки о травянистых растениях леса...

Растительность леса и тундры.

Закрепить знания детей о растительности леса и тундры. Формировать представления детей о труде лесника....

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Растения леса,луга и сада"

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Растения леса, луга, сада»Цель: познакомить детей с растениями сада, луга и леса.Материалы и оборудование: иллюстрации растений, схема растения, ноу...

Дидактическая игра «Природные зоны. Растения и животные тундры»

Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована педагогами  ДОУ как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и самостоятельной  ...

Викторина «Растения леса» для детей подготовительной группы 6-7 лет.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом....

Календарный план в подготовительной группе на тему: «Цветущие растения леса, сада, луга»

Планирование воспитательно-образовательной работы   на  май 2  неделяТема: «Цветущие растения леса, сада, луга»Задача: Воспитывать в детях чувство прекрасного. Познаком...