Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Очень интересное занятие. Дети на поезде отправляются в путешествие. На станциях остановках они выполняют дидактические упражнения по развитию лексико-граммматического строя речи и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda_obuv.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Цель: учить детей образовывать сущ. мн. числа от ед., образовывать сущ.ед. и мн. числа в родительном падеже, сущ. с умен.-ласк. суффиксами, образовывать и практически применять относительные прилагательные и антонимы; формировать представления о различных видах одежды, обуви, головных уборов и их деталей (манжеты, рукав, каблук, пуговицы и т.д.), о профессиях, связанных и с изготовлением одежды, обуви, головных уборов; развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память; воспитывать терпимость по отношению друг к другу, уважение, дружеские отношения.

Материал: предметные картинки по теме (шапка, платье, туфли, кепка, шуба, кепка, майка и т.д.)

Ход занятия

1. Организационный момент. Загадывание загадок об одежде, обуви и головных уборах. Сообщение темы занятия.

Дети «покупают» билеты на поездку в поезде. Билет получает тот, кто отгадает загадку.

        *        *        *

Пять чуланов – одна дверь (перчатка).

        *        *        *

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу (шапка).

        *        *        *

Змея на дерево вползла, 

Собою дерево спасла: 

Когда ветры налетели,

Она дерево согрела (шарф). 

        *        *        *

В чистом поле ворота 

И два длинных хода: 

По одному пойдёшь, 

Из другого выйдешь (рубашка). 

        *        *        *

Варежки для ног (носки). 

        *        *        *

Пять амбарушек, одни ворота (перчатки). 

        *        *        *

Я любой девчонке 

Прикрою волосёнки, 

Прикрою и мальчишке 

Стрижки-коротышки. 
От солнца я защита — 

Для того и сшита (панама). 

        *        *        *

А ну-ка, ребята, 

Кто угадает: 

На десятерых братьев 

Двух шуб хватает (варежки, перчатки). 

        *        *        *

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля (шляпа). 

        *        *        * 

Утром встал — 

На две дороги попал (брюки). 

        *        *        *

Стоит дом высок, 

Дыряв потолок, 

Две комнаты в доме,

Стены плетённые, 

Кто в дом войдёт, 

Тот в нём уйдёт (колготки). 

2. Упражнение «Расскажи, какая бывает одежда». Активизация и обогащение предметного словаря. Классификация одежды, обуви, головных уборов (женская, мужская, зимняя, летняя, демисезонная, детская, взрослая, домашняя, рабочая, праздничная, верхняя одежда, нижнее белье). Демонстрация картинок.

Пока ребята едут в поезде, логопед проводит с ними беседу, по вопросу «Какая бывает одежда?»

3. Упражнение «Назови ласково». Ребята прибывают на станцию «Лилипутия». На этой станции всё вокруг очень маленькое и поэтому все окружающие предметы называют ласково.

Пример, шапка – шапочка; кепка – кепочка; сандалии – сандалики; носки – носочки и т.д.

Словарь: косынка, колпак, панама, туфли, ботинки, сапоги, тапки, кроссовки, трусы, сарафан, колготки, юбка, платье, брюки, майка.

Дети возвращаются в поезд, отправляются на следующую станцию.

4. Упражнение «Выбери одежду, обувь и головной убор для прогулки». Упражнение детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

- Наше путешествие продолжается. На какую станцию мы попадем, нам неизвестно. А вдруг мы прибудем на станцию, на которой лето идет полным ходом!? Как вы думаете, какую одежду, обувь, головной убор нужно выбрать? Объясните, когда носят то, что вы выбрали. Составьте предложение со словом «когда».

Пример: Панаму носят летом, когда на улице очень жарко, сильно светит солнце. Резиновые сапоги носят осенью, когда на улице сыро, идет дождь. Шерстяные шапочку и шарф надевают на прогулку зимой, когда становится очень холодно и морозно.

Дети выбирают картинки и комментируют свои действия.

5. Упражнение «Один – много». Дети прибыли на станцию «Один – много». Демонстрация картинок.

шапка – шапки

сапог – сапоги

ботинок – ботинки

шарф – шарфы

тапок – тапки

носок – носки

6. Игра с мячом «Есть – нет». Станция «Игровая».

- Я бросаю вам мяч и говорю, что у меня есть. Вы ловите мяч и говорите, что у вас именно этого предмета нет. Например: «У меня есть новые ботинки». Вы мне отвечаете: «А у меня нет новых ботинок».

Логопед вместе с детьми пребывают на последнюю станцию – станция «Интеллектуальная».

7. Упражнение «Что с чем». Закрепление знаний детей о деталях одежды, обуви, головных уборах. Усвоение конструкций с предлогом «с». работа с картинками, за столами.

Пример: у меня рубашка с воротником; у меня юбка с поясом и т.д.

Словарь: карман, воротник, рукава, манжет, подол, пояс, пуговица, кнопка, молния, подошва, каблук, шнурок, язычок, задник, козырек, кисточка и т.д.

8. Упражнение « Скажи наоборот» (поиск антонимов).

надевать – снимать

покупать – продавать

обувать – разувать

застегнуть – расстегнуть

повесить – снять

обувать – разувать

гладить – мыть

завязать – развязать

        9. Упражнение «Назови, какая?»

                        шапка из меха – меховая

                        шапка из шерсти – шерстяная

шапка из меха кролика – кроличья

шапка из меха лисы – лисья

шапка из меха норки - норковая

        10. Упражнение «Четвертый лишний».

- Слушайте внимательно и думайте, какой из предметов, названных мною, лишний и почему. Составляйте предложения со словом «потому что».

Пальто, комбинезон, купальник, шарф.

Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапка, бейсболка.

Резиновые сапоги, шлепанцы, кожаные ботинки, утепленные кроссовки.

Косынка, берет, сандалии, шляпа. И т.д.

11. Окончание занятия, подведение итогов. Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

- На каких станциях мы сегодня были?

- О чем мы говорили на занятии?

- Что на занятии вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Одежда»

Представленный конспект предназначен для воспитателей детских садов работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Цель НОД: Научить детей правильно составлять описательный рассказ об одежде...

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Звуки [б], [б\']. Буква Б.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Звуки [б], [б']. Буква Б....

Календарный план воспитательно - образовательной работы подготовительной группы Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

Цель: закреплять обобщенные понятия «одежда, обувь, головные уборы». Учить классифицировать их по сезону. Закрепить представления о видах одежды и обуви (мужская, женская, детская), и их ф...

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Одежда.Обувь. Головные уборы. Звук и буква Т.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Одежда.Обувь. Головные уборы. Звук и буква Т....